25.04.2024

Ислам — это религия, освободившая и возвысившая женщину.

Эпоха распространения Ислама, которая была обусловлена трудностями и испытаниями, твёрдостью веры и непоколебимым стремлением к Аллаху, подарила миру прекрасную плеяду великих женщин, ставших оплотом женского благородства, благочестия, праведности и целомудрия.

Лучшими женщинами этого мира и предводительницами обитательниц Рая считаются четыре женщины: благородная и незабвенная мать всех верующих, жена Посланника Аллаха ﷺ Хадиджа бинт Хувайлид; любимая дочь и услада глаз Пророка Мухаммада ﷺ Фатима; жена фараона Асия бинт Музахим; мать пророка Исы (мир ему), дочь Имрана Марьям.

Остальные жёны Пророка Мухаммада ﷺ, матери правоверных, также являли собою пример крепкой веры, благородного нрава, праведности, мудрости и знания для всех мусульман.

Они черпали знания и наставления из истинного источника – у Пророка ﷺ, перенимая его превосходный нрав и богобоязненность, являясь и по сей день маяком и идеальным примером для женщин всех поколений.

История Ислама знает и других великих женщин, известных полной преданностью своему Создателю и отрешённостью от мирского. Среди них особое место занимает Рабия аль-Адавия аль-Басри, принадлежащая к избранному кругу женщин-суфиев.

Её исключительность выражалась в высочайшем благочестии, духовном познании (ма‘рифа) Всевышнего и аскетизме, что сделало её образцом святости среди женщин-суфиев и не только.

Рабия родилась в бедной семье в городе Басре между 714 и 718 годами (100 год по хиджре). Рано оставшись сиротой, она за ничтожную цену была продана разбойниками в рабство, и всю свою юность ей приходилось тяжело трудиться.

Также на то, что Рабия была в рабстве, указывает тот факт, что её не называли по имени отца, как принято у незамужних женщин в Исламе. Однажды очередной её хозяин, заметив набожность Рабии и её преданность Господу, был настолько тронут, что подарил ей свободу.

После освобождения и до конца дней она проводила ночи без сна, в молитве, а дни – в поклонении Аллаху. Её сердце было глубоко ранимым, и на глазах непрестанно виднелись слёзы, но эти слёзы свидетельствовали не только о горечи тоски по Господу, но и о счастье тех мгновений, когда её сердцу и духу было позволено «созерцать» и «растворяться» в Его присутствии.

Рабия говорила: «Любящая Бога плачет и рыдает, пока не обретёт отдохновение в объятиях Возлюбленного».

Ибн Аль-Джавзи в своей книге «Сифат ас-Сафват» приводит рассказ женщины, посвятившей себя служению Рабии:

«Обычно Рабия молилась всю ночь, позволяя себе лишь немного забыться перед восходом солнца, пока свет не забрезжит у горизонта. Затем она поднималась и, охваченная благоговейным трепетом, произносила: «О душа, долго ли будешь ты следовать этому сну и яви? Близко время, когда ты заснёшь так крепко, что лишь трубный глас Воскресения пробудит тебя«».

Такова была её жизнь, до самой смерти она не оставляла ночных бдений, если только какая-нибудь нужда не отвлекала её от этого.

В этой же работе Ибн Аль-Джавзи приводит слова Абдуллы ибн Исы, который, рассказывая о встрече с Рабией, вспоминает, что благородное лицо Рабии источало тонкое сияние непрестанных молений.

Хасан аль Басри, описывая её образ жизни, отмечал, что в её доме он увидел лишь кувшин с отбитым горлышком, который она использовала для омовения и хранения питьевой воды, кирпич, который служил ей подушкой, и плетёную циновку из тростника, на которой она молилась. Больше ничего не было. Подарки она отклоняла, говоря: «У меня нет нужды в мирском».

Рабии многократно предлагали выйти замуж. Среди женихов, предлагавших ей руку и сердце, были такие известные люди, как правитель Басры Мухаммад Ибн Сулейман Хашими. Она ответила ему так: «Даже если вы отпишете мне всё ваше богатство, для меня невозможно будет отвернуться от Бога к вам даже на мгновение ока».

Эта благочестивая затворница, пребывавшая в крепости богоизбранности, госпожа искренности и святости, воспламенённая любовью ко Всевышнему, поглощённая духовной жаждой, изумлённая Божьей милостью, была Рабия аль‑Адавия, да пребудет с ней благословение Аллаха.

Рабия перешла в мир иной в 796 году (1380 году по хиджре), но в смерти эта женщина видела прежде всего встречу со своим Возлюбленным и радость воссоединения с Ним.
Динара Ахмедова
Источник: islamdag.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *