03.12.2024

УВАЙС АЛЬ-КАРАНИ

Увайс аль-Кур`ани (да смилуется над ним Аллаh) является одним из высокочтимых таби‘инов. Говорят даже, что он самый достойный из них. Большинство алимов считают его достойнее Хасана аль-Басри, Умара бин ‘Абдуль-‘Азиза, ‘Ата’ бин Рабаха и Са‘ида бин Мусайиба.

Увайс аль-Кур`ани (да смилуется над ним Аллаh) жил во времена Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) и уверовал в него. Родом он был из Йемена. Он не смог увидеть Пророка (мир ему и благословение) и встретиться с ним, так как все время был занят служением своей матери. Однако Посланник Аллаhа (мир ему и благословение) рассказал о нем, о его достоинствах и качествах. Имам Муслим (да смилуется над ним Аллаh) передал от сподвижника ‘Умара слова Пророка (мир ему и благословение): «К вам придет некий человек из Йемена, которого зовут Увайс. В Йемене у него нет никого, кроме матери. Он болел проказой, но по воле Всевышнего выздоровел. При этом на его теле остался след от этой болезни – белое пятно в форме динара. Если кто-нибудь из вас встретится с ним, попросите его сделать вам ду‘а, чтобы Аллаh простил ваши грехи». Также в Хадисе, переданном от сподвижника ‘Умара (да будет доволен им Аллаh), говорится: «Человек по имени Увайс – самый лучший из таби‘инов. Из близких у него – только мать, а на теле его – белое пятно от проказы. Попросите его сделать вам ду’а, чтобы Аллаh простил ваши грехи». (Имам Навави. «Шарх-уль-Муслим». Том 16. Стр. 95).

Эти слова Пророка (мир ему и благословение) являются чудом (му‘джизат), ибо в жизни он не был знаком с Увайсом. Как передали в Хадисе, во время правления ‘Умар-асхаба Увайс аль-Кур`ани (да смилуется над ним Аллаh) приехал к нему вместе с войском из Йемена. ‘Умар-асхаб попросил его прочесть ду‘а. (Из книги «Шарх-уль-Муслим». Том 16. Стр. 95).

В другом Хадисе, переданном имамом Муслимом (да смилуется над ним Аллаh), говорится: «Причина того, что на его теле осталась язва от проказы величиной в дирхам, заключается в том, что после выздоровления он попросил Аллаhа оставить на его теле язву, чтобы постоянно помнить о проявленной к нему милости Аллаhа, давшего ему здоровье». (Из книги «Канз-уль-’Уммал». Том 12. Стр. 35).

В Хадисе, переданном от Ибн Аби Шайбата, Хакима и от Байхаки говорится: «Из-за заступничества (шафа‘а) одного человека из моей уммы в Рай войдет такое количество людей, которое будет равняться количеству двух больших племен Раби‘а и Музар». («Канз-уль-‘Уммал». Том 12. Стр. 35).

В книге «Итхаф» говорится: «Увайс аль-Кур`ани был одним из тех, кто очень любил Посланника Аллаhа». (Том 4, стр. 778).

Однажды, возвращаясь из Хаджа, Увайс аль-Кур`ани (да смилуется над ним Аллаh) посетил могилу Пророка (мир ему и благословение) в Медине. Когда он подошел к дверям мечети и встал там, кто-то показал ему могилу Пророка. Увидев могилу, Увайс (да смилуется над ним Аллаh) потерял сознание. Придя в себя, он попросил, чтобы его побыстрее увезли из Медины, сказав, что не в силах больше оставаться там, где похоронен Посланник Аллаhа.

Указывая на высокое положение и достоинство Увайса аль-Кур`ани (да смилуется над ним Аллаh), Пророк (мир ему и благословение) говорил: «Я вижу милость (благодать) Аллаhа на земле Йемена».

 

История с Харимом  бин Хайяном  (да будет доволен им Аллаh).

 

Услышав, как Посланник Аллаhа (мир ему и благословение) хвалил Увайса аль-Кур`ани, ‘Умар-асхаб стал расспрашивать о нем многих людей. Однажды ‘Умар (да будет доволен им Аллаh), уже будучи халифом, обратился в мечети к людям: «О люди! Встаньте те, кто родом из Ирака». Те, кто был оттуда родом, встали. Затем он попросил, чтобы остались стоять те, кто родом из г. Куфы. Из куфийцев он попросил стоять тех, кто был из племени Мурад (племя из Йемена). Затем он попросил остаться только тех, кто из рода Кур`ани. Все сели, кроме одного человека. ‘Умар-асхаб спросил его: «Из рода Кур`ани ли ты?» Тот ответил утвердительно. ‘Умар, описав качества Увайса аль-Кур`ани, спросил, знает ли он этого человека. Тот человек ответил утвердительно и добавил: «О, повелитель правоверных! Почему ты спрашиваешь о нем? Клянусь Аллаhом, я не видел в нашем роду человека более глупого, бедного и ничтожного, чем Увайс аль-Кур`ани». После этих слов ‘Умар-асхаб заплакал и промолвил: «Все, что говорил о нем, я услышал от Посланника Аллаhа».

В этой мечети присутствовал один очень известный и богобоязненный человек по имени Харим бин Хайян. Он был сподвижником Пророка (мир ему и благословение). Харим рассказал, что, когда услышал от ‘Умар-асхаба про Увайса аль-Кур`ани, то отправился в Куфу, желая встретиться с ним. Расспрашивая об Увайсе, он подошел к берегу реки Евфрат, где нашел его в обеденное время совершающим малое омовение и стирающим свою одежду. Харим узнал его по описаниям.

Увайс аль-Кур`ани (да смилуется над ним Аллаh) был человеком крупного телосложения, смуглым, с густой бородой и бритой головой. Внешний вид его был пугающим. Когда Харим приветствовал его, Увайс повернулся к нему и ответил на его приветствие. Харим хотел пожать ему руку со словами «Да возвысит тебя Аллаh», но Увайс не пожал ему руки.

Тогда Харим обратился к нему со словами: «Да смилуется над тобой Аллаh и пусть Он простит твои грехи». Затем от сильной любви к нему, с одной стороны, и жалости – с другой, Харим не смог сдержать слез и заплакал. В ответ Увайс аль-Кур`ани (да смилуется над ним Аллаh) также заплакал и сказал: «Да возвысит Аллаh тебя тоже, о Харим, сын Хайяна! О мой брат! Как твои дела, и кто показал тебе дорогу ко мне?»

Харим ответил, что его направил к нему Аллаh. Увайс аль-Кур`ани произнес: «Ля иляха илляллах, субханаллах», – и прочитал Аят Кур`ана.

Харим удивился тому, что Увайс знает его имя и имя его отца, и промолвил: «Клянусь Аллаhом, мы никогда не встречались друг с другом. Откуда ты знаешь наши имена?». Увайс (да смилуется над ним Аллаh) ответил: «Мне об этом поведал Всезнающий Аллаh», – и прочитал Аят Кур`ана с этим смыслом. Он далее добавил: «Когда мой нафс разговаривал с твоим нафсом, моя душа узнала твою душу. У душ тоже есть нафс, подобно тому как у них есть и тело. Поистине, уверовавшие (му’мины) заранее узнают друг о друге и любят друг друга с помощью Могущественного Аллаhа, даже если не встречались ранее. Уверовавшие (му’мины) разговаривают друг с другом и знакомятся, как бы далеко они ни находились».

Харим сказал: «О Увайс! Да смилуется над тобой Аллаh! Расскажи мне хотя бы один Хадис Пророка (мир ему и благословение), ибо я хочу услышать его от тебя». Увайс аль-Кур`ани (да смилуется над ним Аллаh) ответил: «О Харим, сын Хайяна! Я не видел Пророка (мир ему и благословение) и не общался с ним. Однако я встречался со сподвижниками, которые общались с Пророком, и подобно тебе я тоже получал Хадисы Пророка от них. Я не хочу заниматься пересказыванием Хадисов, также не хочу быть кадием, муфтием и передатчиком Хадисов. У меня нет времени заниматься людьми, я беспокоюсь и думаю только о своем нафсе».

Харим вновь обратился к нему: «О брат мой! Прочитай мне хотя бы один Аят из Кур`ана, ибо я хочу услышать это от тебя. Сделай мне ду‘а, а также завещай мне что-нибудь, чтобы я мог следовать этому, потому что, поистине, я очень люблю тебя ради Аллаhа».

Указывая на высокое положение и достоинство Увайса аль-Кур`ани (да смилуется над ним Аллаh), Пророк (мир ему и благословение) говорил: «Я вижу милость (благодать) Аллаhа на земле Йемена».

Тогда Увайс (да смилуется над ним Аллаh) встал, взял его за руку, повел поближе к реке и сказал: «Я ищу защиты у Всеслышащего, Всезнающего Аллаhа от проклятого шайтана». Сказав это, он заплакал и продолжил: «Мой Господь говорит, и Его слова самые истинные, самые достоверные, это Его рассказ; самая правильная речь – это Его речь». Затем он прочитал следующий Аят, говоря, что Аллаh так сказал (смысл): «Я не создал небеса и землю напрасно… однако большинство из них не ведают…» (Сура «Духан»). Подобным образом он прочитал несколько Аятов из этой же суры. Затем издал какой-то звук. Харим подумал, что он потерял сознание. Затем Увайс (да смилуется над ним Аллаh) вновь обратился к Хариму: «О сын Хайяна! Умер твой отец Хайян, и ты скоро умрешь и попадешь либо в Рай, либо в Ад. Умер твой отец Адам, умерла твоя мать Хава, умер Нух, умер друг Всевышнего Ибрахим, умер и Муса, говоривший с Аллаhом, умер наместник (халифа) Аллаhа Давуд, умер господин всего живого – Посланник Мухаммад (мир и благословение им всем), умер повелитель правоверных Абу Бакр, умер мой брат и дорогой друг ‘Умар бин аль-Хаттаб. Затем он стал плакать, говоря: «О мой ‘Умар, о мой ‘Умар!». Харим произнес: «Да будет милостив к тебе Аллаh. Ведь ‘Умар жив!» Но Увайс ответил: «Весть о его смерти довел до меня Аллаh, и Он дал мне услышать соболезнования в его адрес. Мы с тобой также из числа умерших, ибо смерть настигнет и нас». Затем он прочитал салават Пророку (мир ему и благословение), произнес тайную мольбу и казал: «Вот мое завещание тебе, о Харим, сын Хайяна! Ты следуй Книге Аллаhа – Кур`ану, следуй пути праведных и благочестивых людей, ибо я довожу до себя и до тебя, что мы умрем. Ты всегда вспоминай о смерти, и пока ты жив, не забывай о ней даже на мгновенье. Когда вернешься домой, расскажи своему народу об ужасах смерти, могилы, Судного дня. Сделай чистосердечное наставление всей общине и не отдаляйся от общины (джама‘а) даже на расстояние пяди. Если будешь отдаляться от общины, то отдалишься и от религии, а если отдалишься от религии, то в День Великого Суда ты будешь брошен в зияющий огонь Ада. И прочти ду‘а как себе, так и мне».

Затем он стал взывать к Аллаhу : «О Аллаh! Он говорит, что любит меня ради Тебя и совершил зиярат ко мне ради Тебя. Поэтому Ты покажи мне его лицо в Твоем Раю, сделай так, чтобы он посещал меня в Твоем «Дар-ус-Салям», храни его, пока он будет находиться в этом мире, облегчи для него поиск богатства и средств к существованию (ризк), сделай его выражающим благодарность за блага, дарованные ему Тобой, и воздай ему лучшее воздаяние от меня». Затем он сказал: «О Харим, сын Хайяна! Я вверяю тебя Аллаhу. Мир и благословение Его тебе. С сегодняшнего дня больше не ищи меня, я не люблю популярности среди людей и хочу быть вдали от них, ибо из-за них меня охватывает печаль и беспокойство. Не спрашивай больше обо мне и не пытайся найти меня. Если даже мы не будем видеться, ты всегда будешь в моем сердце, ты помни обо мне и молись за меня, так же буду поступать и я, если будет на то воля Аллаhа. А теперь ты иди по этой дороге, а я пойду по той».

Харим очень хотел быть вместе с ним еще немного, но Увайс не разрешил. Затем они попрощались, и Увайс вновь заплакал, отчего заплакал и Харим. Когда Увайс (да смилуется над ним Аллаh) уходил, Харим смотрел ему вслед и наблюдал за ним, пока тот не исчез с горизонта. После этого Харим спрашивал о нем, однако не встретил никого, кто мог бы рассказать что-либо о нем. Да будет милостив к нему Аллаh и да простит Он ему грехи. Эту историю рассказал Абу Ну‘айм в книге «Хумийят». (Взято из книги «Итхаф», том 9, стр. 631).

 

Об  отрешенности  от  мирского  и  усердии  в  богослужении  Увайса  аль-Кур`ани

 

Он был не только отрешенным от мирского, любимцем Аллаhа, усердным в богослужении, но и очень боялся Аллаhа и Ахирата. Когда он слушал проповедь, то плакал, а когда проповедник начинал говорить об Аде, он издавал крик и убегал из этого места с плачем.

Родственники Увайса аль-Кур`ани (да смилуется над ним Аллаh), видя, как он угнетает себя отвергая свой нафс, и занимается самосовершенствованием, считали его сумасшедшим. Поэтому они построили для него во дворе отдельный маленький домик. Увайс (да смилуется над ним Аллаh) уходил из дома еще до утреннего азана и возвращался только поздно, после ночного намаза, поэтому они редко видели его. Они могли не видеть его в течение года и даже двух лет. Увайс аль-Кур`ани (да смилуется над ним Аллаh) питался зернышками, собранными в разных местах. Если получал что-нибудь из старых, залежавшихся фиников, то откладывал их для того, чтобы разговляться. Если не находил финики, то продавал зерно и на вырученные гроши покупал еду. Он собирал выброшенные куски материи, стирал и чистил их в реке Евфрат и из этих кусков шил себе одежду.

Когда он проходил мимо маленьких детей, они, полагая, что он сумасшедший, ходили за ним и забрасывали его камнями. А он говорил им: «О братья мои! Если не можете не кидать, то кидайте хотя бы маленькие камни. Я боюсь, что если вы будете бросать в меня большие камни, то у меня из ног потечет кровь, а при наступлении времени намаза я могу остаться без воды, чтобы очиститься от крови». («Итхаф». Том 9. Стр. 625).

Он говорил: «Оттого, что я повелевал хорошее и запрещал плохое, у меня не осталось друзей. Когда мы повелевали им (друзьям) совершать только благое, они осудили нас, последовав за другими порочными людьми. Клянусь Аллаhом! Они совершали на меня большие наговоры».

«О Аллаh! Ты прости меня и не наказывай за то, что я не накормил голодных людей, ибо не было у меня более ничего, что мог бы им дать, кроме того малого, что я поел».

Его отрешенность от мирского доходила до такой степени, что часто, не имея одежды, чтобы скрыть свою наготу, он был вынужден оставаться в укромном месте, скрываясь от постороннего взгляда. Он говорил, что человек не достигнет такой степени, пока не будет видеть себя грешником, погубившим все человечество.

В своем завещании Хариму он сказал: «Когда ты ложишься спать, положи смерть себе под голову, а когда просыпаешься, поставь ее перед глазами и сделай знаком для себя».

Также он говорил, что хорошее ду’а, произнесенное тайно, лучше, чем совершение зиярата и встреч, ибо такие встречи могут стать источником показного (рия’).

В книге «Джами’у карамат-иль-Авлия» сказано: «В день, когда умер Увайс аль-Кур`ани (да смилуется над ним Аллаh), обнаружили его одежду и саван. На одежде было написано: «Это защита от огня Ада для Увайса аль-Кур`ани от Всевышнего Аллаhа». А на саване была следующая надпись: «Это саван для Увайса аль-Кур`ани, принесенный из Рая». (Т.1, стр. 603).

Когда некий человек пришел к нему с целью развлечь его, он ответил ему: «Я никогда не думал, что после того, как познали Аллаhа, люди могут развлекать друг друга». Он никогда не имел долгих чаяний, надежд. Его спросили: «Как ты провел эту ночь?» Он ответил: «Как же проведет ночь человек, не знающий, доживет ли он до утра, когда ложится спать, и доживет ли он до вечера, когда встает утром». Он считал, что условием отрешенности от мирского является упование на Аллаhа.

Харим спросил его о том, какое место является самым лучшим для проживания. Увайс (да смилуется над ним Аллаh) указал на Шам (Сирия). А на вопрос Харима, трудно ли там вести хозяйство и вообще жить, Увайс рассердился и промолвил: «Как же несчастны эти сердца. Наставления не приносят им никакой пользы из-за сомнений, которые тревожат их».

Некто сказал ему: «О Увайс! Я вижу, ты выглядишь больным». Увайс (да смилуется над ним Аллаh) ответил: «Конечно, Увайс будет выглядеть больным. Как же иначе, если, когда больной кушает, Увайс голодает, а когда больной спит, Увайс бодрствует».

Иногда он говорил: «Сегодня – ночь поясного поклона (руку‘)», – и до утра оставался в положении поясного поклона. Следующую ночь он называл ночью земного поклона (саджда) и до утра находился в земном поклоне. Третью ночь он называл ночью стояния и до утра стоял. Таким образом, проводя одну ночь в поясном поклоне, следующую в земном, а другую стоя, он совершал намазы.

Когда к нему пришел некий человек с просьбой дать ему наставление, он изменился в лице и побледнел. Тот человек вновь повторил: «Я хочу знать Истинный путь, и да будет милостив к тебе Аллаh, ты укажи мне праведный путь!» Увайс ответил: «Когда совершаешь благие деяния, ты помни о милости Аллаhа, а при совершении греховного помни о Его наказании. Придерживайся этих двух правил и не теряй надежду».

Увайс (да смилуется над ним Аллаh) также участвовал в газаватах. Во времена халифа Умара, распространяя Ислам, он дошел до Азербайджана и Армении. Крупный алим Калбизи (ум. в360 г.х.) считает Увайса аль-Кур`ани одним из первых суфиев. Отсюда следует, что тарикат (суфизм) был и во времена таби‘инов. Для того, кто немного разбирается в вопросах тасаввуфа, не секрет, что суфизм берет начало от Посланника Аллаhа (мир ему и благословение). Пророк обучил сподвижников Иману, Исламу и Ихсану. Ихсан и является суфизмом. Так утверждают известные алимы аль-Хафиз Мухаммад Хамрави и аль-Хафиз ибну Хаджар аль-Макки (да смилуется над ними Аллаh). О том, что тарикат (суфизм) возник во времена сподвижников, утверждает известный мусульманский историк Ибн Халдун. «Суфизм является светом, исходящим из окна пророчества», – пишет имам аль-Газали (да смилуется над ним Аллаh).

О смерти Увайса аль-Кур`ани (да смилуется над ним Аллаh) существюет разные мнения. По мнению одних алимов, он похоронен в азербайджанском городе Ширван. Другие утверждают, что, сражаясь на священной войне (газавате) вместе с халифом ‘Али, он погиб на земле Шама (Сирия, Палестина, Иордания) в местности Сиффайн. Есть предположения, что он похоронен в Средней Азии. Аллаh лучше знает. И куда бы ни совершали к нему зиярат, все равно человек не останется без его благодати (бараката), если будет на то воля Аллаhа.

Из книги «Святыни Узбекистана»

Добавить комментарий