29.03.2024

14 ПРИМЕРОВ ПРОЯВЛЕНИЯ БЛАГОНРАВИЯ

От праведных предшественников до нас дошло множество удивительных историй. Для некоторых людей эти истории могут показаться вымыслом, однако, без всякого сомнения, – это истинные предания. Праведники достигли степени познания Всевышнего Аллаха и благодаря этому улучшили свои нравы.

1. Абдуллах ибн Умар (да будет доволен им Аллах)освобождал раба, если тот исправно совершал намаз. И когда рабам стало известно о благонравии своего хозяина, то они старались совершать намаз красиво напоказ. Но Абдуллах (да будет доволен им Аллах) освобождал всех преуспевающих в поклонении. Как-то Ибн Умару (да будет доволен им Аллах) указали на это, и он сказал: «Если кто-то будет меня обманывать в том, что касается религии Аллаха, то я готов быть обманутым».

2. Когда Ахнафа ибн Кайса (*) (да будет свята его душа) спросили: «У кого вы научились благонравию?» – он ответил: «У Кайса ибн Асима ан-Накри (да будет свята его душа) ». Тогда его спросили: «А на каком же уровне благонравия находился ибн Асима ан-Накри (да будет свята его душа)?». Ахнаф (да будет свята его душа) ответил: «Однажды служанка Кайса (да будет свята его душа) хотела принести ему шампур с мясом, но шампур оказался очень горячим, выскользнул из рук служанки и упал на маленького ребёнка ибн Асима (да будет свята его душа), что привело к смерти малыша. Служанка была в крайней растерянности, а Кайс ибн Асим ан-Накри (да будет свята его душа) сказал ей: «Не бойся, тебе ничего не грозит, я освободил тебя ради Аллаха».

3. Когда дети видели великого праведника Увайса аль-Карани (да будет свята его душа), то бросали в него камни. А праведник говорил им: «Если нельзя не бросать в меня камни, то бросайте хотя бы мелкие, чтобы они сильно не поранили мои ноги. Ведь иначе я не смогу молиться стоя».

4. Однажды некий человек шёл за Ахнафом ибн Кайсом (да будет свята его душа) и порицал его. И когда он дошел до квартала, в котором проживал Ахнаф ибн Кайса (да будет свята его душа), остановился и сказал: «О молодой человек, если у тебя есть ещё что-нибудь сказать мне, то выскажи всё, а иначе некоторые сумасшедшие этого квартала услышат твою ругань и могут навредить тебе».

5. Рассказывают, что однажды правитель правоверных Али ибн Абу Талиб (да будет доволен им Аллах) позвал слугу, но тот не отозвался. Он позвал еще раз и еще. Тогда Али (да будет доволен им Аллах) сам пошёл к слуге и, увидев, что он лежит, спросил: «Разве ты не слышишь меня, о слуга?». Когда слуга ответил утвердительно, повелитель правоверных (да будет доволен им Аллах) спросил: «Тогда что же заставило тебя не отвечать на мой зов?». Слуга на это ответил: «Я был уверен в том, что ты меня не накажешь, и потому поленился подойти». Тогда Али (да будет доволен им Аллах) сказал ему: «Ступай, я освобождаю тебя ради Всевышнего Аллаха».

6. Рассказывают, что Маруф аль-Курхи (да будет свята его душа) остановился у реки Тигр для совершения омовения, отложив Коран и одежду в сторону. В это время туда же подошла некая женщина, которая забрала Коран и одежду Маруфа аль-Курхи (да будет свята его душа). Тогда он догнал незнакомку и сказал ей: «О сестра моя, я Маруф, и я ни в чём тебя не виню. Есть ли у тебя сын, который умеет читать Коран?». Она ответила, что нет. Тогда Маруф (да будет доволен им Аллах) спросил: «А может у тебя есть муж, который читает Коран?». И когда она опять ответила отрицательно. Он сказал ей: «Тогда верни мне Коран, а верхнюю одежду можешь оставить себе».

7. Однажды в дом шейха Абу Абдуррахмана ас-Сальми (да будет свята его душа) ворвались воры и унесли всё, что в нём находилось. Рассказывали, что он говорил своему другу: «Как-то я пошёл на рынок и увидел свой украденный плащ. И я отвернулся, чтобы не смотреть в ту сторону».

8. Как-то Малика ибн Динара (да будет свята его душа) обозвала его жена: «О совершающий благие деяния напоказ!». Он сказал ей: «О женщина, ты нашла мне самое подходящее прозвище, которого не знали горожане Басры».

9. У Яхьйи ибн Зияда аль-Хариси (да будет свята его душа) был слуга с дурным нравом. И когда Яхьйю (да будет свята его душа) спросили: «Почему ты держишь такого плохого раба?» – он ответил: «Я стараюсь проявлять терпение по отношению к его дурному нраву, и это учит меня быть кротким».

10. Рассказывают, что как-то раз Ибрахим ибн Адхам (да будет свята его душа) вышел в пустыню и встретил там воина, который спросил: «Где здесь поселение?». Ибрахим (да будет свята его душа) указал на кладбище. Воин подумал, что тот издевается над ним, и больно ударил Ибрахима (да будет свята его душа) по голове, нанеся при этом ему рану. Когда же Ибрахим (да будет свята его душа) ушел, то воину рассказали, что этот человек известный в Хорасане аскет Ибрахим ибн Адхам (да будет свята его душа). И тогда воин пришел к нему с извинениями. Ибрахим же (да будет свята его душа) в ответ сказал ему: «Когда ты ударил меня, я просил Всевышнего одарить тебя Раем». Воин спросил о причине такой просьбы, и Ибрахим (да будет свята его душа) ответил: «Я понял, что за нанесённый тобой удар я получу благое воздаяние от Господа. И мне не хотелось, чтобы ты из-за меня получал зло, когда я получу от тебя благо».

11. Рассказывают, что некий человек пригласил в гости шейха Абу Усмана аль-Хири (да будет свята его душа). И когда праведник подошёл к воротам дома, в который его пригласили, то от хозяина он услышал: «О шейх, сейчас неподходящее время для того, чтобы ты заходил. И, вообще, я пожалел о том, что пригласил тебя сегодня, поэтому уходи». Абу Усман (да будет свята его душа) отправился обратно. И когда шейх уже доходил до ворот своего дома, то услышал в свой адрес слова идущего за ним того самого человека, который отказал праведнику в гостеприимстве: «О шейх, очень сожалею о сказанном», – и стал просить прощения. Тогда праведник сказал, что придёт к нему вновь. Второй раз шейх пришёл к этому человеку и снова услышал у ворот дома пригласившего те же слова, что и в первый раз. Точно также этот человек поступил с праведником и в третий, и в четвёртый раз, а Абу Усман аль-Хири (да будет свята его душа) покорно уходил и приходил вновь. И только после очередного отказа, этот человек признался: «О шейх, я хотел тебя испытать», а затем стал просить прощения, восхваляя Абу Усмана аль-Хири (да будет свята его душа). Тогда шейх сказал: «Не хвали меня за качество, которое ты найдёшь даже у собаки. Ведь собака так же приходит и уходит, когда её зовут, а потом выгоняют».

12. Другое предание гласит, что как-то раз Абу Усман (да будет свята его душа) шёл по дороге во время полуденного зноя. И вдруг с крыши одного из домов на праведника опрокинули полный тазик золы. Сопровождавшие его друзья очень рассердились и начали браниться. Тогда Абу Усман (да будет свята его душа) сказал: «Не ругайтесь! Разве подобает гневаться из-за того, что осыпали золой того, кто достоин огня».

13. Рассказывают, что однажды один мюрид пришёл в гости к Джафару ибн Ханзалат (да будет свята его душа). Хозяин дома старался оказать гостеприимство мюриду, а он при этом говорил: «Был бы ты хорошим человеком, если бы не был иудеем (**)». Джафар (да будет свята его душа) на это ответил так: «Моё вероисповедание не принесёт ущерб услужению тебе. Лучше проси для себя у Всевышнего исцеления (***), а для меня – наставления на истинный путь».

14. Рассказывают, что к портному Абдуллаху Хаяту (да будет свята его душа) часто обращался один из огнепоклонников. Абдуллах (да будет свята его душа) шил ему одежду, а тот постоянно расплачивался с ним фальшивыми дирхемами. Однажды из-за занятости Абдуллах (да будет свята его душа) не смог пойти в лавку, когда в очередной раз пришёл тот огнепоклонник с фальшивыми дирхемами. Ученик Абдуллаха (да будет свята его душа) отказался брать эти деньги, и тогда огнепоклоннику пришлось расплатиться настоящими дирхемами. По возвращении Абдуллах (да будет свята его душа) спросил у своего ученика: «Где рубашка огнепоклонника?». Ученик рассказал ему о произошедшем. Тогда Абдуллах (да будет свята его душа) сказал: «Как же плохо ты поступил! Этот человек долгое время расплачивался со мной фальшивыми дирхемами, а я же проявлял терпение, выбрасывая эти монеты в колодец, чтобы ими не могли обмануть других».

* Ахнаф бин Кайс, да будет доволен им Аллах, был обладателем большой кротости и благих нравов. Арабы приводят его в пример в качестве обладателя восхваляемых нравов и достоинств.

** Вероятно, мюрид полагал, что он иудей, а Джафар, да смилуется над ним Аллах, из-за своей скромности не раскрыл для него истину своего вероисповедания.

*** Вероятно, он был болен.

Из книги «Благонравие праведников» шейха Ахмада-хаджи Абдулаева, Муфтия Дагестана​
islam.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *