20.04.2024

3 урок. Имена тех, от кого передает (хадисы) имам Абу Ханифа из табиʼинов и тех, кто жил позже3 УРОК. ИМЕНА ТЕХ, ОТ КОГО ПЕРЕДАЕТ (ХАДИСЫ) ИМАМ АБУ ХАНИФА ИЗ ТАБИ’ИНОВ И ТЕХ, КТО ЖИЛ ПОЗЖЕ

Имена тех, от кого передает (хадисы) имам Абу Ханифа, рахимахуллах, из табиʼинов и тех, кто жил позже[1]
 
Сказал Хафиз Джамалуддин аль-Миззи (в «Тахзиб аль-Камаль», 29/418-420):
 
«Абу Ханифа передает от:
 

    Ибрахима ибн Мухаммада ибн аль-Мунташира,
    Исма’иля ибн ’Абдуль-Малика ибн Аби-Суфайра,
    Джабалата ибн Суджейма,
    Абу Хинда аль-Хариса ибн Абдур Рахмана аль-Хамдани,
    Аль-Хасана ибн ’Убайдуллаха,
    Аль-Хакама ибн ’Утайба,
    Хаммада ибн Абу Сулеймана,
    Халида ибн ’Алькама,
    Раби’а ибн Абу ’Абдур Рахмана,
Зубейда аль-Йами,
Зияда ибн ’Иляка,
Са’ида ибн Масрука ас-Саури,
Салама ибн Кухайля,
Симака ибн Харба,
Абу Руабы Шаддада ибн ’Абдур Рахмана,
Шайбана ибн ’Абдур Рахмана ан-Нахви который является его сверстником,
Тавуса ибн Кайсана, по одному из мнений,
Тарифа ибн Суфьяна ас-Са’ди,
Абу Суфьяна Тальхи ибн Нафи’а,
’Асыма ибн Кулейба,
’Амира аш-Ша’би,
’Асыма ибн Аби ан-Нуджуда,
’Абдуллаха ибн Абу Хабиба,
’Абдуллаха ибн Динара,
’Абдур Рахмана ибн Хурмуза аль-А’раджа,
’Абдуль ’Азиза ибн Рафи’а,
’Абдуль Карима ибн Умейа аль-Басри,
’Абдуль Малика ибн ’Умейра,
’Адий ибн Сабита аль-Ансари,
’Ата ибн Аби Рабаха,
’Ата ибн ас-Саиба,
’Атыйи ибн Са’да аль-’Ауфи,
’Икримы –  вольноотпущенника ибн ’Аббаса,
’Алькамы ибн Мирсада,
’Али ибн аль-Акмара,
’Али ибн аль-Хасана аз-Заррада,
’Амра ибн Динара,
’Ауна ибн ’Абдуллаха ибн ’Утба ибн Мас’уда,
Кабуса ибн Абу Зубьяна,
Аль-Касима ибн Ма’на ибн ’Абдур Рахмана ибн ’Абдуллаха ибн Мас’уда,
Катады ибн Ди’ама,
Кайса ибн Масляма аль-Джадали,
Мухариба ибн Дисара,
Мухаммада ибн аз-Зубейра аль-Ханзали,
Мухаммада ибн ас-Саиба аль-Кальби,
Абу Джа’фара Мухаммада ибн ’Али ибн аль-Хусейна ибн ’Али ибн Абу Талиба,
Мухаммада ибн Кайса аль-Хамдани,
Мухаммада ибн Муслима ибн Шихаба аз-Зухри,
Мухаммада ибн аль-Мункадира,
Михваля ибн Рашида,
Муслима ибн аль-Бутайна,
Муслима аль-Миляи,
Ма’на ибн ’Абдур Рахмана,
Миксама,
Мансура ибн аль-Му’тамира,
Мусы ибн Абу ’Аиша,
Насыха ибн ’Абдулла аль-Михмали,
Нафи’а – вольноотпущенника Ибн ’Умара,
Хишама Ибн ’Урвы,
Абу Гассана аль-Хайсама ибн Хабиба ас-Саррафа,
Валида ибн Сари’а аль-Махзуми,
Яхья ибн Са’ида аль-Ансари,
Абу Худжайа Яхьи ибн ’Абдуллаха аль-Кинди,
Яхьи ибн ’Абдуллаха аль-Джабира,
Язида ибн Сухейба аль-Факыра,
Язида ибн ’Абдур Рахмана аль-Куфи,
Йунуса ибн ’Абдуллаха ибн Абу аль-Джахма,
Абу Джанаба аль-Кальби,
    Абу Хусайна аль-Асади,
    Абу аз-Зубайра аль-Макки,
    Абу ас-Сивара, которого также называют Абу ас-Савда ас-Сильми,
    Абу ’Ауна ас-Сакафи,
    Абу Фарвы аль-Джухани,
    Абу Ми’бада – вольноотпущенника Ибн ’Аббаса,
    и от Абу Йа’фура аль-’Абди».

 
Те, кто передает от Абу Ханифы (да помилует его Аллах).
 
От него передавали:
 

    Ибрахим ибн Тахман,
    Аль-Абьяд ибн аль-Агар ибн ас-Сабах аль-Минкари,
    Асбат ибн Мухаммад аль-Кураши,
    Исхак ибн Я’куб аль-Азрак,
    Асад ибн ’Амр Аль-Баджали,
    Исма’иль ибн Яхья ас-Сайрафи,
    Айуб ибн Хани аль-Джу’фи,
    Аль-Джаруд ибн Йазид ан-Нисабури,
    Джа’фар ибн ’Аун,
Аль-Харис ибн Набхан,
Хиббан ибн ’Али аль-’Анази,
Аль-Хасан ибн Зияд аль-Луълуи,
Аль-Хасан ибн аль-Фурат аль-Каззаз,
Аль-Хусейн ибн Хасан ибн ’Атыйа аль-’Ауфи,
Хафс ибн ’Абдур Рахман аль-Бальхи,
Сын имама Хаммад ибн Абу Ханифа,
Хамза ибн Хабиб аз-Зайят,
Хариджа ибн Мус’аб ас-Сархаси,
Дауд ибн Нудайр ат-Таи,
Абу аль-Хузайль,
Зуфар ибн Хузайль ат-Тамими,
Зейд ибн аль-Хубаб аль-’Укйи,
Сабик ар-Раки,
Са’д ибн ас-Сальт, судья Шираза,
Са’ид ибн Абу аль-Джахм аль-Кабуси,
Са’ид ибн Салям ибн Абу аль-Хайфа аль-’Аттар аль-Басри,
Сальм ибн Салим аль-Бальхи,
Сулейман ибн ’Амр ан-Нах’и,
Сахль ибн Музахим,
Шу’айб ибн Исхак ад-Димашки,
Ас-Саббах ибн Мухариб,
Ас-Сальт ибн аль-Хаджадж аль-Куфи,
Абу ’Асым ад-Даххак ибн Махляд,
’Амир ибн аль-Фурат ан-Насави,
’Аиз ибн Хабиб,
’Аббад ибн аль-’Авам,
’Абдулла ибн аль-Мубарак,
’Абдулла ибн Йазид аль-Мукри,
’Абдуль Хамид ибн ’Абдур Рахман аль-Химмани,
’Абдур Раззак ибн Хумам,
’Абдуль ’Азиз ибн  Халид ат-Тирмизи,
’Абдуль Карим ибн Мухаммад аль-Джурджани,
’Абдуль Маджид ибн ’Абдуль ’Азиз ибн Абу Раввад,
’Абдуль Уарис ибн Са’ид,
’Абдулла ибн ’Амр ар-Ракый,
’Убайдулла ибн Муса,
’Аттаб ибн Мухаммад ибн Шаузаб,
’Али ибн Забьян аль-Куфи  аль-Кады,
’Али ибн ’Асым аль-Уаситый,
’Али ибн Мусхир,
’Амр ибн Мухаммад аль-’Анкари,
Абу Катан ’Амр ибн аль-Хайсам аль-Кута’и,
Абу Ну’айм аль-Фадль ибн Дукайн,
Аль-Фадль ибн Муса аш-Шайбани,
Аль-Касим ибн аль-Хакам аль-’Урани,
Аль-Касим ибн Ма’н аль-Мас’уди,
Кайс ибн ар-Раби’,
Мухаммад ибн Абан аль-’Анбари,
Мухаммад ибн Бишр аль-’Абди,
Мухаммад ибн аль-Хасан ибн Аташ ас-Сан’ани,
Мухаммад ибн аль-Хасан аш-Шайбани,
Мухаммад ибн Халид аль-Уахби,
Мухаммад ибн ’Абдуллах аль-Ансари,
Мухаммад ибн аль-Фадль ибн ’Атыйя,
Мухаммад ибн аль-Касим аль-Асади,
Мухаммад ибн Масрук аль-Куфи,
Мухаммад ибн Язид аль-Уаситый,
Маруан ибн Салим,
Мус’аб ибн аль-Микдам,
Аль-Му’афи ибн ’Имран аль-Маусыли,
Макки ибн Ибрахим аль-Бальхи,
Абу Сахль Наср ибн ’Абдуль Карим аль-Бальхи, который известен как ас-Сайкаль,
Наср ибн ’Абдуль Малик аль-’Атаки,
Абу аль-Галиб ан-Надр ибн ’Абдуллах аль-Азди,
Ан-Наср ибн Мухаммад аль-Маруази,
 Ан-Ну’ман ибн ’Абдус Салям аль-Асбахани,
 Нух ибн Даррадж аль-Кады,
 Абу ’Исма Нух ибн Абу Марьям,
 Хушэйм ибн Башир,
 Хауза ибн Халифа,
 Аль-Хайядж ибн Бастам аль-Бурджуми,
 Уаки’ ибн аль-Джаррах,
 Яхья ибн Аюб аль-Мисри,
 Яхья ибн Наср ибн Хаджиб,
 Яхья ибн Йаман,
 Язид ибн Зурай’,
 Язид ибн Харун,
 Юнус ибн Букайр аш-Шайбани,
 Абу Исхак аль-Фазари,
 Абу Хамза ас-Суккари,
 Абу Са’д ас-Сагани,
 Абу Шихаб аль-Ханнат,
 Абу Мукатиль ас-Самарканди,
 и Кадий Абу Юсуф.

 
[1] Эти списки имен приводятся, в частности, затем, чтобы доказать включенность Великого имама в цепочки передачи знания и продемонстрировать его значение в науках о хадисе Все эти имамы известны в хадисоведении, ссылки на их биографии приводятся, например, в издании «Табьид» ас-Суюты под редакцией Махмуда Мухаммада Хасана Нассара (ДКИ, Бейрут, 1-е изд. 1990, с. 39 – 100) (прим. ред.).

 

4 УРОК. НЕКОТОРЫЕ РАССКАЗЫ О НЕМ И О ЕГО ДОСТОИНСТВАХ, часть 1

Аль- Хатыб аль-Багдади привел в своей книге «Тарих Багдад» (13/331-332) от Абу Юсуфа слова:
 
Сказал Абу Ханифа:
 
«Когда у меня появилось желание учиться, я начал выбирать, что из наук изучать, спрашивая о плодах каждой из них. Мне сказали:
 
— Изучай Коран.
 
Я спросил:
 
— Если я изучу Коран и выучу его наизусть, что будет в итоге?
 
Мне ответили:
 
— Будешь сидеть в мечети, слушая детей и юношей, а чуть позже среди них появится тот, чья память лучше твоей либо такая же, как у тебя, и он займет твое место во главе (кружка).
 
Я спросил:
 
— А если я буду изучать хадисы, слушать и записывать их, так что не будет никого более знающего хадис, чем я?
 
Мне ответили:
 
— Когда ты состаришься и ослабеешь, молодые люди будут собираться, чтобы послушать тебя, и ты непременно будешь ошибаться. Тогда кто-то обвинит тебя во лжи, и это облечет позором конец твоей жизни
 
Тогда я сказал:
 
— Нет мне нужды в этом! Что, если я изучу грамматику (ан-нахв) и другие науки арабского языка?
 
Мне ответили:
 
— Ты будешь сидеть, обучая этому, и получая не более двух-трех динаров.
 
Я сказал:
 
— И у этого нет результата. А что будет, если я начну изучать поэзию и превзойду остальных в этом?
 
Мне ответили:
 
— Ты будешь восхвалять кого-то, и он будет щедро одаривать тебя или будет усаживать тебя на коня или же снимет с себя накидку и подарит тебе. Если же он лишит тебя своих даров, ты будешь высмеивать и порочить его в своих стихах. В итоге это приведет тебя ко лжи, и ты станешь обвинять непорочных женщин в грехе.
 
Я сказал:
 
— Нет мне в этом нужды. А что мне даст изучение тонкостей богословия?
 
