КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ МАРДЖАНИ.
КАК ОТКРЫЛИСЬ ЕГО УНИКАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ
Духовным управлением мусульман РТ текущий год объявлен годом выдающегося религиозного и общественного деятеля, ученого и философа, историка и этнографа Шигабутдина Марджани (1818-1889). Научные труды Ш.Марджани, его сочинения не утратили своей значимости и в наше время и охватывают различные аспекты Ислама, истории, культуры и жизни татарского народа.
В 1915 году во время подготовки к 100-летию мыслителя в Казани была издана книга, посвященная великому ученому. В нее вошли сочинения Ш.Марджани, воспоминания о нем. Среди авторов этого фундаментального труда был Шагар Шараф – крупный ученый и журналист. Именно ему выпала честь написать наиболее полную и достоверную биографию богослова. Islam-today начинает публикацию глав из этого очерка.
Рождение Марджани. Смерть его матери. Детство. Воспоминания о его юности.
Досточтимый Марджани родился 7 раби’уль-увваль 1233 по хиджре/3 января 1818 по милади во время ночного намаза в селе Ябынчи (Ябынчи от Казани отстоит на 50 верст, по соседству с ним расположено село Марджан) и умер в возрасте 74 лет после вечернего намаза 29 ша’бана 1306 по хиджре/18 апреля 1889 года по милади, похоронен в Казани. Мардажани быр первым ребенком в семье. Когда он появился на свет, его отцу было 32 года, а матери 24 года. Мать Марджани звали Бибихубейба (после ее смерти Багаутдин хазрат взял в жены ее сестру Хабибу. Прежнюю жену он называл Хубейба, а промеж себя вторую называли как Хабба) Его мать скончалась при рождении ребенка, а мальчику в то время пошел пятый год, и потому он не помнил материнской ласки.
Ввиду того, что он рано лишился родной матери, его воспоминания о ней были весьма скудны: «Однажды в глубоком детстве я играл у ручья с котенком, и мне передали, что меня зовет к себе мать и повели к ней. Она в то время тяжело болела. Помню, как я приблизился к ее постели, и она взглянула на меня глазами, полными скорби, и плача произнесла: «О, дитя мое! Кто же будет растить тебя после моей смерти? Кто будет опекать и воспитывать тебя?» Отчетливо помню, как меня на руках нес шакирд во время проводов тела матери на кладбище. Кроме этих воспоминаний о матери более я ничего не помню».
Из впечатлений раннего детства Марджани рассказывал однажды эпизод переезда семьи из села Ябынчи в деревню Ташкичу: «Меня укутанного с головы до пят уложили в люльку, изготовленную из древесной коры, а в других санях везли стреноженную корову, и меня забавляло то обстоятельство, что огромную корову везет небольшая крестьянская лошадка».
Эти воспоминания из раннего детства лишний раз доказывают то, что с детских лет Марджани обладал пытливым умом, рос наблюдательным и смышленым мальчиком, в нем уже тогда проявилось чувство удивления и в некоторой степени ощущалось критическое восприятие окружающей действительности, так как его внимание было обращено на несоответствие – как это так корова, которая в состоянии передвигаться самостоятельно, расположилась в санях.
О детских и юношеских годах Марджани нам поведал его родной брат, уважаемый Садретдин хазрат (кстати, Садретдин хазрат был вместе с Марджани во время его учебы в Бухаре, а также сопровождал его во время хаджа, в настоящее время (1332 год по хиджре/1914 милади) ему девяносто лет. Нижеприведенные воспоминания и сведения он надиктовал и передал своему сыну Закарие эфенди (редактор газеты «Кояш») «Марджани с детства любил возиться с домашними животными. Его любимцами были гуси, куры, индюшки, собаки и кошки. Он любил играть с ними и наблюдать за их повадками. Он отличался пытливым умом. Находил что-то новое и необычное в обыденной жизни, и старался воплотить зарождавшиеся в нем идеи в жизнь. Например, ему было не по нраву, что курицы в хозяйстве были разномастными, и он делал все, чтобы они были одной масти. Сам он любил белый цвет и потому предпочитал держать на подворье белых кур. А как-то он загорелся желанием перевести всю птицу в белый цвет. Для реализации этой идеи он нацепил петушиные хвосты курам и цеплятам иных мастей и убедил домашних, что их надо забить. Подоплека этой затеи была известна только мне, и я был его помощником в ее реализации.
Только потом он объявил мне о том, что эта идея была ошибочна, что в ней было больше сумасбродства, нежели здравого смысла. «Разноцветье и многообразие – это уже красота и богатство палитры природы, прелесть бытия состоит именно в ее разнообразии, олицетворяет собой бесконечные возможности природы, заметил он».
Из приведенного отрывка воспоминаний Садретдина хазрата можно сделать вывод о том, что Марджани с юных лет имел особенность мыслить неординарно, взвешивать все по-своему, относиться ко всему критически и внимательно и на основе этих воззрений составлять план действий и претворять его в жизнь. При этом он, убедившись в истинности своих мыслей, не придает значения противостоянию окружающих, а наоборот стремится привлечь их на свою сторону и заразить своей идеей. Даже в том случае, когда он ошибался и понимал неверность своих взглядов, он не стремился следовать линии посторонних, а придерживался своих мыслей и доводов, вел дело до тех пор, пока его совесть и сам он не испытывали удовлетворение.
В юности для Марджани было характерно заниматься совершенствованием своих познаний. Он отдавал предпочтение всему новому, неизведанному, облегчающему жизнедеятельность простых людей. Именно на это он нацеливал своих ровесников, пробуждал в них стремление к интеллектуальному росту и развитию способностей, возрастанию уверенности в своих силах, последовательности и убежденности в достижении целей. Несмотря на то, что юноше самому не суждено было сполна испытать всех благ домашнего воспитания и семейной жизни, природа наделила его исключительно богатым воображением, чрезвычайными умственными способностями. В этой связи, в частности, Садретдин хазрат отмечает: «Марджани во время детских игр придумывал такие вещи, которые до того момента не были известны. Например, во время обучения в сельской школе он вырезал из дерева небольшой шарик и привязал тонкой нитью, а другой конец нитки закрепил к ножке небольшого стола. Затем он вырезал окружность и предлагал сверстникам, выдувая воздух, загнать шарик внутрь этой окружности. Тот, кто способен выполнить этот трюк, он предлагал определенный приз. Благодаря этой игре ребята увлекались и совершенствовали свою ловкость и смекалку. (Для усложнения задачи Марджани старался столик поместить в затемненный уголок).
Из всего этого следует, что Марджани по уровню своей смекалке, сообразительности, и даже хитрости намного превосходил своих сверстников.
Обычно, биографы выдающихся деятелей особо подчеркивают их неусидчивость и неугомонность в детские годы. Для здорового ребенка с нормальной психикой детские игры и забавы обычное явление. Марджани в детстве отличался веселым и неугомонным нравом, во время любимых игр он обычно верховодил сверстниками. Говоря о забавах, в которых он принимал деятельное участие, Садретдин хазрат отмечает следующее: «В детские годы Марджани обычно вырезал из бумаги маску и нацепив ее на лицо, тем самым старался припугнуть детишек и старушек. Так вот однажды, проходя мимо ворот, он столкнулся с пожилой женщиной, которая держа в руках валек, направлялась к ручью полоскать белье. Старушка, приняв мальчика за джинна, огрела Марджани вальком по голове. Вспоминая впоследствии об этой истории, Марджани говорил, что у него из глаз посыпались искры, и что он вообразил, будто бы его голова раскололась, при этом на лице у него была улыбка».
Подобная история имела место и во время его учебы в Бухаре. Он рассказывал об этом своим ученикам. «Однажды, нацепив на лицо бумажную маску, я постучался в дверь к одному шакирду. Он, приоткрыв дверь, увидел меня и ахнул от испуга, а затем упал в обморок. Я быстро спрятался в своей комнате. После этого тот шакирд несколько недель сделался больным и утверждал, что видел джинна. Однако после этого случая я навсегда зарекся шутить подобным образом».
О том, как мастерски разыгрывал Марджани людей, рассказывают много историй. Вот одна из них: ему повстречался однажды крестьянский парень, который собрался жениться и обратился с вопросом: «Хазрат, надоумь меня, как определить насколько благовоспитанна и исполнительна девушка, я бы желал, чтобы моя суженая была именно такого нрава…» Марджани недолго думая ответил: «Это проще пареной репы. При первом же визите в дом невесты, прикажи ей читать намаз, повернувшись лицом на восток, а сам при чтении намаза поворотись в южную сторону. Если она, следуя твоему указанию, выполнит это и не будет перечить тебе, эта девушка благовоспитанна и исполнительна…»
С юношеских лет Марджани рос смелым и решительным. Подчас ему приходилось проявить свой характер в чрезвычайно сложных и опасных для жизни ситуациях. Пятнадцатилетним мальчиком он отважился во время распутицы усадить на небольшой плотик сестренку и братишку Садретдина и по реке переправить их из деревни Ташкичу в село Ксна. Кроме указанных качеств Марджани обладал недюжинной силой и физическим развитием. В молодости он завоевал славу непобедимого борца в национальной борьбе курэш. Садретдин хазрат вспоминает: «Марджани во всем стремился превзойти сверстников. Он очень любил национальную борьбу. В этом плане он обладал мастерством и природными данными. Едва вступив в пору совершеннолетия, он на майдане деревни Ташкичу мог спокойно уложить на лопатки довольно сильных и опытных борцов. Именно поэтому среди известных борцов в окрестных деревнях за ним укрепилось прозвище «Борец Шигаби». Жители деревни Ташкичу гордились «Борцом Шигаби», и во время сабантуя и традиционного праздника жиен обращались с просьбой к его отцу Багаутдину хазрату, чтобы он отпустил с ними своего сына. Однако не всем это нравилось. Некоторые из числа деревенских стариков советовали хазрату не допускать сына к борцовскому ковру, так как он мог по молодости получить увечье и остаться калекой на всю жизнь. Но Марджани был страстным борцом, ждал случая, чтобы выйти на ковер и померить свои силы в поединке с достойным соперником. Когда Марджани было девятнадцать лет, он, несмотря на уговоры доброжелателей воздержаться от поединка с сильным соперником, которого называли не иначе, как «Ибрай-батыр», все же осмелился противостоять этому пехлевану и в итоге победил его. В борьбе у Марджани было свое правило, которое свидетельствовало об уровне его нравственных принципов. Именно об этом Садретдин хазрат замечает: «Марджани в борьбе отдавал предпочтение не тем борцам, кого победили, а тем, кто вышел из поединка победителем. А с соперником, которого он раз уложил на лопатки он уже никогда не выходил на ковер. Он также не боролся и с тем борцом, который потерпел неудачу от последнего».
Садретдин хазрат подчеркивает исключительную богобоязненность Марджани: «Набожность была присуща ему с юных лет. Он не оставлял ни одного намаза. Однажды еще до совершеннолетия он внезапно заболел, а после того, как выздоровел, прочитал все пропущенные намазы ради довольствия Всевышнего. Сам он позднее с нескрываемым удовлетворением вспоминал об этом».
Все это свидетельствует о том, что Марджани с юных лет до последних дней стремился служить своему народу, творил и писал книги по религии и светской направленности и не допускал ни малейших отступлений от норм Шариата и благодаря этому его душа была чиста и благородна.
Шагар Шараф,
23 зуль ка’да 1332 год по хиджре/13 октября 1914 года по милади
Источник: islam-today.ru