04.10.2024

САРИЙ АС-САКАТИ

Сарий бин аль-Мугаллас ас-Сакати являлся шейхом и имамом суфиев Багдада. Его учениками были такие великие суфии, как Джунайд аль-Багдади, Ан-Нурий и многие другие. Родился он в шестидесятых годах второго столетия по Хиджре.
В молодости Сарий занимался торговлей, и у него была лавка в Багдаде. Однажды к нему пришёл Маруф аль-Кархий, с ним был мальчик-сирота. Маруф попросил Сария одеть сироту, и тот подарил ему одежду. Маруф обрадовался и сказал: «Да сделает Аллах ненавистным для тебя мирское и даст тебе отдохновение от сего занятия». Сарий говорил: «Я вышел из лавки, и не было для меня более противного, чем мирское; то, чем я стал, – это баракат Маруфа».

После этого случая Сарий всецело обратился к Аллаху и посвятил себя поклонению. Он уединился в своём доме и не выходил, кроме как для совершения коллективной молитвы в мечети.

 

Уединение

Сарий говорил: «Если бы не пятничная молитва и коллективная молитва в мечети, я бы закрыл за собой дверь и вообще не выходил из дома».

Он также говорил: «Кто хочет сохранить свою религию и обрести душевный покой, пускай сторонится людей, так как время, в котором мы проживаем, – время уединения и одиночества».

Передают, что Али бин Абдул-Хамид аль-Халабий постучался как-то к Сарию и услышал, как, подойдя к двери, Сарий обратился к Всевышнему с такой мольбой: «О Аллах , займи того, кто отвлекает меня от Тебя, Тобой». И благодаря баракату этой мольбы Али совершил хадж сорок раз и каждый раз пешком.

 

 

Усердие в поклонении

 

Джунайд говорил: «Я не видел кого-либо подобного Сарию в поклонении Аллаху . И в 98 лет его никогда не видели лежащим, кроме как в момент предсмертной болезни».
Более того, этот великий праведник не позволял себе даже вытянуть ноги, когда он сидел. В одну из ночей он совершал молитвы, а потом присел ненадолго и в этот момент вытянул ноги. И тотчас Сарий услышал голос: «О Сарий, тому, кто находится рядом с Повелителем, подобает соблюдать почтение».

Сарий говорил: «Если я пропущу что-либо из своего вирда, то я никогда не смогу это восполнить». Вирдом называют добровольно взятое на себя обязательство систематического совершения хороших деяний, будь то поминание Аллаха , чтение Корана и т. д. У Сария не оставалось времени, свободного от подобных вирдов, и поэтому, если по каким-либо причинам он пропускал какой-либо вирд, у него уже не было возможности восполнить его.

 

 

Определение суфизма

 

Сарий говорил: «Суфизм – это название, которое включает в себя три смысла (значения). Это тот свет познания, который не даёт угаснуть свету благочестия. Суфий – тот, кто не говорит о сокровенном, которое противоречит явному смыслу Корана и Сунны. И суфий – тот, кого чудеса не приводят к нарушению границ дозволенного».

 

 

Любовь к Аллаху

 

Джунайд аль-Багдади рассказывает, что в одну из ночей он спал. В середине ночи Сарий разбудил его и сказал: «О Джунайд, я видел себя стоящим пред Аллахом , и Он сказал мне: “О Сарий, Я создал людей, и все они утверждали, что любят Меня. Я создал этот мир – и все, кроме одной десятой части, убежали от Меня. Я создал Рай – и убежали от Меня все, кроме одной десятой части тех, кто остался. Я подверг оставшихся испытаниям и мучениям – и убежали от Меня все, кроме одной десятой части их. И Я обратился к оставшимся: «Вы не захотели мирского, отказались от Рая, не сбежали от ада, и что же вы хотите?» Они сказали: «Ты ведаешь, чего мы хотим». Я сказал им: «Я нашлю на вас неисчислимые беды и испытания, которые не вынесут даже горы; проявите ли вы тогда терпение?» Они ответили: «Если Ты являешься тем, кто подвергает нас испытаниям, то делай что хочешь». Вот они и являются истинными Моими рабами”».

