16.04.2024
10 историй о самоотверженности, великодушии и щедрости.

Достоинство великодушия и щедрости

Рассказывают от матери правоверных Аиши (да будет доволен ею Аллах), что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Щедрый человек близок к Всевышнему Аллаху, к людям, к Раю и далёк от Ада. А скупой человек далёк от Всевышнего Аллаха, от людей, от Рая и близок к Аду. Невежественного, но щедрого человека Всевышний Аллах любит больше, чем занятого поклонением, но скупого».

Пророк (мир ему и благословение) также сказал: «Дающая рука лучше, чем рука берущая».

Бишр ибн аль-Харис сказал: «Взгляд на скупого делает сердце чёрствым».

Рассказывают, что как-то раз правитель правоверных Али ибн Абу Талиб (да будет доволен им Аллах) заплакал. Когда его спросили, что заставило его плакать, он ответил: «Уже неделя, как ко мне не приходят гости. Я боюсь, что Всевышний Аллах этим унизил меня».

Передают, что сподвижник Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах), сказал: «Закятом от дома является наличие в нём отдельной комнаты для гостей».

Красивые слова о великодушии и щедрости

1. Один из учёных сказал: «Я не люблю отказывать кому-либо в его нужде, с которой он обратился ко мне. Ибо, если он благородный, я сохраню его честь, а если он подлый, то сберегу свою честь от него».

2. Сказано: «У благородного и гость благородный».

3. Ибрахим ибн аль-Джунайд (да смилуется над ним Аллах), говорил: «Есть четыре качества, которые благородному человеку не следует отвергать, даже если он правитель: вставать на собрании при входе отца, ухаживать за гостем, прислуживать учёному-богослову, у которого он приобретает знания, и спрашивать о том, что не знает».

4. Абдуллах ибн Мубарак (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Щедрость души, выражающаяся в отказе от чужого имущества ценнее, чем щедрость, выражающаяся в пожертвованиях собственного имущества». То есть более ценно с точки зрения богобоязненности, когда человек способен отказаться от того, что ему дают другие, чем когда он готов пожертвовать другим свое имущество.

Истории о самоотверженности, великодушии и щедрости

От праведных предшественников передают истории, которые разъясняют высокий уровень великодушия и щедрости, которого они достигли.

1. Рассказывают, что из-за клеветы человека по имени Гулам Халил на суфиев, халиф приказал отрезать им головы. Джунайда аль-Багдади (да будет свята его душа) не тронули из-за того, что он был учёным по мусульманскому праву (фикх). Он выносил богословско-правовые решения по мазхабу Абу Савра *48. А что касается Шаххама (да будет свята его душа) , Раккама (да будет свята его душа) , ан-Нурий (да будет свята его душа) и ещё группы людей, то их арестовали. Перед ними расстелили специальный кожанный коврик, на котором отсекали головы приговоренным. Тогда вперёд вышел ан-Нурий (да будет свята его душа). Палач спросил его: «Знаешь ли ты, к чему торопишься?» Когда тот ответил утвердительно, палач снова спросил: «Что заставило тебя спешить?» Ан-Нурий (да будет свята его душа) ответил: «Я предпочитаю, чтобы мои товарищи жили хотя бы немного дольше». Тогда палач пришел в изумление и передал все халифу. А халиф отправил арестованных к судье (кадию), чтобы тот изучил их дело. Судья задал вопросы по фикху Абу Хусайну ан-Нурию (да будет свята его душа), на которые тот дал достоверные ответы. Затем ан-Нурий (да будет свята его душа) продолжил: «И далее, у Всевышнего Аллаха есть рабы, которые живут Им, а когда они говорят, то говорят только о Нем» и еще изрек слова, которые заставили судью заплакать. Судья передал халифу: «Если и эти люди являются заблудшими, то на земле вероятно нет ни одного правоверного».

2. Говорят, что Али ибн Фудайль (да будет свята его душа) делал покупки у торговцев своего квартала. Ему сказали: «Если бы ты отправился на рынок, то мог бы купить и подешевле». В ответ он сказал: «Эти люди остановились рядом с нами, надеясь получить выгоду от нас».

3. Абул Хасан аль-Бушанджи (да будет свята его душа), находясь в отхожем месте, позвал своего ученика и сказал ему: «Сними с меня эту рубашку и отдай её такому-то человеку». Когда его спросили: «А нельзя ли было подождать, пока ты выйдешь из отхожего места?», – он ответил: «Я не был уверен в своем нафсе, что позже он не изменит это решение».

4. Кайса ибн Саада ибн Убаду спросили: «Видел ли ты кого-нибудь щедрее себя?» Он ответил: «Да. Однажды в пустыне мы остановились у одной женщины. Потом пришёл её муж. Она сказала ему, что к ним пришли гости. Муж привёл верблюдицу, зарезал ее и сказал, что она предназначена для нас. На следующий день он привёл ещё одну верблюдицу, зарезал ее и сказал, чтобы мы поступили с ней, как хотим. Мы сказали: «Мы поели лишь немного мяса той верблюдицы, которую ты зарезал для нас вчера». Тогда он сказал: «Я не угощаю своих гостей вчерашней едой». Мы оставались у него два или три дня, ибо шёл дождь, а он каждый день повторял тоже самое. Когда мы захотели уйти, то оставили у него дома сто динаров и сказали его жене: «Попроси у мужа прощение за нас», и покинули его дом. В разгар дня мы услышали зов человека, кричащего нам вслед: «Остановитесь, о скупые всадники! Вы назначили цену за моё угощение?» Потом он догнал нас и сказал: «Вы непременно возьмете эти деньги назад».

5. Рассказывают, что Абдуллах ибн Джафар (да будет доволен им Аллах), отправляясь в своё имение, остановился передохнуть у рощи финиковых пальм, принадлежащей неким людям. В роще работал темнокожий раб. Ему принесли еду и в это время через забор перепрыгнула собака и приблизилась к рабу. Тот бросил ей лепёшку и она поела ее. Тогда он бросил ей и вторую, и третью лепёшку. Собака съела и их. Абдуллах ибн Джафар (да будет доволен им Аллах) посмотрел на этого человека и спросил: «О раб, каково твое пропитание на день?» Тот ответил: «То, что ты увидел (то есть три лепёшки)». Абдуллах (да будет доволен им Аллах) спросил: «А почему ты предпочёл эту собаку себе?» И раб ответил: «В этих краях не водятся собаки. Эта собака пришла издалека голодной, и я не хотел ей отказать». Абдуллах (да будет доволен им Аллах) спросил: «А что ты будешь делать сегодня?» Он ответил: «В этот день я буду голодать». Тогда Абдуллах ибн Джафар (да будет доволен им Аллах) сказал: «Люди упрекают меня за щедрость. Этот человек щедрее меня». Абдуллах ибн Джафар (да будет доволен им Аллах) выкупил раба, этот сад и всё то, что было там, а потом освободил этого раба и подарил ему этот сад.

6. Мутарриф ибн Шиххир (да будет доволен им Аллах) сказал: «Когда один из вас захочет, чтобы я исполнил какую-либо его нужду, то пусть он передаст ко мне записку. Воистину, я не люблю видеть на лице кого-либо униженность из-за нужды».

7. Рассказывают, что некий человек обратился с просьбой к Хасану ибн Али ибн Абу Талибу (да будет доволен им Аллах). Хасан (да будет доволен им Аллах) отдал ему пятьдесят тысяч дирхемов и пятьсот динаров и сказал, чтобы он привел носильщика. А когда тот пришёл с носильщиком, Хасан (да будет доволен им Аллах) отдал ему свое ценное одеяние и дополнил: «Это будет платой носильщику с моей стороны».

8. Когда имам аш-Шафии (да будет доволен им Аллах) находился при смерти, он сказал: «Велите такому-то человеку, чтобы он обмыл моё тело». Однако, этот человек находился в это время вдали и потому не смог обмыть тело имама аш-Шафии (да будет доволен им Аллах) после его смерти. Когда этот человек вернулся из путешествия, ему передали слова имама. Он попросил принести записную книжку имама аш-Шафии (да будет доволен им Аллах). В ней был записан долг имама размером в семьдесят тысяч дирхемов. Этот человек погасил долг имама аш-Шафии (да будет доволен им Аллах) и сказал: «Это – моё обмывание для него».

9. Праведник ас-Сарий ас-Сакати (да будет доволен им Аллах) вышел в праздничный день из дома и встретил одного высокопоставленного человека. Ас-Сарий (да будет доволен им Аллах) поприветствовал его неохотно. Ему сказали: «Это же очень важный человек». Он ответил: «Я узнал его, но передано от Пророка (мир ему и благословение): «Когда двое из мусульман встретятся, между ними распределяют сто милостей: девяносто из них предназначены тому, кто более приветлив». И мне захотелось, чтобы ему досталась большая часть».

10. Один из праведников рассказал: «В один очень холодный день я зашёл к Бишру ибн аль-Харису и обнаружил его в тонкой одежде, дрожащим от холода. Я обратился к нему: «О Абу Наср, в такие дни люди одеваются теплее, а ты, напротив,разделся». Он ответил: «Я вспомнил нуждающихся и в каком тяжелом положении они пребывают. У меня же не было возможности оказать им помощь. Поэтому мне захотелось разделить с ними участь в претерпевании холода».

* Абу Савр – факих, который объединил в своем мазхабе фикх имамов Абу Ханифы (да будет доволен им Аллах) и аш-Шафии (да будет доволен им Аллах)

Из книги «Благонравие праведников» шейха Ахмада-хаджи Абдулаева, Муфтия Дагестана​
Источник: islam.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *