13.12.2024

АБУ АЛЬ-ХАСАН АЛИ АШ-ШАЗАЛИ

Абу аль-Хасан Али аш-Шазили родился в 1197 году нашей эры в магрибинском селении Гамарат в семье саидов, состоявшей в родстве с магрибинскими царями и ведущей родословную от самого Пророка Мухаммада (салляллаху аляйхи васаллям). Абу аль-Хасан Али получил блестящее образование. В возрасте примерно 21 года он покинул родной край и отправился на Восток мусульманского мира.

Совершив Хадж, юноша отправился в Багдад в поисках суфийского кутбу (шейх всех шейхов). Со времён Аббасидов Багдад был местом пристального внимания теологов, ибо там находились крупные факихи-учёные — знатоки Кур`ана и Хадисов, а также выдающиеся суфийские учителя: аль-Мухасиби, Сари Сакати, Джунайд аль-Багдади, аль-Джилани, аш-Шибли.

В Багдаде Абу аль-Хасан Али аш-Шазили прошёл курс обучения у шейха Абу-л-Фатха, по совету которого вернулся на родину, чтобы продолжить постижение Истины у другого учителя — Абдуссалама ибн Машиша. Его новый суфийский учитель уединялся в пещере, расположенной на вершине горы Алам, которая находилась в окрестностях селения Гамарат.

Аш-Шазили писал: «Когда я шёл к нему, то по дороге искупался у родника, что у подножия этой горы, и потерял то, чего достиг в образовании и воспитании. И в это время он медленно спустился ко мне. На его голове был убор из пальмовых ветвей. Он сказал: «Добро пожаловать, Али — сын Абдуллы, сына Абу аль-Джаббара…» и перечислил мою родословную до Посланника Аллаhа (салляллаху аляйхи васаллям). Затем продолжил: «О Али, ты пришёл к нам нуждающимся в образовании и воспитании, и получишь у нас богатства здешней и Будущей жизни». Так я остался у него, пока Аллаh не сделал меня проницательным и дальновидным. За это время я стал свидетелем множества необычных возможности (караматов) Ибн Машиша. Однажды я сидел возле него, а рядом с нами играл его маленький сын. У меня мелькнула мысль спросить у шейха о сокровенном имени Аллаhа. В тот миг мальчик подошёл ко мне, и стянув мой ворот, сказал: «О Абу аль-Хасан, ты хочешь спросить шейха о сокровенном имени Аллаhа в то время, когда эта тайна Аллаhа находится в твоём сердце…». Шейх улыбнулся и сказал: «Этот мальчик ответил тебе вместо меня!». Когда срок обучения подходил к концу, Абдуссалам ибн Машиш обратился ко мне: «О Али, отправляйся в Африку и остановись в селении Шазили: поистине, Аллаh дарует тебе это имя. Затем отправляйся в Тунис, а позднее — на Восток, где ты получишь звание шейха».

При расставании аш-Шазили обратился к своему шейху за напутствием. Ибн Машиш произнёс: «Очисти язык от упоминания людей, а сердце — от подражания им, береги себя от грехов и выполняй предписания религии. И покровительство Аллаhа станет для тебя полным. Без нужды не обсуждай людей и благочестие твоё станет совершенным. Неустанно проси Аллаhа, чтобы ты не нуждался в людях и их упоминании, и чтобы Он покровительствовал тебе, поистине, Он — Всемогущий».

Воодушевлённый этими словами, аш-Шазили отправился на родину. В Тунисе он нашёл селение Шазили. Он поселился в горной пещере и всё время посвящал служению Аллаhу. По словам его ученика, и после смерти аш-Шазили у подножия горы был слышен звук азана — призыва к молитве, но когда люди поднимались туда, то… никого не находили. А азан звучал при наступлении времени каждой обязательной молитвы!

Аллаh недолго испытывал аш-Шазили одиночеством: «О Али, спустись к людям, чтобы они получили пользу от тебя!».

«О Господи, удали меня от людей, у меня не хватит сил ужиться с ними».

«Спустись, Я сделал благополучие твоим спутником и избавил тебя от волнений и беспокойства».

«О Господи, Ты поручаешь меня людям, чтобы я существовал на их деньги?».

«Я — Хранитель, о Али, Я дам тебе источник пропитания!».

Последовав велению Господа, аш-Шазили покинул пещеру и спустился к людям. В Тунисе царил сильный голод, люди умирали прямо на улицах.

«Я сказал себе: «Если бы у меня была возможность накормить этих людей, то я бы сделал это!». Всевышний ответил: «Бери то, что у тебя в кармане». Когда я посмотрел в карман, то обнаружил в нём дирхемы. Я взял у пекаря хлеб и раздал его голодающим. Когда я протянул пекарю деньги, он сказал: «Вы, магрибяне, — хорошие алхимики. Эти дирхемы… фальшивые». Я забрал у него монеты и, отдав ему в залог свой халат, направился к воротам.

Вдруг человек, который стоял возле ворот, воскликнул: «О Али, где дирхемы?». Я протянул ему монеты. Он взял их, потряс, затем вернул мне и сказал: «Отдай их пекарю, они настоящие!». Я пошёл к пекарю и отдал ему дирхемы. Пекарь сказал: «А… вот эти — настоящие!» Забрав у пекаря халат, я вернулся к воротам, но таинственного незнакомца там уже не было.

Встретил я его в пятницу в мечети. Совершив намаз, увидел, что справа от меня сидит человек и улыбается. Это был… он. Я поприветствовал его, а в ответ он произнёс: «О Али, ты говоришь, что если бы у тебя была возможность накормить этих людей, ты бы сделал это. И тем самым вроде бы стал «щедрее» Аллаhа по отношению к Его рабам. Но если бы Аллаh хотел, то насытил бы их. Он знает, что делает». Я спросил: «Скажи мне, кто ты?» «Я — Ахмад Хазир. Когда я был в Китае, мне сказали: «Иди в Тунис к Али». И я пришёл к тебе».

После совершения пятничной молитвы я посмотрел в его сторону, но его… уже не было».

На окраине города Тунис находится гора Залалж, и там отверстие, известное как «Пещера аш-Шазили».

Там и жил шейх аш-Шазили. К нему приходили люди, которые становились его учениками. С каждым днём число их росло. Что же их так привлекало к шейху? Ответ на этот вопрос можно найти в словах одного из его учеников – Абу аль-Азаима, который так описал учителя: «Он был смуглым, высокого роста, худощавым, с редкой бородой на щеках, с длинными пальцами на руках. Каждый, кто видел его, испытывал к нему любовь. Он притягивал к себе тайной, которую Аллаh доверил ему, скромностью и простотой. Благородные люди даже переживали из-за того, что он так невнимателен к себе, хотя щедр и великодушен к другим».

Учение шейха аш-Шазили, обладавшего необыкновенной способностью понимать души людей и горевшего суфийским огнём, стало духовной основой Шазилийского тариката. Своих последователей он призывал к покорности, богобоязненности, строгому исполнению предписаний Шариата, следованию Сунне Пророка (салляллаху аляйхи васаллям), презрению мирских благ.

Особый акцент в Шазилийском тарикате делается на духовном самосовершенствовании и глубоком осознании смысла веры. Мюрид (ученик) Шазилийского тариката воспринимает себя рабом, который должен постоянно ощущать свою ничтожность перед величием Аллаhа. Он должен чувствовать абсолютную зависимость от Аллаhа и непрерывно благодарить Его. Сначала языком, затем сердцем – до тех пор, пока всё его существо не превратится в сплошную благодарность, и каждый миг жизни не будет посвящён благодарению Господа.

«Вся наша жизнь – и единственное в ней занятие! – должны состоять в том, чтобы осознавать милость Аллаhа и размышлять о ничтожестве нашей силы и власти, чтобы предаваться Аллаhу с чувством глубокой нужды в Нём, моля Его даровать нам Своё благоволение». Такова суть учения Шазилийа — учения, которое адресовано не только общине в целом, но и каждому её члену в отдельности.

Шейх аш-Шазили не предписывал своим последователям ношение какого-либо особого одеяния, не призывал бросать свои повседневные занятия и семьи ради полного предания себя богослужению. Шазилийские суфии не обязаны нищенствовать и культивировать бедность: напротив, египетские источники XIV-XV вв. повествуют о том, что члены этого братства отличались от других суфиев опрятным видом.

Аш-Шазили умер в 1258 году по пути в Хадж. Даже смерть его была преисполнена святости. Ведь известно, что Аллаh поручает ангелу каждый год до Судного дня совершать Хадж за умершего в дороге паломника.

Умер аш-Шазили в области Хумейсыра в Египте. С давних пор и по сей день его могила на берегу Красного моря – почитаемое место паломничества – зиярата. Султан Мамлюков той эпохи построил мавзолей над его могилой. Сегодня Шазилия — самый распространённый Тарикат в Египте. Кроме того, его многочисленные последователи живут в Палестине, Тунисе, Марокко и в некоторых других странах Африки. В последнее время большое число последователей Шазилия появилось и в Европе.

Шейх Абу аль-Хасан Али аш-Шазили (1197-1258 гг. н.э.) оставил огромный след в истории Ислама. Неслучайно его именем назван один из известнейших суфийских Тарикатов!

Шазилийский тарикат и распространен в странах Магриба, среди населения внутренних областей Африки от Судана до Мали и Коморских островов, на Востоке мусульманского мира вплоть до Индии и даже Индонезии, а также в Дагестане и соседних республиках.

Шазилийский тарикат в Дагестане.

До шейха Сайфуллы-кади Башларова ал-Казикумухи (1856-1919 гг.н.э.) Шазилийский тарикат не был известен в Дагестане. Впоследствии Сайфулла-кади ал-Казикумухи передал право на его распространение Хасану-афанди. Одним из учителей Сайфулла-кади был Мухаммад Закир Частави — один из преемников Махмуда-афанди. После его смерти Сайфулла-кади отправился в Уфу. Там он встретился с муршидом (духовный наставник) Зайнуллой Шарифи (по зову которого он и прибыл туда}

В Уфе он совершенствовался у Зайнуллы, который передал ему разрешение на наставничество – после чего Сайфулла-Кади вернулся в Дагестан. Мечтая познать Шазилийский тарикат, он встретился с преемником Шазилийского пути Мухаммадом Салихом, принял от него суфийское задание и стал его воспитанником. В дальнейшем он и сам получил от Мухаммада Салиха разрешение обучать других Шазилийскому тарикату.

Автор: Мухаммад Амирханов
Источник: Саидафанди.ру

Добавить комментарий