Однажды Сарий спросил Джунайда о любви к Аллаху , и Джунайд начал перечислять высказывания праведников об этом. Сарий ухватился за кожу своей руки и попытался оттянуть её. Но кожа настолько огрубела и иссохла, что он не смог этого сделать. Сарий сказал: «Если я скажу, что эта кожа высохла из-за любви к Аллаху , то это будет правдой». После этих слов он потерял сознание, и лицо его засияло как луна в полнолуние.

Шейх-уль-Ислам Закария аль-Ансари, разъясняя этот момент, пишет, что Сарий хотел показать своему ученику, что духовные состояния приобретаются усердием в поклонении и что не подобает довольствоваться лишь словами. Тот, в ком утвердилась любовь к Аллаху , несомненно, начнёт проявлять усердие на пути к Нему, и это лишит его сна, и он начнёт простаивать ночи в молитвах, его охватит печаль, и потеряет он интерес к пище. И это всё приведёт в конце концов к тому, что кожа его высохнет, как произошло с Сарием. Сарий был искренен, и поэтому, когда он потерял сознание, его лицо озарилось светом, несмотря на то, что он был смуглым.

 

«О Аллах ! – обращался Сарий в своих мольбах, – каким бы мучениям Ты ни подверг меня, не заставляй меня испытать унижение отлучения от Тебя».

Сарий также говорил: «В Судный день ко всякому народу будут взывать по имени пророка, посланного к ним. И скажут им: “О община Мусы”, “О община Мухаммада (мир ему и благословение)”, кроме возлюбивших Аллаха . К ним же обратятся: “О любимцы Аллаха , поспешите к Аллаху ”, – и от радости их сердца готовы будут выскочить из груди».
Джунайд аль-Багдади спросил Сария: «Испытывают ли возлюбившие Аллаха боль от страданий?» Тот ответил, что нет. Джунайд спросил: «И даже если ударят его саблей?» «И даже если ударят саблей семьдесят раз подряд», – ответил Сарий.

 

Богобоязненность

 

Рассказывают, что Сарий сказал: «Вот уже тридцать лет я раскаиваюсь в словах “Хвала Аллаху”, которые я произнёс однажды». Его спросили: «Как же так?» Он ответил: «Однажды в Багдаде случился пожар, и один из знакомых сообщил мне, что моя лавка уцелела. И тогда я произнёс: “Хвала Аллаху!” И вот уже тридцать лет я раскаиваюсь, так как я обрадовался тому, что сохранилось моё имущество, тогда как мусульман постигло такое горе».

Передают, что Сарий говорил: «Я в день несколько раз смотрю на свой нос, чтобы убедиться, что мой лик не почернел, так как я боюсь, что моё лицо почернеет из-за деяний, которые я совершаю».

Он также говорил: «Я бы не хотел, чтобы меня похоронили в Багдаде». «Почему?» – спросили его. Он сказал: «Я боюсь, что земля не примет меня, и я опозорюсь».
И это несмотря на то, что не было в его время более благочестивого и праведного человека, чем он. Но ведь такое состояние и является признаком благочестивых. Всевышний в Коране сообщает: «Ведь боятся Аллаха те из Его рабов, кто обладает знанием».

Даже если все в этом мире будут свидетельствовать, что они праведники, истинные рабы Аллаха не обманутся этим. Вот это и имеется в виду, когда Сарий говорил: «Если кто-либо войдёт в сад, и в этом саду будет огромное количество деревьев, и на этих деревьях будут птицы, и каждая птица будет взывать к тебе: “Ассаламу алейкум, о любимец Аллаха !”, и если ты не будешь бояться, что это всего лишь обольщение, то ты окажешься в числе обманутых».

 

Благочестие

 

Сарий говорил: «Всё в этом мире является излишеством, кроме пяти вещей: куска хлеба, которым человек насыщается, воды, необходимой для утоления жажды, одежды, которая покрывает тело, жилища, которое скрывает его, и знаний, сообразно которым он действует».