Мне ответили что, несомненно, споры и дискуссии в вопросах богословия влекут за собой то, что может очернить тебя, и тебя обвинят в ереси. После этого ты будешь либо убит, либо останешься в живых, но тебя будут без конца порицать.
 
Я спросил:
 
— А если я изучу фикх (исламское право)?
 
Мне ответили:
 
— Тебе все время будут задавать вопросы и требовать, чтобы ты рассудил что-либо, несмотря на твою молодость.
 
Тогда я, сказав, что нет среди наук ничего полезнее, чем фикх, начал изучать его».
 
Передал аль-Хатыб от Зуфара ибн аль-Хузайля такие слова:
 
Я слышал, как Абу Ханифа говорил:
 
«Я изучал калям[1] и достиг в этом такой степени, что на меня стали указывать пальцем. Обычно мы сидели в мечети вблизи кружка Хаммада ибн Абу Сулеймана. Однажды ко мне подошла женщина и спросила:
 
— Мужчина, у которого есть жена-рабыня и который хочет развестись с ней по причине бедности, как должен поступить? Сколько раз он должен дать ей развод?
 
Тогда я, не зная, как ответить, повелел ей подойти к Хаммаду и спросить у него, а после снова подойти ко мне, чтобы пересказать ответ. Она спросила Хаммада и, подойдя ко мне, сказала:
 
— Он сказал: «Этот мужчина должен дать ей развод один раз вне периода месячных и не после близости. Затем он должен оставить ее (выжидать идду) в течение двух периодов месячных. Когда же они истекут, она должна сделать полное омовение. Тем самым она станет дозволенной для других (другой мужчина будет иметь право на ней жениться)».
 
Услышав это, я сказал, что нет мне нужды в каляме. После чего взял свою обувь и подсел к кружку Хаммада. Я стал слушать вопросы, разбираемые на его уроках, и учить их наизусть. На каждом уроке он повторял пройденное в прошлый раз и я, заучив все, отвечал на вопросы правильно, тогда как его ученики ошибались. И он сказал:
 
— Пусть никто, кроме Абу Ханифы, не садится в первый ряд возле меня.
 
Так я обучался у него в течение десяти лет, и однажды в моей  душе появилось стремление к главенству, и мне захотелось отделиться и организовать свой собственный кружок по изучению знаний. Вознамерившись сделать это, как-то вечером я вышел из дома и направился в мечеть. Войдя туда и увидев Хаммада, я понял, что мне неприятно делать это (начинать собирать учеников), я передумал и присоединился к его уроку.
 
В эту же ночь Хаммаду пришло известие из Басры о смерти одного из его родственников. Он оставил ему наследство, поскольку не имел других наследников, кроме Хаммада. И мой учитель, уезжая в Басру, попросил меня заменить его на уроках на время его отсутствия. Вскоре мне начали задавать вопросы,  о которых я раньше не слышал. Я отвечал на них и записывал свои ответы. Учителя не было два месяца, а когда он вернулся, я показал ему свои записи. Ответов было около шестидесяти. Он согласился со мной в сорока из них и не согласился в двадцати оставшихся. Тогда я дал себе клятву, что не оставлю учителя до его смерти. Так я и сделал – я не покидал его до тех пор, пока он не умер».
 
Передал аль-Хатыб от Ахмада ибн ’Абдулла аль-’Иджли такие слова:
 
Сказал Абу Ханифа:
 
«Однажды я прибыл в Басру, будучи уверенным, что смогу ответить любой заданный мне вопрос. Меня стали спрашивать, и среди вопросов было много таких, на которые я не имел ответа. После этого я пообещал себе, что не оставлю Хаммада до его смерти. Таким образом, я обучался у него и был с ним рядом в течение восемнадцати лет».
 
Передал аль-Хатыб от Абу Яхьи аль-Хаммани его слова:
 
Я слышал, как Абу Ханифа говорил:
 
«Однажды я увидел сон, который очень испугал меня. Мне приснилось, что я раскапываю могилу Пророка (салляллаху ‘алейхи уа саллям). Когда я прибыл в Басру, я попросил одного человека спросить об этом сне у Мухаммада ибн Сирина. Тот спросил его, на что Ибн Сирин  ответил:
 
— Этот человек будет изучать и исследовать знания Посланника Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям)».
 
[1] Рациональное богословие.
Источник: Azan.kz

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *