26.01.2025

МУХАММАД БАБА САММАСИ

Выдающийся ученый, суфий, шейх Мухаммад Баба Саммаси (да будет свята его душа) всю свою жизнь провел в праведности и чистоте на пути Всевышнего Аллаhа. Несмотря на свой аскетический образ жизни, он умело сочетал его с мирской жизнью, находя удовольствие в общении с людьми.
Участвуя в маджлисах, шейх Баба Саммаси дарил людям радость общения, искренне делясь с ними духовной пищей. Общаясь с этим великим человеком, люди нравственно очищались и познавали Всевышнего. Его сердце было наполнено любовью к Аллаhу и сосредоточено на поминании Аллаhа.Он был самым совершенным из сподвижников господина ‘Азизана (шейха Али Рамитни (да будет свята его душа)). Мухаммад Баба (да будет свята его душа) родился в сел. Саммас (ныне с. Хазхар), расположенном в одной миле от сел. Рамитан и в трех милях от Бухары. Его могила находится в этом же селении. С детства он стремился к знаниям и большую часть времени посвящал изучению исламских наук. Поступив на воспитание к ‘Азизану, Мухаммад начал тренировать свое тело. Вскоре он стал отличаться от своих сверстников и достиг высоких степеней (макам). Перед смертью ‘Азизан (да будет свята его душа) выбрал своим преемником (халифой) хаваджа Мухаммада Саммаси и повелел своим сподвижникам следовать за ним и подчиняться ему.
Шейх Мухаммад Саммаси предсказал появление на свет нашего сайида Мухаммада Бахауддина Шаха Накшбанди (да будет свята, его душа).
Каждый раз, проходя через село Каср-Хиндуван, где впоследствии родился шейх Бахауддин, Мухаммад Саммаси (да будет свята ею душа) говорил своим мюридам: «Я чувствую исходящий из этой земли запах ‘арифа». Также он говорил, что это село (Каср-Хиндуван) впоследствии будет называться Касру-Арифан. Однажды, проходя через это село, он промолвил: «Я чувствую, как этот запах усилился. Я думаю, что этот человек уже родился». Это произошло через три дня после рождения шейха Бахауддина Накшбанди (да будет свята его душа). Его дедушка почти сразу пришел к шейху Мухаммаду Саммаси, неся внука на руках. Шейх (да будет свята его душа) промолвил: «Это наш сын, и мы принимаем его». Затем он обернулся к своим сподвижникам и произнес: «Поистине, это о нем я часто говорил вам, когда чувствовал запах, исходящий из этой деревни». Затем он обратился к сайиду Амиру Кулали (да будет свята его душа): «Не проявляй небрежность в воспитании моего сына. Если будешь небрежным в его воспитании, то никогда не получишь моего довольства». Шейх Амир Кулали (да будет свята его душа) встал и сказал: «Я не буду человеком, если проявлю небрежность в этом деле».
У шейха Мухаммада Саммаси (да будет свята его душа) в сел. Саммас был небольшой сад. Он часто приходил туда и ухаживал за садом, проводя там много времени. Всякий раз, когда он начинал резать ветвь, у него отключались чувства [связывающие его с этим миром] и инструмент выпадал из рук. Он долго оставался в таком состоянии.
У него было четыре преемника (халифа). Он был алимом всех Авлия, непревзойденным в явных и тайных знаниях. Его благодать распространилась во все стороны света, где ступала нога человека, и светом его знаний осветились все тайные уголки. Как же иначе! Он был самым лучшим из избранных (хавас) восьмого столетия. Он был пределом, которого в свое время никто не смог достигнуть.
Умер он в селении Саммас. Тайну этой благородной духовной преемственности от него воспринял шейх Сайид Амир Кулали (да будет свята его душа).
Из книги «Святыни Узбекистана»

Добавить комментарий