19.03.2024
ДОБЛЕСТЬ, МУЖЕСТВО И ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ

Сущность мужества и человечности
Знайте, что хотя выражения, поясняющие сущность мужественности (футувва) и человечности (мурувва) разные, смысл у них сводится к одному: правдивость языка, терпеливое перенесение ошибок братьев по вере, оказание благодеяний своим современникам, недопущение зла соседям.

Абу аль-Хасана аль-Бушанджи (да будет свята его душа) спросили о мужественности, на что он ответил: «Это отказ от использования недозволенного, пока с тобой есть ангелы, которые записывают все твои деяния (т.е. постоянно)».

Аль-Антаки (да будет свята его душа) сказал: «Человечность – это выполнение всего предписанного, отдаление от запрещённого и отказ от наслаждения страстями тела».

Один из праведников сказал: «Основой мужественности является постоянное стремление раба исполнять нужды других людей».

Джунайда (да будет свята его душа) спросили о мужественности, и он сказал: «Это то, чтобы ты не питал отвращения к бедному и не противодействовал богатому. А правдивость – это друг мужества и свободы».

Человечность и мужественность — из условий тариката

О мусульмане, последователи суфизма сошлись в том, что гуманность, храбрость и мужественность являются условиями на пути к познанию Всевышнего Аллаха. Я предпочитаю быть подобно горному туру, отказываясь от того, что есть в руках у людей, и отвернувшись от этого. Я не хочу уподобляться козе, принимая от людей подачки в виде мирского имущества, которое не имеет для Всевышнего Аллаха веса крылышка комара, даже если при этом объединить все мирские богатства.

Когда имама аль-Хавваса (да будет свята его душа) спросили, почему мюриды отказываются принимать от людей что-либо, он ответил: «Потому что человечность и благой нрав побуждает мюрида к возмещению людям их благодеяния, исполнению их прав должным образом и проявлению заботы о них».

Пророк (мир ему и благословение) указал своим сподвижникам на важность соблюдения человечности и предостерёг их от совершения того, что может нарушать и порочить её.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Остерегайтесь сидеть на дорогах. А если же вы будете пребывать там, то отдавайте должное дороге». Они спросили: «А каков долг перед дорогой, о Посланник Аллаха (мир ему и благословение)?» Он ответил: «Притупление взора, удержание от вреда других, ответ на приветствие, призыв к добру и запрет порицаемого».

Восхваляя обитателей пещеры (асхабу аль-кахф), Всевышний Аллах подчеркнул их мужественность. От их мужества исходила храбрость, которая и привела их к единобожию, являющемуся источником совершенства. Всевышний сказал (смысл): «Мы поведаем тебе, о Пророк, подлинную историю о них. Поистине, они – мужественные люди, уверовавшие в своего Господа. И Мы укрепили их на прямом пути» (сура «аль-Кахф», аят 13). Говорят, что обитатели пещеры были мужественны, ибо они сразу и без промедления уверовали в своего Господа. Также говорят, что они мужественны из-за того, что вышли в путь и не остановились до тех пор, пока не дошли до познания Всевышнего Аллаха. Еще говорят, что основой мужества является вера (иман). Потому Господь и назвал обитателей пещеры мужественными людьми (смысл): «Поистине, они – мужественные люди, уверовавшие в своего Господа» (сура «аль-Кахф», аят 13).

Из книги «Благонравие праведников» шейха Ахмада-хаджи Абдулаева, Муфтия Дагестана​
Источник: islam.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *