29.09.2023

ВРАЖДЕБНАЯ СУЩНОСТЬ И ПЯТЬ УРОВНЕЙ НАФСА

По сути, нафсу человека свойственно скверное поведение. Так, он упорно противится соблюдать адабы (этические нормы), которые велено соблюдать рабу. Нафс – неотлучный враг человека.

Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Самый большой твой враг – это твой нафс, который находится внутри тебя». Поэтому тот, кто предоставляет своему нафсу волю в его наслаждениях и страстях, является соучастником нафса в своей погибели.

Праведники, поняв эту истину, указали на то, что корнем и основой каждого греха, беспечности, страсти и ширка (Различают два вида ширка: большой – придание сотоварища Всевышнему Аллаху – и малый – совершение деяний не ради Аллаха, а напоказ, ради каких-либо других корыстных целей. – Ред) является довольство своим нафсом. А основой повиновения Создателю, а также бдительности и воздержания от запретов является недовольство своим нафсом.

Малое деяние, совершенное с упованием на Милость Аллаха, лучше большого деяния с упованием на себя.

Разумный человек, который познал сущность своего нафса и осознал его низость, нужду, слабость, немощность и исход, приближающий к гибели его нафс, познает своего Создателя в таких атрибутах, как: Мощь, Бесконечность, Могущество, Величие, Гордость. Потому что именно Господь – Творец нафса, создавший его из ничего. Когда Всевышний Аллах обратился к Своим авлия (любимым рабам) и призвал их приблизиться к Нему, то Он указал им самый лёгкий и ближайший путь для этого. Таким путём является противостояние нафсу.

Всевышний Аллах обратился к одному из Своих любимцев во сне: «Враждуй со своим нафсом, ибо нет в Моем царствие иного творения, кроме него, которое ведёт со Мной тяжбу».

Нафс постоянно старается обрести качества, которые являются атрибутами Всевышнего, такие как: гордость, величие и власть над людьми. А этими качествами может обладать лишь Превеликий Создатель – Аллах, Пречист Он от всего недостойного Его.

Нафс человека постоянно меняется. Различают пять уровней нафса человека, в соответствии с приближенностью или отдаленностью его обладателя от Всевышнего Аллаха.

Первый уровень – ан-нафс аль-аммара (нафс, повелевающий зло). Он постоянно толкает своего хозяина на грех, заставляет проявлять беспечность. О таком нафсе господин и имам суфиев Джунайд аль-Багдади сказал: «Ан-нафс аль-аммара (повелевающий зло) призывает к духовной погибели и служит врагам человека». Под врагами человека Джунайд аль-Багдади подразумевает мирскую жизнь и сатану, приукрашивающих греховные поступки для сыновей Адама (мир ему).

Второй уровень – ан-нафс ал-лаввама (упрекающий нафс). Он упрекает своего хозяина за совершённый им грех.

Третий уровень – ан-нафс аль-мульхима (вдохновляющий нафс). Нафс этого уровня внушает своему хозяину благо и призывает к благому.

Четвёртый уровень – ан-нафс ар-разия (довольный нафс). Этот вид нафса доволен решением Всевышнего Аллаха и Его властью. Он проявляет полную покорность Всевышнему и принимает всё, что выбирает для него Аллах.

Пятый уровень – ан-нафс аль-марзия (нафс, которым доволен Всевышний). Это нафс, который снискал расположение и довольство Аллаха, пречист Он и Всесилен. По достижении этой степени мюрид делает первый шаг на пути к истинному познанию Всевышнего Аллаха.

Из книги «Благонравие праведников» шейха Ахмада-хаджи Абдулаева, Муфтия Дагестана​
Источник: islam.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *