Однажды имам Абу Ханифа сидел рядом со своим учителем – имамом Аамашем, который сам был специалистом в области кираата (чтения Корана) и хадисов. В этот момент имаму Абу Ханифе задали вопрос, после ответа на который его учитель – имам Аамаш – попросил его предоставить доказательства данного им ответа. Тогда имам Абу Ханифа начал цитировать хадисы, которые он слышал непосредственно от самого имама Аамаша, с указанием полной цепочки рассказчиков вплоть до Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Когда он привёл уже шестой хадис в качестве доказательства верности своего ответа, имам Аамаш остановил его, сказав: «Достаточно. За короткий промежуток времени ты привёл мне то, что я тебе рассказывал более ста дней. Я и не предполагал, что ты будешь практиковать все эти хадисы. О факихи! Вы – лекари, а мы (передатчики хадисов) – аптекари». (Он имел в виду, что передатчики хадисов лишь передают хадисы подобно тому, как аптекарь раздаёт лекарства, а факихи показывают применение этих хадисов подобно тому, как врач прописывает подходящее лекарство для конкретной болезни.) Далее имам Аамаш обратился к имаму Абу Ханифе со словами: «Но ты достиг и того, и другого (т. е. ты и мухаддис, и факих; передаёшь хадисы и поясняешь их правильное применение)». («Манакибуль Имамиль Аазам» – Али Аль-Кари, из «Аль-Джавахируль Мудиах», т. 2, стр. 484.)
Однажды имама Ахмада бин Ханбаля спросили: «Можно ли назвать факихом того, кто наизусть знает сто тысяч хадисов?» Он ответил: «Нет». Тогда спрашивавший снова задал вопрос: «А что насчёт двухсот тысяч?» Имам снова дал отрицательный ответ. Тогда его ещё раз спросили: «А триста тысяч?» Имам Ахмад снова ответил отрицательно. «А что насчёт четырёхсот тысяч хадисов?» Имам Ахмад сделал рукой жест, подразумевающий, что такой человек, быть может, и вправе быть факихом и муджтахидом, который будет давать людям фетвы. («Иилямуль Муваккиин», т. 1, стр. 36.)
Аналогичный случай произошёл с Яхьёй бин Маином. Он также отвечал отрицательно, пока его не спросили о знании наизусть пятисот тысяч хадисов. На это он ответил: «У меня есть надежда, что такой человек может подойти». («Аль-Джамиу ли Ахлякир Рави уа Адабис Сами», стр. 345.)
В другом повествовании говорится, что о пятиста тысячах хадисов говорил и имам Ахмад (Аль-Мусаввадах).
Исследуя статус имама Абу Ханифы и масштаб его личности, мы обнаруживаем, что неоспоримым фактом является то, что он был одним из величайших факихов.
Мухаддис и блистательный факих Суфьян Саури говорил о нём: «Абу Ханифа – величайший факих на всей земле» («Каваид фи улюмиль хадис», стр. 310).
Абдулла бин Мубарак говорил: «Абу Ханифа – величайший факих; я не вижу равного ему в фикхе» («Тахзибут Танзиб», т. 10, стр. 450).
Хафиз Абу Яхья Закария Найсабури в своём труде «Манакибу Аби Ханифа» цитирует высказывание имама Абу Ханифы: «У меня целые сундуки хадисов. Я передал лишь небольшую их часть, из которой люди могут легко извлекать пользу» («Аль-Имам Ибну Маджах уа Китабуху Ас-Сунан», стр. 54).
Мисар бин Кидам был великим мухаддисом и современником имама Абу Ханифы. Он обладал такими знаниями в области хадисов, что великие имамы, такие как Шуба и Суфьян Саури (каждый из которых был известен как «Амир-уль-Муминин филь хадис», т. е. лидер верующих в науке хадисов), обращались к нему, если у них были разногласия между собой по какому-то вопросу, касающемуся хадисов. Они говорили друг другу: «Пойдём к мизану («эталону») Мисару бин Кидаму» («Аль-Имам Ибну Маджах уа Китабуху Ас-Сунан», стр. 50). Однажды он сказал: «Я учился хадисам вместе с Абу Ханифой, и он превзошёл нас. Мы сосредотачивались на набожности и воздержании от мирского, и в этом он тоже был лучшим. Потом мы вместе с ним изучали фикх, но и в этой области он добился таких результатов, которые вы легко можете увидеть» («Манакибу Аби Ханифа», Захаби, стр. 27). Общеизвестным фактом является то, что одним из самых значимых восхвалений является комплимент того, кто является современником прославляемого человека, поскольку между современниками обычно существует соперничество. Кроме того, в данном случае этот современник не просто некий человек, а великий специалист в области хадисов. Его слова дополнительно подтверждают высказывание Макки бин Ибрахима и Язида бин Харуна: «Абу Ханифа был величайшим хафизом хадисов своего времени» («Ибни Маджах аур Ильми Хадис», стр. 166).
Помимо книги «Китаб-уль-Асар» существует около 15 сборников хадисов имама Абу Ханифы («Шарху Муснади Аби Ханифа», Али Аль-Кари, стр. 7).
Мулла Али Кари писал: «Общее количество шейхов (учителей) имама Абу Ханифы доходит до сорока тысяч» («Шарху Муснади Аби Ханифа», Али Аль-Кари, стр. 8).
Материал подготовил преподаватель медресе имени имама Абу Ханифы Мухаммад-Фарук Азимов
Источник) islamdag.ru