12.12.2024

ГАЛИМДЖАН БАРУДИ (1857-1821)

Просветитель сквозь призму суфизма

Галимджан Баруди – крупнейший татарский богослов и просветитель конца XIX – начала XX вв.

В этой статье мы рассмотрим лишь некоторые аспекты многогранной деятельности Баруди – основателя одного из лучших мусульманских учебных заведений России своего времени – медресе «Мухаммадия», лидера первой всероссийской партии мусульман «Иттифак аль-муслимин», муфтия с 1917 по 1921 гг. Он служил во имя идеалов Ислама и внёс колоссальный вклад в возрождение религиозного и национального самосознания татарского народа.

Галимджан Галиев (Баруди) родился 2 февраля 1857 года в деревне Малые Ковали Казанского уезда, ныне Высокогорского района Татарстана.

Галимджан с юных лет проявлял повышенный интерес и большую способность к учёбе. В 1862 году его отдают в медресе «Касимия», где он проходит ступени начальных, средних и старших классов и одновременно занимается преподавательской деятельностью в старших классах. Уже в юношеском возрасте он начал задумываться над смыслом человеческой жизни, о роли общества, о роли человека в обществе.

Учась в медресе, он занимался самостоятельно, много читал и любил размышлять над прочитанным. Его биограф Юсуф Акчура отмечал, что вся жизнь Баруди состояла из двух принципов: учиться и учить.

В марте 1875 года Галимджан Баруди решил продолжить образование в Бухаре. В Бухаре он изучает религиозные предметы и Шариат, помимо этого уделял особое внимание математике.

Но учебный процесс в Бухаре разочаровал Баруди. Юноша не нашёл удовлетворения в тамошних занятиях – без программ и расписаний. В 1882 году Галимджан вернулся в Казань, где был назначен вторым имамом в Казанскую пятисборную мечеть (Белую мечеть). С этого дня он стал давать уроки одному-двум шакирдам, постепенно увеличивая круг учеников.

В 1883 он женился на дочери известного татарского купца И. Утямышева – Бибимагруй. Эта прекрасно образованная девушка сумела стать достойной спутницей Галимджана, проникнуться его духовными устремлениями и интересами, а затем на протяжении всей жизни, руководя женским мектебе при приходском медресе, помогать мужу в просветительской деятельности.

В том же году, благодаря помощи своего отца Мухамметзяна Галеева, Галимджан основал медресе, получившее имя его основателя «Мухаммадия» и впоследствии ставшее одним из лучших мусульманских учебных заведений в России. В новом медресе Галимджан проводит настоящую реформу в образовании, вводит значительное количество светских предметов: русского языка, арифметики, истории природоведения, геометрии, счетоводства, рисования, этики, гигиены и пр. За неимением специальной литературы Г. Баруди сам пишет ряд учебников, многие из кото¬рых стали классическими образцами учебных пособий для школ и выдержали более десяти переизданий. Это первая на турецком языке новометодная азбука, учебники по арифметике, арабскому языку, татарско- арабско-персидский словарь и многие другие.

В начале XX века в «Мухаммадии» насчитывалось рекордное количество учащихся – 500 человек и 20 мугаллимов (преподавателей). Можно сказать, что в её стенах получил великолепное образование цвет татарской интеллигенции. Деятельность Г. Баруди в кратчайшие сроки вывела мусульманскую школу на путь прогресса, превратила процесс получения знаний в главный инструмент духовного возрождения народа.

Казанские консерваторы несколько раз обращались с доносами к губернатору, чтобы прекратить реформаторскую деятельность Галимджана Баруди, видя в его деяниях угрозу для себя и существующим старым порядкам. Они обвиняли Галимджана Баруди в измене религии, в искажении основ Ислама и Шариата. Но на самом деле он был глубоко религиозным человеком, придавал огромное значение воспитанию религиозных и нравственных ценностей у молодёжи. Он был твёрдо убеждён в том, что любая нация без религии, без веры обречена на вымирание.

Галимджан Баруди сблизился с самым авторитетным и влиятельным из татарских шейхов Зайнуллой Расулаевым, которого современники называли «королём татар», и стал его мюридом.

Гаспринский писал в статье «Шейхство и шейхи», что «Зайнулла-хазрет и Галимджан Баруди… поистине радеют и служат интересам народной жизни и его религиозно-нравственному облагораживанию». Особое внимание шейх Расулев уделял медресе «Мухаммадия» и «постоянно спрашивал о делах медресе и положении его хальф (учителей)». В одном из своих посещений медресе шейх Расулев произнёс следующую речь: «Вместе проявляйте иджтихад (усердие) на пути реформы образования, служите этому пути, не враждуйте и не разделяйтесь в национальных и религиозных делах, на это я даю вам благословение».

Галимджану Баруди было разрешено ишаном Зайнуллой Расулаевым принимать в мюриды своих шакирдов, что было неоднозначно встречено среди прогрессивного просветительства и шакирдов. В это время в кругах шакирдов в его адрес появилось устное стихотворение «Ой, шейхем Галимджан» («Ах, мой старец Галимджан»).

Он был не просто мюридом шейха Зейнуллы, но был ещё и его энергичным и инициативным преемником в братстве Халидийа-Накшбандийа. Баруди считал, что суфизм является одним из наиболее важных проявлений религиозного чувства, и что он способствует углублению философской мысли. Отмечал, что суфизм позволяет познать истину, что невозможно сделать при помощи законов и верований (усул ва каида).

В январе 1906 года Г. Баруди начинает издавать научно-религиозный и литературный журнала «Дин вэ эдэб» («Религия и нравственность»), на страницах которого обсуждались идеи педагогического и религиозного характера.

Просветитель через страницы своего журнала пытался показать близость религии и науки. Наука, по мнению Баруди, должна служить религии, а религия – науке. Главной целью воспитания, по Баруди, является воспитание религиозно- нравственного человека, полезного члена общества, живущего народными и общечеловеческими интересами. Религиозно-нравственное воспитание занимает главное место в педагогической мысли Баруди, и оно неразрывно связано с умственным и трудовым воспитанием.

Учёный и способный человек, будучи имамом, должен укреплять нравственность людей, трудиться с целью приблизить людей к Аллаху. Баруди считал, что следует стараться не брать месячное жалование за исполнение обязанностей имама и за обучение, ибо это может привести к безответственности, верхоглядству, алчности.

Он резко критиковал существовавшие в то время зубрёжку и схоластику в медресе и мектебе. По его мнению, только сознательное учение может принести плоды и поднять человека на новую ступень в его интеллектуальном развитии. Он стремился к общедоступности просвещения и образования: как горожанину, так и сельскому жителю.

Следует также отметить об открытии Баруди для публичного пользования личной книжной коллекции. Частная книжная коллекция просветителя к 1913 году насчитывала более 3 000 томов и журналов по самым разным наукам. Труды религиозных деятелей и мыслителей Ислама были представлены как в оригинале, так и в переводах, снабжённых комментариями. А в 1920 году Баруди и вовсе подарил свою библиотеку, которая насчитывала в то время 4288 томов, молодой Татарской республике.

Умер учёный в 1921 году в Москве, посвятив последние месяцы своей жизни борьбе с голодом, захлестнувшим Волго-Уральский регион.

Образ мудрого педагога и суфийского наставника- шейха, богослова, беззаветно и искренно служившего на благо своей нации и религии, навсегда останется в памяти татарского народа.

Искандер Набиуллин.

Журнал «ИСЛАМ» № 25 (01) 2011.
Имсточник:Исламдаг.ру

Добавить комментарий