Передают также, что как-то раз Джунайд аль-Багдади зашёл к Сарию и нашёл его плачущим, и перед ним лежал разбитый кувшин. Джунайд сел рядом с ним и спросил о причине его горя. Сарий сказал: «Я держал пост, и ко мне вошла дочка с этим кувшином, наполненным водой, повесила его здесь и сказала: “Я принесла тебе воду, но она тёплая, пускай постоит в прохладе”. Через некоторое время меня одолела дремота, и в этот момент я увидел девицу неземной красоты. “Чья ты?” – спросил я. “Я принадлежу тому, кто не охлаждает воду в кувшинах”, – ответила она. Потом она сбросила кувшин, и вот ты видишь, что с ним стало». Джунайд говорит: «Я много раз после этого навещал Сария, и этот разбитый кувшин лежал там же, покрытый пылью, и Сарий не притрагивался к нему».
Бишр аль-Хафи, известный праведник, говорил: «Я не просил никогда ничего ни у одного человека, кроме Сария ас-Сакати, так как он был истинным аскетом, и я знал, что он искренне радуется тому, что избавился от того, что я прошу у него, и тревожится, если оно остаётся с ним. И потому своей просьбой я лишь помогаю ему».

Али бин Хусейн рассказывает, что однажды отец отправил его к Сарию с лекарством для него. Сарий поинтересовался о цене. Али ответил: «Отец ничего не сказал о цене». Сарий отправил его обратно с лекарством и сказал ему: «Передай отцу салам и скажи, что вот уже пятьдесят лет мы учим людей не питаться посредством своей религии; неужели он думает, что я сегодня стану питаться посредством своей религии?»

Сарий говорил: «Я знаю короткий путь, который приведёт вас в Рай». Что же это за путь, спросили его. Он ответил: «Не бери ни у кого ничего, не проси ни у кого ничего, и пускай у тебя не будет ничего из того, что ты мог бы дать кому-либо».
Сарий также говорил: «Если бы люди испытывали такое же сострадание к своему телу, какое они испытывают к своим детям, то они вкусили бы радость в вечной жизни».

 

 

Искренность

 

Сарий говорил: «Ежели ты совершишь искренне лишь ради Аллаха два ракаата молитвы в уединении, то это лучше для тебя, чем ты запишешь семьдесят или даже семьсот хадисов». Аль-Газали добавляет после этих слов: «В искренности одного часа может заключаться вечное спасение, но, тем не менее, искренность – редкостная вещь».
Сарий говорил: «Если я узнаю, что кто-то хочет войти ко мне, и если в этот момент я даже поглажу свою бороду из-за него, то я буду бояться, что Аллах накажет меня огнём из-за этого».

 

«Аллах простил меня и тех, кто присутствовал на моих похоронах…»

 

Джунайд аль-Багдади зашёл к Сарию, когда тот умирал. Он сел у его изголовья, и из глаз Джунайда потекли слёзы. Слезинка упала на щёку Сария. «Кто ты?» – спросил Сарий. «Ваш слуга Джунайд», – ответил тот ему. Сарий поприветствовал его. Потом Джунайд обратился к нему с просьбой дать наставление, от которого он бы получил пользу после того, как тот покинет этот мир. Сарий сказал: «Остерегайся дружбы с плохими людьми и остерегайся того, чтобы хорошие люди отвлекали тебя от Аллаха». 

 

Сарий ас-Сакати покинул этот мир в 253 году по Хиджре, в месяце Рамазан. По другим сведениям, он умер в 251 или же в 257 году по Хиджре.

 

Ибн Джавзи приводит рассказ, что некий человек, присутствовавший на похоронах Сария ас-Сакати, в одну из ночей увидел его во сне. Он спросил Сария: «Что Аллах сделал с тобой?» Сарий ответил: «Аллах простил меня и тех, кто присутствовал на моих похоронах и совершил заупокойную молитву». Тот человек сказал, что он тоже присутствовал на его похоронах. Тогда Сарий достал свиток, но не нашёл там его имени. Но тот человек продолжал настаивать на том, что он присутствовал при его похоронах. Тогда Сарий нашёл его имя записанным на полях свитка.

Материал: Абубакр Дациев
Источник: assalam.ru

Добавить комментарий