21.03.2023
САМООТВЕРЖЕННОСТЬ, ВЕЛИКОДУШИЕ И ЩЕДРОСТЬ

Знайте, что сущность щедрости заключается в том, чтобы не испытывать трудности жертвуя чем-либо ради других.

Также сказали: «Щедрость – это готовность пожертвовать чем-либо при первом появлении мысли об этом».

Праведник ад-Даккак (да будет свята его душа) говорил: «Щедростью не считается, когда богатый отдаёт бедному. Щедрость заключается в том, чтобы нуждающийся отдавал состоятельному».

Всевышний Аллах сказал (смысл): «А те, которые жили в Медине и уверовали до прихода мекканцев, любят переселившихся к ним из Мекки, не испытывают в сердцах никакой нужды в том имуществе, что им передано и отдают им предпочтение перед собой, даже если сами находятся в стесненном положении. И те, кто одолел свою алчность к мирскому богатству – они и есть преуспевшие» (сура «аль-Хашр», аят 9).

Этот аят был ниспослан об ансарах, которые жили в Медине до переселения к ним мухаджиров из Мекки. Ансары любили переселившихся к ним мекканцев, они не испытывали никакой нужды в доле трофеев, которые предназначались лишь переселенцам из Мекки, и не завидовали им в этом. У них в сердцах не было ни малейшего возражения против решения Аллаха, в котором Он особо выделил мухаджиров, хотя сами ансары находились в нужде и стесненном положении.

Также говорят, что этот аят был ниспослан об одном из мединских мусульман, которому подарили варёную голову овцы. Он обошёл семь домов в поисках того, кому он мог бы пожертвовать эту голову, но жители каждого из домов предлагали ему отдать ее другому так, что в конце концов он вернулся в первый дом.

Также говорят, что данный аят был ниспослан о другом человеке из мединцев. Когда к нему пришёл гость, ансар поставил перед гостем еду, погасив свечу, чтобы тот подумал, что хозяин тоже ест вместе с ним. Так этот ансар отдал предпочтение своему гостю перед собой и своей семьей. И об этом Всевышним был ниспослан указанный аят.

Говорят: «Великодушен тот, кто воздвиг дом для своих гостей и братьев. А скуп тот, кто построил дом для себя». Также говорят: «Самоотверженный человек отдает предпочтение перед собой сытому, когда сам при этом испытывает голод». То есть самоотверженный человек готов пожертвовать собственными интересами в интересах другого человека, не считаясь при этом со своими нуждами. Он скорее отдаст пищу другому, пусть даже тому, кто не так голоден, нежели поест сам.

В хадисе сказано: «В этом мире никогда не было народа, в котором бы не было как щедрых, так и скупых людей, кроме ансаров. Поистине, они все щедрые и нет среди них скупых».

Сподвижник Хузайфа аль-Адави (да будет доволен им Аллах) рассказал: «В день битвы при Ярмуке я отправился на поиски двоюродного брата. У меня с собой было немного воды, чтобы напоить его. Дойдя до него, я сказал: «Я напою тебя», и он кивнул головой в знак согласия. Тогда до нас донесся стон умирающего от жажды. Мой двоюродный брат сделал жест, чтобы я напоил этого человека. Им оказался Хишам ибн Ас (да будет доволен им Аллах). Я спросил, напоить ли его, и он кивнул утвердительно. Тут Хишам (да будет доволен им Аллах) услышал стон другого умирающего от жажды человека и сделал жест, чтобы я отправился к нему. Когда я дошёл до него, тот человек уже умер. Тогда я вернулся к Хишаму (да будет доволен им Аллах). Но и он тоже успел покинуть этот мир. Тогда я возвратился к двоюродному брату, но и его тоже я нашёл мёртвым».

Это примеры жертвования своим нафсом ради сохранения жизни других. Этот вид самоотверженности намного выше, чем жертвование своего имущества.

В книге «ат-Такмила» сказано: «Самым достоверным является то, что указанный аят был ниспослан относительно сподвижника Абу Тальхи аль-Ансари (да будет доволен им Аллах). Когда к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение) пришёл гость, у него дома не оказалось ничего, чем можно было бы угостить гостя. Тогда Пророк (мир ему и благословение) обратился к сподвижникам: «Не найдется ли среди вас тот, кто угостит этого человека, да смилуется над ним Аллах?» Тогда Абу Тальха (да будет доволен им Аллах) встал, отправился с гостем домой и сказал своей жене: «Окажи почтение гостю Посланника Аллаха (мир ему и благословение)». Тогда она уложила спать детей, которые собирались поесть, погасила свет и накормила гостя. Хозяева сделали вид, что едят вместе с ним, но не ели. Тогда был ниспослан вышеназванный аят Корана.

У праведных предшественников умения ограничиваться малым из мирского, довольства сердец и благодати было намного больше.

Рассказывают, что некий царь сказал своему визирю: «Ученые лучше состоянием и сердцами, чем суфии». А визирь возразил и потом добавил: «Мы испытаем их в двух делах».

1. Он отправил одного человека с несколькими тысячами дирхемами в медресе и велел сказать ученым: «Царь велел мне отдать эти дирхемы самому достойному и совершенному из вас. Так кто же он?» Тогда один из них сказал: «Это я!», а другой возразил: «Он соврал, это я самый достойный!» Так каждый из них стал оспаривать, что он самый лучший.

Тогда посланец сказал: «Я не смогу определить самого достойного из вас», и не отдал никому этих денег. Он вернулся и рассказал о случившемся.

Тогда визирь отправил эти средства в обитель суфиев, которые поступили прямо противоположно тому, что сделали ученые. Каждый из них говорил: «Он лучше меня! Он достойнее меня!»

2. Визирь отдал посланцу меч и сказал ему: «Отправляйся в обитель суфиев и скажи им: «Царь приказал мне отсечь голову вашему предводителю. Кто же это?» Один из них сказал: «Я главный», а другой возразил: «Нет, я». Так же ответили все, отдавая предпочтение жизни других и жертвуя собой ради сохранения жизни своего товарища. Посланец сказал, что он так и не смог определить, кто из них является предводителем, вернулся обратно и рассказал о случившемся.

Тогда его отправили с мечом к учёным, которые поступили противоложно тому, что сделали суфии. Этот довод визиря оказался весомее довода царя.

Ты видишь, что мюриды нашего времени в городах и сёлах ведут себя совсем не так, как мюриды тех времен. Великий праведник Абу Язид аль-Бастами (да будет свята его душа) сказал: «Некий юноша из Балха одолел меня. Он спросил: «Каков предел отрешенности от мирского (зухд) для вас?» Я ответил: «Если мы находим то, что можно есть, мы едим это, а если не находим, то проявляем терпение». Этот юноша сказал: «У нас в Балхе собаки так поступают. А мы же, если не находим ничего съестного, выражаем благодарность Аллаху, а если находим что можно поесть, то отдаём предпочтение другим перед собой».

Из книги «Благонравие праведников» шейха Ахмада-хаджи Абдулаева, Муфтия Дагестана​
Источник: islam.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *