Абу Бакр (-радыйаллаху анху-) был среднего роста, кожа его была белой, с чуть желтоватым оттенком, волосы были прямыми, а борода – не густой. Он часто красил её хной. У него был открытый лоб, глубоко посаженные глаза и строгий взгляд. Несмотря на то, что лицо и тело его были худыми, он был широк в плечах. Ноги его были тонкими, бедра вытянутыми, и все телосложение – тонким и стройным. Вместе с тем, он был силен и храбр. В молодости он имел стройную осанку. Но с возрастом стал немного сутулиться. Преисполненный любви и трепета перед Господом, он всегда выглядел печальным. Но любовь к Пророку делала лицо его приветливым и приятным.
Досточтимый Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил: «Знание и хидайат, которые Аллах ниспослал со мной, подобны проливному дождю, выпавшему на землю. Те плодородные участки земли, которые впитывают эту дождевую воду, взращивают различную зелень и растения. Другие участки земли не впитывают этой воды, а держат её на своей поверхности, чтобы люди, звери, и другие живые существа могли пить и пользоваться ею. Существуют и другие участки земли, которые не держат этой воды и не взращивают ни плодов, ни зелени» (Бухари, Ильм, 20). Из этого хадиса становится ясным, что люди могут воспользоваться той милостью, с которой пришел Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) лишь в соответствии со своими способностями.
Одним из первых, кто был воспитан в школе пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям), одним из тех, кто глоток за глотком утолял жажду из его источника хидайат и ма’рифат, одним из тех, кто «накапливал эту воду и поил ею других», был Абу Бакр (радыйаллаху анху). Он был первым, кто уверовал в Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), и стал первым после него халифом. Он был первым, кто посвятил Посланнику Аллаха все свое имущество, и был первым, кто принял на себя тот вред, который был обращен на Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям).
Он был тем, о ком Посланник Аллах (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Кроме пророков, под солнцем не было человека лучше, чем Абу Бакр», и удостоившимся чести быть любимым другом Посланника.
Пять основ его превосходства
Когда его спросили, как он достиг такого совершенства и превосходства, он дал ответ, в котором заложены основы духовного пути и совершенной нравственности в тасаввуфе. Он ответил так:
«Я достиг этого с помощью пяти вещей:
1. Я относил окружающих меня людей к двум разным группам. Первая – это рабы мирского, которые пребывают в погоне за ним. Другая – это те, которых беспокоит только то, что ожидает их после, то есть в будущей жизни. Я не стал ни последователем этой жизни, ни последователем вечной. Я стал тем, кто желал лишь довольства Господа своего.
2. С первого дня, как я стал мусульманином, я был занят лишь познанием Господа моего, а то счастье и возвышенность чувств, которые я испытывал в этот период моей жизни, заставили меня совсем охладеть к мирскому, и я уже никогда не проявлял интереса к нему и никогда не ел пищи досыта.
3. Наслаждение от любови к Господу моему во имя Него так переполняла и жгла меня, что боязнь затушить этот пыл любви уже никогда не позволяла мне даже напиваться вдоволь воды.
4. Если предо мной вставал выбор между мирским и вечным, я всегда выбирал то, что вело к вечному.
5. Я стал очень обязательным в посещении сохбетов Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), стараясь как можно чаще быть вместе с ним. И тогда я стал его спутником в хиджре, его товарищем в пещере и самым близким его другом по божественным тайнам».
В этих словах Абу Бакра заложена основа воспитания тасаввуфа и его фундаментальные основы. А именно: желание снискать довольство Аллаха, зухд – отстраненность от мирского, умеренный аппетит, короткий сон и нахождение с Посланником Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям).
Сохбеты с Посланником Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) вносили особый дух в жизнь сахабов и вводили их в атмосферу духовности, вдохновения, любви. Сахабы слушали его речь внимательно и смиренно, так, будто на их головах сидели птицы, и они боялись спугнуть их. Поэтому сахабы, Абу Бакр и другие, в сердцах которых зажглась искра той самой любви и духовных переживаний, смогли донести их и до других поколений. Таким образом, духовность Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) не была утрачена, а дошла до нас в виде «золотой сильсиля». Но, в силу того, что эту духовную жизнь было невозможно передать только словами, была необходимость воссоздать её в среде тех, кто мог и желал пережить все вновь, и так, путем «отображения этих духовных переживаний», эта искра передавалась по цепи из одного поколения в другое.
Слова Посланника Аллаха: «То, что вложил Всевышний Аллах в мое сердце, я вложил в сердце Абу Бакра» подтверждают эту истину. А то, что в Священном Коране говорится: «Так знайте же, что среди вас находится Посланник Аллаха» (аль-Худжурат, 49/7), указывает на то, что во все времена в среде верующих мусульман будут такие, которым будут присущи качества их наставника, пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям).
Пребывание в обществе пророков, а в наши дни – в обществе наследников пророков, арифов (обладателей сокровенных знаний) и муршидов (духовных наставников) является основным путем, ведущим человека к Господу, сближающим его с Ним. Ведь находясь в постоянной близости или сопровождении кого-либо, в процессе постоянных контактов или бесед, человек приобретает качества и оттенки того, с кем он рядом, в соответствии со своими способностями и возможностями. Личность облачается в качества того, с кем рядом, и отождествляется с ним. В психологии это называется «идентификация»: отождествление и трансформация одной личности в другую.
Зеркало совершенства и красоты
Не оставлявший и ни на миг Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), привязанный к нему всем сердцем и каждый момент готовый отдать ради него свою жизнь, Абу Бакр (радыйаллаху анху) вскоре стал отражением его нравственного совершенства и красоты. Он полностью растворился в Посланнике Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) и, растворившись в нем, обрел вечность в Аллахе, постиг источник божественных знаний. Ведь когда Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) ушел в мир вечный, и все были настолько потрясены этим, что даже ‘Умар (радыйаллаху анху), не сдержавшись, обнажил меч и сказал: «Кто скажет, что Мухаммад умер, тому не сносить головы!», Абу Бакр (радыйаллаху анху) показал всем, что означает раствориться в Аллахе и обрести в Нем вечность. Он приподнял с лица Посланника (саллаллаху алейхи ва саллям) покрывало и произнес: «И смерть твоя также прекрасна, как и жизнь твоя. И не вкусишь ты её (смерти) дважды, эта лишь та, что предписана каждому», затем вышел к людям и обратился к ним: «О люди! Те из вас, кто поклонялся Мухаммаду, пусть знают, что Мухаммад умер. А те из вас, кто поклонялся Аллаху, пусть знают, что Аллах жив и никогда не умрет». Затем он прочитал следующий аят: «Мухаммад всего лишь Посланник. До него тоже были посланники. Неужели, если он умрет или будет убит, вы обратитесь вспять [от ислама]?» (Али Имран, 3/144). Так досточтимый Абу Бакр еще раз напомнил таким сахабам, как ‘Умар (радыйаллаху анхума), чьи сердца были наполнены любовью к Посланнику Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), в чем на самом деле заключается Истина.
Постижение Господа и растворение в Нем именуется в тасаввуфе термином «фена», эта ступень духовного воспитания начинается с «фена филь-ихван» или «растворения в братьях», продолжается «фена фиш-шейх» или «растворением в шейхе» и «фена фир-Расуль» или «растворением в Посланнике», а заканчивается «фена фи-ллях» или «бека фи-ллях», то есть «растворением в Господе». Так, салик, только вступивший на путь познания истины, то есть на путь своего духовного совершенствования, проходит через единение, прежде всего, со своими братьями по вере, растворяя свое собственное «я» в служении им, затем он должен суметь раствориться в любви к своему муршиду и служении ему. После этого салик должен прилагать усердие, чтобы суметь облачиться в нравственность самого Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) и пережить все то, что некогда пережил и он, что соединит их с Пророком (саллаллаху алейхи ва саллям). После этого раб обретает способность отражать в себе божественную нравственность. И Аллах становится как бы видящим оком, слышащим ухом, держащей рукой и идущими ногами такого раба, как говорится в хадисе-кудси (см. Бухари, Рикак, 38).
То, что Абу Бакр (радыйаллаху анху) занимает почетное место в «золотой цепи» преемственности духовного наследия, оставленного Досточтимым Пророком (саллаллаху алейхи ва саллям), обусловлено такими его превосходными качествам, как правдивость, служение ради Аллаха, усердие в поклонении, глубина веры и богобоязненность, высокая нравственность и самоотверженность.
Его правдивость
Абу Бакр (радыйаллаху анху), который с самого начала и до конца оказывал Посланнику Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) свою поддержку, всегда и во всем предоставляя ему моральную и материальную помощь, был назван Аллахом и Его Посланником (саллаллаху алейхи ва саллям) «Сыддык» (Правдивый). Когда гонения и притеснения со стороны неверных стали для мусульман совсем невыносимыми, чтобы успокоить и духовно укрепить Своего Посланника, Всевышний Аллах удостоил его особой чести ми’раджа – вознесения на небеса. Но, узнав об этом, неверные поспешили опять очернить Посланника (саллаллаху алейхи ва саллям), убеждая людей в том, что все это ложь и вымысел. Когда они пришли к Абу Бакру (радыйаллаху анху) и спросили: «Неужели ты поверишь в то, что говорит твой товарищ на этот раз?», он дал им ответ, который был для них подобен удару: «Если он говорит это, значит, это правда». Тогда снизошел аят, в котором было объявлено всем о правдивости Абу Бакра: «Но тот, кто явился с истиной, и тот, кто признал ее, – они и есть благочестивые» (аз-Зумар, 39/33). А степень правдивости стала второй, после пророчества, степенью духовного превосходства.
Его жертвенность и самоотверженность
Пролистав все книги по истории, вряд ли можно найти сведения о другом человеке, который мог бы сравниться с Абу Бакром (радыйаллаху анху) по жертвенности и самоотверженности. Это огромные материальные пожертвования в первые годы Ислама, когда он одного за другим вызволил из рабства несколько десятков мусульман, потратив на это целое состояние в 40000 дирхемов, или его самоотверженность, когда не жалея ни сил, ни жизни, он стоял рядом с Посланником Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), защищая его. Именно он стал тем, кому выпала почетная, но, в то же время, опасная обязанность сопровождать Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) во время хиджры. Он участвовал во всех военных походах и был в первых рядах сражающихся, своей грудью прикрывая Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) от вражеских атак. Когда же возникла необходимость еще раз материально поддержать Исламское войско, и Посланник Аллаха обратился к сахабам за помощью, именно Абу Бакр пожертвовал всем своим состоянием. Когда Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) спросил его: «Что же ты оставил своей семье?», он ответил: «Аллаха и Его Посланника». Такая щедрость и самоотверженность были присущи ему. Это доказывает и ду’а, с которой он однажды обратился к Аллаху: «О Аллах, сделай тело мое в жизни будущей таким огромным, чтобы я один мог заполнить собой геенну огненную, и другим в ней не осталось бы места, и чтобы я один вместо рабов Твоих вкусил это наказание». В последствии такая самоотверженность составит основу многих тасаввуфических взглядов, когда некоторые из шейхов, в частности ветви Баязида, будут высказывать подобные слова.
Его служение Всевышнему Аллаху и народу
Несмотря на два коротких года своего правления, Абу Бакр (радыйаллаху анху) сумел совершить великие дела, равные по значимости которым трудно найти в истории. За это время он подавил все мятежи вероотступников, казнил лжепророрка Мусайлиму, который после смерти Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) объявил себя мессией, собрал воедино весь Коран и вершил государственные дела так блестяще, что на протяжении всего времени его правления не было никого, кто пришел бы с жалобой в суд, и никого, кто бы попал в тюрьму. Он так же самоотверженно служил народу, как и при жизни Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), спеша протянуть руку помощи всем, и пожилым, и молодым.
Однажды Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) спросил: «Есть ли среди вас те, кто сегодня постятся?» Из присутствующих только Абу Бакр ответил: «Есть». Потом Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) задал еще несколько вопросов: «Есть ли среди вас те, кто сегодня участвовал в похоронах? Есть ли среди вас те, кто накормил сегодня бедняка или нуждающегося? Есть ли среди вас те, кто сегодня навестил больного?» Но никто, кроме Абу Бакра, не дал положительного ответа. Тогда Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Тот, кто обладает всеми этими качествами, непременно войдет в рай».
Из этого хадиса, который передает Муслим, становится ясным, что личность Абу Бакра вобрала в себя самые прекрасные качества, проявившиеся не только в индивидуальном, но и общечеловеческом масштабе. Эту высоту духа он обрел при наставничестве своего учителя, Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), который был послан для того, чтобы стать для своей уммы прекраснейшим примером.
Его духовная жизнь и поклонение
Абу Бакр (радыйаллаху анху) испытывал трепет при поклонении Аллаху. Вставая на намаз, он в страхе и смирении дрожал как подрубленное деревце, но сердце его при этом находилось в состоянии хузур (умиротворения). Глаза его всегда были полны слез. Когда он читал Коран, то плакал, не могли сдержать слез и те, кто его слушал. От того, что любовь к Аллаху настоящим пламенем пылала в его сердце, находящиеся рядом с ним нередко могли ощущать запах паленой печени, исходящий из его рта. Он сам говорил: «Мы нашли в богобоязненности щедрость, в твердом убеждении – богатство, а в великодушии – благородство». Он был самым богобоязненным и милосердным, не было никого, кто был бы так милостив и отзывчив, как он. Из-за того, что он часто вздыхал, его прозвали «Аввах» (Воздыхателем). Как упоминается в Коране, так же называли и пророка Ибрахима (алейхиссалям) (см. ат-Тауба, 9/214; Худ, 11/75). Его громкое чтение Корана так сильно воздействовало на сердца слушающих, что многие мекканцы пришли в Ислам именно по этой причине, поэтому неверные запретили ему совершать намаз на виду у людей и читать вслух Коран.
Он был очень умен и проницателен. Поэтому владел искусством толкования снов. Несмотря на то, что он был самым близким человеком к Посланнику Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), он не передал большого количества его хадисов. Но в том, что касалось их общих духовных переживаний, ему не было равных, и это нельзя передать посредством одних только слов.
Его аскетизм, глубина веры и богобоязненность
Он был из тех, кто не испытывал любви ни к богатству, и ни к другим мирским благам. Чтобы постичь истинное единобожие, он избрал самый трудный и тернистый путь, предпочитая остаться в бедности. Это он взывал к Аллаху в ду’а: «О Аллах, открой для меня мирское и сделай меня отстраненным от него». То есть, дай мне сначала много мирского, затем удали из сердца моего любовь к нему, дабы не попасть в ловушки его и пребывать в бедности по собственному желанию своему.
Он никогда не радовался из-за богатства и не печалился при потере его. Были времена, когда на протяжении шести дней он не расстилал постель и встречал рассвет, проводя время в поклонении.
Однажды он увидел на своей дочери Айше красивое платье. Он заметил, что платье очень нравится ей и, чтобы предостеречь её, сказал: «Разве не известно тебе, что тот, кто доволен собой из-за какого-то из благ мирских, навлечет на себя гнев Аллаха и будет пребывать с ним, пока не избавится от того, что вызвало этот гнев». Ведь Абу Бакр изведал вкус познания божественной истины, и ему было известно то, что познавшему этот вкус не спутать уже ни с чем.
Иногда, из-за богобоязненности и глубины веры, он, придерживая кончик языка, говорил: «Все, что произошло со мной, произошло по вине вот этого». Иногда, чтобы совладать со своим языком, он набирал в рот камушки.
Зная, что умение контролировать свой язык и вообще все, что входит и выходит изо рта, и есть истинная богобоязненность, Абу Бакр был очень внимателен к тому, что касалось дозволенного и запретного. Так, однажды его слуга принес ему сосуд с молоком, и он, ничего не подозревая, отпил из него. Но, узнав потом, что слуга приобрел его как плату за ворожбу, Абу Бакр встал и, вызвав у себя рвоту, очистил свой желудок от запретного.
Приверженец скрытого зикра
Самая значительная роль Абу Бакра в тасаввуфе и «золотой сильсиля» в том, что он первым был обучен скрытому зикру и жил, пребывая в нем. Во всех источниках о нем говорится как о приверженце скрытого поклонения. Если ‘Умар подавал садака открыто, на глазах у людей, Абу Бакр (радыйаллаху анхума) всегда предпочитал делать это скрыто, без свидетелей. Если ‘Умар любил читать по ночам Священный Коран громким голосом, Абу Бакр предпочитал делать это тихо.
Когда его спросили, почему он любит делать это так, он ответил: «Так я могу услышать Того, к Которому взываю. И я понимаю, что Он недалеко от меня. Поэтому нет разницы в том, громок твой голос или тих».
Сказав о своих сахабах: «Мои сахабы подобны звездам на небосводе: за кем бы из них вы ни последовали, непременно выйдете на верный путь», Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) указал на то, что все люди имеют разные характеры, а также на то, что, даже при таком разнообразии, последовав за одним из сахабов, можно выйти на правильный путь. ‘Умар, Абу Бакр и другие великие сахабы (радыйаллаху анхум) являются величайшими личностями, но по складу характера они сильно отличались один от другого. Если первый был открытым, простым и непринужденным в общении, то второй – сдержанным, степенным, несколько замкнутым в себе. Поэтому нет ничего странного в том, что их вкусы и предпочтения были разными, отличалась и их духовная жизнь. Если Абу Бакру был свойственен «скрытый зикр», то ‘Умар и ‘Али (радыйаллаху анхум) были приверженцами «явного зикра». Ведь Всевышний Аллах повелевает поклоняться Ему и поминать его как скрыто, так и явно (см. аль-Аграф, 7/205; аль-Хадж, 22/36). Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) учил и тому, и другому. Известно, что он научил этому Абу Бакра, когда они укрылись от преследования неверных в пещере Севр, и, хотя в сборниках хадисов об этом не говорится, на это указывает аят Священного Корана: «Когда они оба были в пещере, и когда Мухаммад сказал своему спутнику: «Не скорби, ибо Аллах – с нами» (ат-Тауба, 9/40). То есть, то, что требуется, – это пребывать с Аллахом везде и во всех случаях жизни, поминать Его и не предавать забвению. Разве это не есть скрытый зикр? Что же касается того, что в Коране говорится о поминании вообще, то его можно разделить на два вида. Первый – это поминание вообще, а второй – это поминание Имени. Например, есть аяты, в которых повелевается поминать Аллаха напрямую и не забывать о Нем никогда (аль-Ахзаб, 33/41; аль-Кяхф, 18/23), и есть аяты, в которых повелевается поминать Аллаха конкретным образом, то есть, взывая к Нему одним из Его Имен: «И поминай имя Господа твоего и утром и вечером» (аль-Инсан, 76/25 и др. подобные аяты). Поэтому зикр вполне может быть скрытым. По этой причине Абу Бакр (радыйаллаху анху), который по складу своего характера был более предрасположен к скрытости в поминаниях, что является выражением состояния души и духовных переживаний, которые не просто передать словами, занял свое почетное и достойное место в цепи преемников духовного наследия, поэтому отражение его духовного пути разумней всего искать в этой цепи через тех, кто перенял от него эту духовность, вобрав ее своим сердцем.
Источник: fondihlas.ru