Краткая биография имама аль-Байхаки, рахимахуллах (384-458 по хиджре/ 994-1066).
Имам, хафиз, шейх-уль-Ислам Абубакр Ахмад ибн аль-Хусейн ибн Али ибн Муса аль-Хусраварди аль-Хурасани родился в 384-м году по Хиджре в месяц Шаабан в местечке Байхак, что в 12 километрах от Нишапура. С тех пор он стал известен как аль-Байхаки.
Крупный ученый шафиитского мазхаба, видный богослов-ашарит, автор множества трудов, он обладал проницательным умом, глубочайшими знаниями, благочестивым нравом и редкой богобоязненностью.
Он был учеником известного хафиза Аль-Хакима Абу Абдуллаха и Абу аль-Хасана Мухаммада ибн аль-Хусейна аль-Алави, ученика Абу Хамида аш-Шарки.
Хафиз Абдульгафир ибн Исма пишет о нем в своей работе «Тарих»:
«Байхаки был образцовым ученым: он довольствовался малым, был очень богобоязненным, его украшала простота. Факих, хафиз, знаток усуля, ревностный, скрупулезный в науках, непревзойденный в своем знании, выдающийся в своем мастерстве.
Он был одним из самых лучших студентов аль-Хакима, но превзошел даже своего учителя, овладев многими другими науками. С раннего возраста аль-Байхаки записывал и заучивал хадисы. Затем он обратился к фикху и овладел им. В поисках знаний он ездил в Ирак (аль Джибаль и аль-Хиджаз), затем начал писать. В общей сложности ему принадлежит почти тысяча трудов, многие из которых стали первопроходческими (проложили дорогу для новых исследований), а многие – лучшими в своем роде. Он обладал глубокими знаниями в хадисе и фикхе; в проверке достоверности хадиса (‘иляль) и согласовании внешне противоречащих друг другу хадисов.
Многие ученые просили его переехать в Нишапур из Байхака, чтобы получать знания из его трудов. Поэтому в 441-м году он переселился в Нишапур и стал читать уроки по своей книге аль-Марифа, эти уроки посещали многие имамы».
Абу аль Маали имам аль-Харамайн аль-Джувайни сказал о нем:
«Любой факих-шафиит обязан имаму Шафии, кроме Абу Бакра аль-Байхаки, который, напротив, сам оказал ему услугу, написав книги, которые поддерживают шафиитский мазхаб и утверждают его подлинность».
Имам Захаби так комментирует эти слова Абу Аль Маали:
«То, что сказал Абу аль Маали, — истина. Ведь, если бы имам Байхаки захотел создать свой собственный мазхаб, ему бы это было под силу, так как он владел всеми необходимыми для этого качествами и знаниями, включая всеобъемлющее знание в области различающихся мнений (ихтиляф)».
Три сна
Когда Имам Байхаки писал свою книгу «Аль Маарифа фи ас-сунан уаль-Асар», Мухаммад ибн Ахмад, ученый, известный своей набожностью, увидел сон, в котором имам Шафии держал в руках эту книгу и говорил:
«Сегодня я переписал 7 листов из книги факиха Ахмада».
Другой ученый тоже увидел во сне имама Шафии, который находился в мечети и сказал:
«Сегодня я использовал такой-то и такой-то хадис, упомянутый в книге факиха Ахмада».
Другой ученый, Мухаммад ибн Абдуль Азиз аль-Марвазий, сказал:
«Я видел ларец, поднятый в небо, и от него шло свечение. Я спросил: «Что это?». И голос ответил: «Это книги Ахмада аль-Байхаки».
Все три сна переданы сыном имама аль-Байхаки Исмаилом ибн аль-Байхаки.
Имам Захаби высказался о них так:
«Это достоверные сны. Труды хафиза аль-Байхаки действительно имеют огромную ценность, они — достояние уммы. Мало кто достиг такого уровня в знаниях и ясности изложения. Каждому ученому необходимо ознакомиться с его книгами, особенно с «Сунан аль-Кабир»».
Известные учителя аль-Байхаки
- Абу Тахир ибн Махмиш аль-Зийади, факих
- Абдулла ибн Юсуф аль-Асбахани
- Абу Али ар-Рузбари
- Абу Абдуррахман ас-Суллами
- Абу Бакр ибн аль-Фурак, теолог (мутакаллим)
- Хамза абн Абдуль Азиз аль-Мухаллаби
- Абу Бакр аль-Хаййири, Кади
- Яхья ибн Ибрахим аль-Музакки
- Абу Саид ас-Сайрафи
- Али ибн Мухаммад ибн ас-Сакка
- Абу Саид Ахмад ибн Мухаммад аль-Малини, суфий
- Абу ат-Таййиб ас-Салюки
- Хилал аль-Хаффар
- Абу аль-Хусейн ибн Бишра
И другие ученые из Табарана, Навкана, Багдада, Мекки, Куфы, а также сподвижники известного суфия Хатима Аль Ассамма.
Имам ас-Субки пишет, что Байхаки получал знания в общей сложности у более сотни учителей.
Труды Имама Байхаки
- Сунан аль-Кабир [Большой сборник хадисов]. В десяти томах. Это его главный труд. Никому не удалось еще составить книгу хадисов, подобную этой по организации, классификации и превосходстве.
- Маарифа ас-Сунан уаль-Асар [Знание хадисов и асаров]. В четырех томах. Этот труд обязателен для каждого факиха-шафиита. Такиюддин Ас-Субки говорит, что этой книгой Байхаки хотел показать широту знаний имама Шафии в области хадиса.
- Аль-Асма’а уас-Сыфат [Имена Аллаха и Его атрибуты]. В двух томах. Таджуддин ас-Субки сказал об этом труде: «Я не видел ничего подобного этому». [Книга издана в наши дни с предисловием и примечаниями имама аль-Кавсари]
- Китаб-уль-Му`такъад [или Китабуль И’тикад] [Книга о вероубеждении].
- Аль-Ба’ас [уаль Нушур] [Воскрешение и Судный День].
- Ат-таргиб уаль Тархиб [Призыв к благому и предостережение от дурного].
- Ад-Да’уат аль-Кабир [Большая молитвенная книга].
- Ад-Да’уат уас-Сагир [Малая молитвенная книга].
- Аз-зухд [Аскетизм].
- Аль-Хиляфият [Различные мнения]. В трёх томах. О разночтениях или разных мнениях факихов. Ас-Субки пишет, что такая работа не под силу никому, кроме того, кто владеет глубочайшими знаниями в области фикха и хадиса.
- Аль-Мабсут фи нусус аш-Шафи’и [Подробное изложение текстов-доказательств, использованных имамом аш-Шафии]. В двух томах. Обоснования шафиитского мазхаба – первая книга такого рода.
- Дала’иль ан-Нубууах [Доказательства Пророчества]. В четырех томах.
- Ас-сунан ас-сагир [Малый сборник хадисов]. Один большой том.
- Шу’аб аль-иман [Ветви веры].
- Аль-Мадхал иля-с-Сунан [Введение в Сунну].
- Аль-Адаб [Книга по этике].
- Фада’иль аль-Авкат [Достоинство отдельных периодов времени для поклонения, две брошюры].
- Аль-Арба’ин аль-Кубра [Большой сборник сорока хадисов].
- Аль-Арба’ин аль-Сугра [Малый сборник сорока хадисов].
- Ар-Ру’йа [Книга снов].
- Аль-Асра’а [Книга о перенесении Пророка в Байтуль Мукаддас].
- Манакъиб аш-Шафи’и [Безграничные достоинства имама аш-Шафи’и].
- Манакъиб Ахмад [Безграничные достоинства имама Ахмада ибн Ханбаля].
- Фада’иль ас-Сахабах [Достоинства сподвижников].
Среди его известных учеников и тех, кто передавал от него:
- Шейх уль-Ислам Абу Исма’ил аль-Ансари
- Его сын Исма’ил ибн Ахмад аль-Байхаки
- Его внук Убайдулла ибн Мухаммад ибн Ахмад аль-Байхаки
- Хафиз Абу Закариййа Яхья ибн Мандах
- Абу Абдулла Мухаммад ибн аль-Фадл аль-Фурави
- Захир ибн Тахир аш-Шахамий
- Абу аль-Ма’али Мухаммад ибн Исма’ил аль-Фариси
- Абдуль-Джаббар ибн Абдуль-Ваххаб ад-Дах’хан
- Абдуль-Джаббар ибн Мухаммад аль-Хувари и его брат
- Абдульхамид ибн Мухаммад аль-Хувари
- Абу Бакр ‘Абдуррахман ибн Абдулла ибн ‘Абдуррахман аль-Бухайри ан-Нисабури
Он отошел в мир иной в возрасте 74-х лет в Нишапуре 10-го Джумадуль-Уля в 458 году по хиджре (1055). Его тело перевезли в Байхак (в то время это занимало около двух дней пути), где он и был похоронен.
Да смилостивится над ним Аллах и да будет Он им доволен. Амин».
И да смилостивится Аллах над всеми учёными, упомянутыми в этой статье, и да одарит нас их баракатом и шафаатом.
Источники
- Аз-Захаби. Сияр а’лям ан-нубаля. Статья 4318. — Т. 11. — С. 457.
- Ибн Касир. Аль-Бидайа ва-н-Нихайа. — Т. 8. — С. 222. — 458 г. по хиджре.
- Ас-Субки. Табакат аш-Шафи’ийа. Четвёртое поколение учёных (шафиитов). — Статья 251.
Источник:darulfikr.ru