25.04.2024

НАСТАВЛЕНИЯ ЛУКМАНА АЛЬ-ХАКИМА

Эти упомянутые наставления, завещания Лукмана,
Для человека разумного являются великим даром,
Кто, глубоко поразмыслив, смог извлечь пользу из них,
Подобен драгоценным камням, в торговле коими нет убытка.
Шейх Саид-афанди

1. О сын мой! Пусть твою пищу отведают лишь люди богобоязненные. Советуйся в своих делах с учеными-богословами.

2. Пребывай с праведниками из числа рабов Аллаха, ибо их благие деяния и тебе принесут пользу. И, возможно, на них снизойдёт милость Создателя, которая покроет и тебя. И сторонись грешников, так как от дружбы с ними ты не получишь никакого блага. Может быть, в конце концов, Всевышний ниспошлёт на них наказание, которое настигнет и тебя.

3. Не стремись обрести симпатию и любовь невежды, ибо он подумает, что ты доволен его поступками. И не пренебрегай гневом мудреца, ибо он будет избегать тебя.


4. Будь рабом для праведных и не будь другом для злодеев.

5. Отстранись от своего врага. Береги, предостерегай своего друга. И не вмешивайся в то, что тебя не касается и не приносит тебе пользы.

6. Блага будут в руках у того, кто умеет хранить тайну.

7. О сын мой! Находись с учеными-мужами, примкнув к ним своими коленями (т.е. постоянно). Поистине,
Всевышний Аллах оживляет сердца светом (нуром) мудрости подобно тому, как вода с небес оживляет мёртвую почву.

8. О сын мой! Пребывай с учеными-богословами (тесни их своими коленями) и не спорь с ними, дабы не вызвать их гнева; и бери из мирских благ только то, что тебе будет достаточно, а излишек того, что ты добыл, отдай ради вечной жизни; и не отвергай этот мир полным отречением, не то будешь тягостью, ношей на шее людей; и соблюдай пост, тогда сломаешь свою по-хоть, страсть; и не соблюдай пост, если он вредит твоей молитве, потому что молитва ценнее, чем пост; и будь для сироты как отец, а для вдовы – как муж ( То есть оказывай им всевозможную помощь) ; и не будь грешен в отношении близких; и сторонись глупых, неразумных людей; и никогда не водись с двуличными.

9. О сын мой! У завистника есть три признака: 1) он будет злословить, порочить человека, когда того нет рядом; 2) он будет льстить, заискивать перед ним, когда увидит этого человека; 3) он будет радоваться несчастью этого человека.

10. Совершай добро по отношению к тем, кто этого действительно заслуживает, и не совершай его по отношению к тем, кто не заслуживает этого, не то потерпишь убыток в нём в этом мире и лишишься награды за него в вечном мире. Будь экономным и не будь расточительным.
Не будь в имуществе скупым, но и не будь транжирящим его.

11. Будь богатым  (То есть таким, который не нуждается в людях).и будешь благополучным.

12. Совершай добро только для того, кто понимает и ценит это.

13. Этот мир – путь, ты только переходи его, но не занимайся его возведением, благоустройством.

14. Со дня твоего прихода на этот свет ты всё отдаляешься от него и приближаешься к миру вечному. Ты, поистине, близок к той обители, которая к тебе приближается, чем к той, которая отдаляется от тебя.

15. Если хочешь с кем-то подружиться, то сначала сделай так, чтобы он на тебя разгневался. Если он при этом будет справедливо поступать по отношению к тебе, то подружись, если же нет, то остерегайся, сторонись его.

16. Пусть твои слова всегда будут приятными, а твоё лицо довольным, и тогда для людей ты будешь любимее и ближе, чем те, кто дарит им подарки.

17. Держи своего друга в таком положении, при котором он не будет испытывать какую-либо нужду к тебе,
и ты также не будешь нуждаться в чём-либо от него.

18. Будь таким, который не желает хвалы людей и не заставляет их порицать себя. Пусть своему эго (нафсу) он будет доставлять усталость, а людям будет приносить покой.

19. Сдерживай то, что выходит у тебя изо рта (т.е. слова). Если ты будешь молчать, то будешь в благополучии (в безопасности от своих грехов). Тебе следует изрекать лишь ту речь, которая принесёт пользу. Всё же остальные слова не принимаются во внимание.

20. Среди торговли выбирай поклонение Аллаху, так как оно принесёт тебе прибыль и без товара.

21. О сын мой! Бойся Аллаха (бойся не выполнять Его велений), и не показывай людям, что ты боишься Аллаха с целью добиться их почтения, в то время как сердце твоё нечестиво, грешно.

22. Поистине, уста мудрецов находятся во власти Аллаха, и каждый из них изрекает лишь то, что Аллах приготовил им.


23. Оставь зло – и возвеличишься. Воистину, зло сотворено для зла.

24. Остерегайся сильного гнева, потому что сильный гнев затмевает сердце мудрого.

25. Не будь слабей того петуха, который кукарекает на рассвете, в то время как ты на рассвете спишь.

26. Заповедано тебе находиться с учеными-богословами и слушать речь мудрецов, потому что Всевышний
Аллах оживляет мертвые сердца светом мудрости, так же, как ливневый дождь оживляет землю. Поистине, стыдливость исчезает у того, кто лжёт. А того, кто проявляет плохой нрав, одолеют печали и скорбь. Сдвинуть скалу с места легче, чем пояснить что-либо тому, кто не понимает.

27. Для людей настанет такое время, когда кроткий (в другой версии – мудрый) человек не возрадуется больше.

28. Приучи свой язык произносить: «О Аллах, прости меня!». Поистине, у Всевышнего Аллаха есть промежутки времени, в течение которых Он не отвергает мольбы.

29. Тот, кто любит лицемера (двуличного, совершающего деяния напоказ), будет поносим. Тот, кто посещает
злачные места, будет подозреваем, обвиняем. Тот, кто дружит с плохим человеком, не будет в спокойствии и безопасности. Тот, кто не управляет своим языком, будет сожалеть.

30. Не трать своего имущества попросту, оберегая чужое имущество. Поистине, твоим является лишь имущество, которое ты потратил в богоугодных делах, приносящих пользу для твоей вечной жизни, а чужим является имущество, которое ты оставил после себя, ибо его присвоят, наследуют другие.

31. Нет ничего лучшего, чем язык и сердце, когда они праведны, и нет ничего худшего, чем язык и сердце, когда они порочны.

32. Поистине, Аллах доволен мною, выбрал меня в качестве воспитателя для тебя, но не вверил меня тебе. Он не выбрал тебя в качестве воспитателя для меня, но вверил тебя мне.

33. О сын мой, кто будет увещевать себя, тому от Всевышнего Аллаха будет дан хранитель.

34. Не ешь ничего на сытый желудок (т.е. не переедай). Поистине, бросить эту пищу собаке лучше, чем переесть.

35. И пусть первым, кому ты принесёшь пользу в этом мире после праведного друга, будет праведная жена.

36. Нет другого такого богатства, как здоровье, и нет другого такого блага, чем чистота души, сердца.


37. Не пребывай, не дружи с нечестивцами (постоянно предающимися большим грехам) и не ходи с ними. Бойся того, что наказание, которое падёт на них с неба, настигнет вместе с ними и тебя.

38. Пребывай, общайся с учеными-богословами и ходи с ними, может быть та милость, которая на них нисходит, покроет вместе с ними и тебя.

39. Я поднимал камни, железо и другие тяжелые вещи, но не нашёл ничего тяжелее, чем плохой сосед. Я пробовал множество горьких вкусов, но горше, чем бедность
(нужда в других людях), ничего не испробовал.

40. Не посылай своим посланцем невежду, если же не найдешь мудреца, будь своим посланцем сам.

41. Принимай участие в похоронах и не присутствуй на свадьбах, так как похороны напомнят тебе о вечном мире, а свадьба вызовет у тебя любовь к этому миру.

42. Не будь слишком сладким, а то тебя проглотят, и не будь горьким, а то тебя выплюнут.

43. Как же люди медлят благоустроить вечный мир, который им обещан, но спешат заниматься дольним миром, который им не обещан!

44. Не бросай своего первого друга, а то тебе не будет доверять и второй.


45. Имей тысячу друзей, хотя и тысяча – это мало. Не имей и одного врага, потому что один враг – это уже много.

46. О сын мой! Поистине, человек состоит из трех частей: одна треть – для Аллаха, вторая – для себя и одна треть – для червей. То, что для Аллаха – это душа человека; то, что для себя – это его деяния; то, что для червей – это тело.

47. Аль-Кади Ияз передал, что Лукман аль-Хаким сказал своему сыну: «Когда заполняется желудок, мысль становится вялой, она гаснет и слова замолкают, и органы тела перестают совершать поклонение».

48. Поистине, праведная жена, как масло на голове, которое смягчает жилы и улучшает волосы. Она – корона
на голове царя, жемчуг и другие драгоценности, цену которым не знает никто. Нечестивую, плохую жену
можно сравнить с селем, стремительным потоком, который не останавливается до тех пор, пока не достигнет
конца своего. Такая женщина, если говорит, то поднимает свой голос; если ходит, то спешит; если садится, то поднимается на возвышенное место; если гневается, то выявляет свой гнев. Все болезни излечиваются, кроме такой болезни, как плохая жена.

49. Советуйся относительного какого-либо дела с тем, у кого есть опыт в подобных делах, потому что он даст тебе такой совет, цена которому будет высока (с трудом обретённый им в результате долгих усилий, поисков), а ты его приобретёшь бесплатно.

50. Поистине, мудрость превращает бедных в царей.

51. Поистине, мудрость совершает десять вещей: она оживляет мёртвое сердце; она усаживает вместе в бедняками; она возвеличивает до степени царей; делает незнатного почитаемым; освобождает рабов; даёт посторонним, странникам убежище; обогащает нуждающихся;
увеличивает благородство благородным и господство господам. Мудрость ценнее, чем богатство, она – защита от страха, военное снаряжение в войне, товар для прибыли, заступник во время охватывания ужасом (т.е. в День Суда). Мудрость является путеводителем к усилению веры в Аллаха (когда из-за слабости веры человек выбирает услужение своему эго, плоти), она является покрывалом тогда, когда одежда не скрывает наготы.

52. Придерживайся мудрости – и станешь благородным, возвеличивай её – и тебя возвеличат из-за неё. Господином нравов, качеств мудрости является религия Аллаха, велик Он и славен.

53. Отправь своим гонцом мудрого, несмотря на то, завещаешь ты ему что-либо или нет.

54. Воистину, этот мир – глубокое море, в котором утонуло множество людей. Сделай своим кораблём в нём боязнь перед Всевышним Аллахом, его наполнением – веру в Аллаха, а парусом – упование на Аллаха. Если поступишь так, то, возможно, ты обретёшь спасение, а другого, что тебя спасло бы, я не вижу, не знаю.

55. В другом предании сказано: этот мир, как широкое море, в нём погибли и предыдущие и последующие поколения. Если ты можешь, то сделай своим кораблём в нём богобоязненность, снаряжением – упование и надежду на Аллаха, провизией – благодеяния. Если ты спасёшься, то это будет по милости Аллаха, если погибнешь, то из-за своих грехов.

56. Не откладывай покаяния на потом, потому что смерть приходит неожиданно и застигает врасплох.

57. Я завещаю тебе две вещи, и пока ты будешь придерживаться их, они принесут тебе только благо: это дирхам (достаточные средства) для пропитания, и религия – для вечной жизни.

58. Этот мир мал, а твоя жизнь в нём ещё меньше, и то, что осталось тебе в нём совсем ничтожно.

59. Я завещаю тебе придерживаться шести качеств, в которых заключены знания предыдущих и последующих поколений: первое – занимай себя этим миром только по мере того, сколько осталось тебе жить в нём. Второе – поклоняйся Аллаху по мере твоей нужды, необходимости в Нём (т.е. постоянно). Третье – усердствуй для вечной жизни настолько, насколько ты хочешь обрести степень в ней. Четвертое – пусть твоим занятием будет избавление себя от адского огня до тех пор, пока не станет ясным, что спасение тебе от него будет.
Пятое – пусть твоя смелость в совершении грехов будет такой, с которой у тебя хватит терпения вынести наказания Аллаха. Шестое – если хочешь ослушаться Аллаха (т.е. совершить грех), то найди такое место, в котором бы Аллах и Его ангелы тебя не видели.

60. Продай этот мир за вечный мир, и ты получишь прибыль в обоих из них! И не продавай вечный мир за этот мир, не то понесёшь убыток в обоих из них.

61. Жадность, плохой нрав и слишком частые просьбы с нуждой к людям относятся к признакам неразумных, невежественных людей.

62. О сын мой! Не извиняйся и не оправдывайся перед тем, кто не любит принимать твоего оправдания. И не обращайся за помощью к тому, кто не любит получать твои заботы и исполнять твои нужды.

63. Кто будет терпеливо переносить тяготы и нужды людей, тот будет управлять ими.

64. Лучшим среди людей по достоинству и благовоспитанности является тот человек, который, нуждаясь сам, далёк от других. А когда нуждаются в нём, он близок к ним.

65. Ищи для какого-либо деяния своего брата лучшее оправдание, пока ты не получишь от него достоверный довод в пользу того дела.


66. Не говори с мудростью среди глупцов, не то тебя оболгут. И не лги среди мудрецов, не то к тебе будут питатьотвращение и гнев.

67. Тот, кто общается с тем, кто не слушает его слов, подобен тому, кто преподносит мирское имущество обитателям могил.

68. Не препятствуй обретению знаний от тебя теми, кто достоин их, не то впадёшь в грех. И не передавай свои знания тем, кто их не заслуживает, не осилит, иначе ты будешь глупцом.

69. Остерегайся лени и раздражения, беспокойства без особых на то причин. Когда ты ленишься – не выполняешь свои обязанности в полной мере, а когда раздражаешься, беспокоишься – не выносишь правды.

70. Не сидите долго в туалете, ибо это приводит к геморрою.

71. В другой версии сказано: долгое пребывание (сидение) в туалете влечёт за собой болезнь печени и вызывает геморрой.

72. Кто поступает справедливо с людьми, тому Всевышний Аллах увеличит честь и славу.

73. Наказание родителя для ребёнка подобно удобрению для посевов.


74. Если говоришь, то будь лаконичен. Если добился желаемого посредством речи, то более уже не разговаривай.

75. Если твоя сила призывает тебя совершить зло, насилие против людей, то вспомни о силе и могуществе Аллаха. Остерегайся кары Аллаха, которая рано или поздно случится с творящими несправедливость, насилие.
Его кара будет постоянной и нескончаемой.

76. Если с тобой случится то, что тебе нравится или не нравится, то остерегайся допускать в своё сердце мысль о том, что было бы лучше, если бы с тобой случилось нечто другое, чем то, что уже постигло тебя.

77. В другой версии сказано: когда происходит с тобой то, от чего ты доволен или не доволен, непременно сделай так, чтобы в помыслах ты говорил себе: «В этом заключается благо».

78. О сын мой! Если ты соблюдаешь пост, то соблюдай его так, чтобы сломить свою страсть, но чтобы он не ослабил выполнения тобой молитв-намазов, ибо молитва выше, важнее, чем пост. Пост предписан для исправления, облагораживания нравственности и для ослабления сильных плотских желаний. Пост – это духовная тренировка, совершенствование. Намаз же – это исправление,
улучшение эго (нафса), который является обиталищем всех зол и источником всех прихотей. И нет другого поклонения чему-либо, которое было бы более ненавистнее для Аллаха, чем поклонение человека своей прихоти, следование страстям своего эго.

79. Поистине, я сожалел о сказанных словах и вовсе не сожалел о молчании.

80. Я никогда не сожалел о молчании. И если хорошая речь – из серебра, то молчание в плохом – из золота.

81. Выбирай собрания людей, принимая во внимание их (собраний) сущность, пользу для тебя. Если увидишь собрание, в котором поминают Всевышнего и Всемогущего Аллаха, то присоединяйся к ним: если ты ученый, то твои знания принесут тебе пользу, а если ты невежественный, то обретёшь знания. Если Аллах ниспошлёт Свою милость на них, то и тебя она покроет.

82. Не сиди в таких собраниях, где не поминают Всевышнего Аллаха. И если ты ученый, то знания твои не принесут тебе пользы, а если ты невежда, то твоё невежество лишь увеличится.

83. Не считайте счастливым человеком того, кто щедр и вынослив, но проливает кровь верующих людей.
Воистину, у Всевышнего Аллаха для этого человека приготовлен такой палач, который никогда не умирает.

84. Лукман сказал: «О сын мой, используй для себя разум других». Сын спросил: «Как?» Лукман ответил: «Проси совета в своих проблемах».
85. О сын мой, соревнуйся и старайся опережать других в стремлении к благовоспитанности. Потому что воспитанность – это наследство, которое никто не отнимет, друг, которого никто не победит, и это само счастье, которого желают все люди.

86. О сын мой, лжёт тот человек, который говорит: «Зло тушат злом». Если он считает себя правдивым, то пусть разожжет два костра, а затем посмотрит, тушит ли один костер другой? Поистине, зло тушат добром так же, как водой тушат огонь.

87. Я ел колоквинт (очень горькое растение) и пробовал алоэ, но не видел ничего горшего, чем бедность (нужда к людям). Если ты окажешься в бедности, не говори об этом людям, чтобы они не уменьшили твоего достоинства. Однако проси Всевышнего Аллаха из Его милости. Разве существует такой человек, кто просил бы Аллаха, которому Он не даровал бы, кто обратился бы к Нему с мольбой, и не получил бы ответа?! Или кто смиренно взывал и умолял бы Его, но не получил через Него избавления от бед?!

88. Остерегайся попрошайничества, потому что оно уничтожает стыдливость, но страшнее этого то, что попрошайничество вызывает неуважение людей к тебе.

89. Когда настанет время молитвы, не откладывай её. Соверши её, затем отдохни, потому что она – твой долг. Совершай молитву вместе с коллективом верующих, даже если придётся выполнять её на кончике копья.


90. Проси защиты и спасения у Аллаха от зла людей. И будь осторожен и бдителен по отношению к лучшим из них.

91. Не стремись к этому миру и не занимай своё сердце им, ибо ты создан не для него. Всевышний Аллах не создал ничего ничтожнее, чем этот мир. Поистине, Он не создал блага этого мира наградой для послушных рабов и не сделал бедствия этого мира наказанием для неповинующихся.

92. Когда ты обратишься с просьбой к правителю, не будь настойчивым, упорным. Излагай свою нужду тогда, когда правитель доволен и находится в хорошем расположении духа. Не проси помощи у того, кто тебя обманывает. И не ищи её у подлого и скупого человека. Если он тебе откажет в помощи, то тебе будет стыдно, позорно. А если он поможет тебе, то потом будет попрекать, а ты останешься в долгу перед ним.

93. О сын мой, я завещаю тебе обрести качества, которые приблизят тебя к Аллаху и отдалят от Его гнева. Первое – поклоняйся Аллаху и не придавай Ему сотоварищей.
Второе – в том, что тебе нравится и не нравится, будь доволен предопределением Аллаха.

94. Лукман сказал: «О сын мой, надейся на Всевышнего и Всемогущего Аллаха, но не чувствуй себя в безопасности от Его испытаний (макр). И бойся Аллаха, но и не теряй надежды на Его милость». Сын спросил Лукмана: «О отец, как я смогу это сделать, ведь у меня одно сердце?» На это Лукман ответил: «О сын мой, поистине верующий обладает двумя сердцами: сердцем, которое надеется на Аллаха, и сердцем, которое боится Его».

95. Остерегайся попрошайничества и самоунижения, ибо это приводит к опасностям и страхам ночью, к дурным поступкам и порицаниям – днём.

96. Если тебя просят быть свидетелем – свидетельствуй, если тебя просят помочь – помоги, если у тебя просят совета – не торопись, пока не рассмотришь данное дело.

97. Когда люди гордятся красотой своей речи, ты гордись красотой своего молчания. Каждое утро и каждый
вечер язык обращается ко всем другим органам тела:
«Как вы?» На что они отвечают: «Хорошо, если ты нас оставишь в покое».

98. Когда придёшь к тем людям, которые тебя звали, то поприветствуй их (букв. – выпусти в них стрелу Ислама) и сядь рядом, но не заводи беседу с ними до тех пор, пока не поймёшь, о чём они будут говорить. И если они будут поминать Аллаха, то и ты прими участие в этом вместе с ними. А если они будут говорить о чём-то другом, тогда покинь их и уйди к другим.

99. Не смейся без удивления, и не отправляйся куда-либо без нужды, и не спрашивай о том, что тебя не касается.


100. Поистине, золото испытывается огнём, а праведный раб испытывается бедами. Когда Всевышний Аллах возлюбит кокой-то народ, то посылает на него беды.
И тот, кто, проявляя терпение, останется довольным участью, получит довольство Аллаха, а кто будет разгневанным, на того падёт гнев Аллаха.
Продолжение следует, инша Аллаh.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *