Мухаммад ибн Мухаммад ибн Мухаммад ибн Ахмад аль-Газали ат-Туси. Его кунья: Абу Хамид. Его прозвище: Худжат аль-Ислям (Довод Ислама).
Его рождение и детство
Имам аль-Газали (да смилуется над ним Аллах) родился в 450 году по хиджре в городе Тус, одном из городов Хорасана, — в то время этот город процветал и изобиловал знаниями, учеными и праведниками.
В такой благоприятной для веры атмосфере прошло детство имама. Его семья придерживалась заповедей Ислама: его отец был набожным и любил знания и ученых. Он употреблял в пищу только то, что зарабатывал собственным трудом, занимаясь прядением шерсти, а прибыли ему хватало на себя и на свою семью. Отец имама регулярно посещал собрания ученых, лекции по исламскому праву и проповеди, и каждый раз, когда он присутствовал в этих местах, он молил Аллаха даровать ему сведущего в Исламе сына; на проповедях он просил Всевышнего дать ему сына, который будет проповедником. И Господь ответил на его мольбу, даровав ему Мухаммада, который стал впоследствии самым знающим человеком своей эпохи. Другой его сын — Ахмад — стал красноречивым проповедником, который наставил на верный путь многих людей.
Судьба сложилась так, что их отец скончался, когда они были еще маленькими. Когда он находился при смерти, он завещал своему богобоязненному другу следующее: «Я хочу возместить упущенные мной знания посредством моих двух сыновей. Обучи их. Тебе не надо на них расходовать свои деньги, поскольку я оставляю для этого все свое имущество». Его друг был верен этому завещанию и обучал их до тех пор, пока деньги их отца не закончились. Тогда он сказал им: «Знайте, что оставленные вашим отцом деньги я израсходовал на ваше обучение. Я человек неимущий и не могу помочь вам деньгами. Самым верным решением мне представляется то, что вы отправитесь в медресе, ведь вы учитесь, а школа будет содержать вас». Он отдал их в медресе, и так они продолжили учебу. Этот поворот в их жизни стал причиной, что они стали великими и счастливыми людьми.
Вспоминая этот момент из своей жизни, имам аль-Газали (да смилуется над ним Аллах) говорил: «Мы искали знания не ради Аллаха, но в итоге науки дались нам только искренне ради Него».
В то время школьная система обеспечивала студентов пропитанием, одеждой и жильем в качестве поощрения и побуждения к знаниям.
Его поиск знаний
Началом пути имама аль-Газали (да смилуется над ним Аллах) было обучение у друга его отца, которому последний завещал дать образование своим сыновьям, — Мухаммаду и Ахмаду. После они продолжили обучение в медресе. Имам получил начальное образование в школе города Тус, а учителем его тогда был шейх Ахмад ибн Мухаммад ар-Разакани. Затем Мухаммад переехал в Джурджан[1] к имаму Абу Насру аль-Исмаили, чтобы продолжить учебу и получить более глубокие знания.
Самые важные примечания к изученному материалу он записывал в тетрадях под названием «ат-та’лика», как и все старательные ученики, которые сохраняют полезные сведения.
Однажды во время возвращения из Джурджана в Тус грабители отобрали у имама аль-Газали (да смилуется над ним Аллах) все вещи, включая сумку со всеми его тетрадями и заметками. Имам последовал за ними и стал просить их: «Я прошу, верните мне всего лишь записи, ведь вам они не принесут никакой пользы». Они спросили: «А что это за записи?» Он ответил: «Я имею в виду тетрадь и книги, что в этой сумке. Я переселился, чтобы слушать эти уроки, добывать знания и записывать важное в эту тетрадь». Тогда разбойники сказали: «Как ты можешь заявлять, что обладаешь этими знаниями, если ты лишился их сразу, как мы отобрали у тебя тетрадь?» С этими словами они вернули ему его тетрадь и книги. Имам сказал: «Я счел слова грабителей наставлением, и прибыв в Тус, я принялся заучивать все мои заметки. И с тех пор, если бы разбойники вновь отобрали бы у меня мои вещи, я бы не утратил свои знания, ведь я запомнил их».
Такой была целеустремленность имама аль-Газали (да смилуется над ним Аллах) с самого детства, как во время учебы, так и во всех этапах его жизни.
Поездка в Нишапур и учеба у имама двух Святынь
Затем имам аль-Газали (да смилуется над ним Аллах) переехал в группе с другими студентами в Нишапур — самый большой город Хорасана и самый исполненный знаниями, учеными и различными культурами. Там аль-Газали (да смилуется над ним Аллах) стал обучаться у имама двух Святынь — имама аль-Джувейни (да смилуется над ним Аллах) (прим. ред.): выучил Коран наизусть и стал углубляться в науки, пока не стал выдающимся специалистом исламского права и других дисциплин. Имам продолжил обучение и стал специалистом своего мазхаба; он разбирался в полемике, Коране и Сунне, логике, мудростях и философии: все это он изучил досконально.
Имаму аль-Газали (да смилуется над ним Аллах) было всего лишь 28 лет, когда он уже разбирался во мнениях специалистов этих наук. Тогда он взял на себя ответственность противостоять их врагам и опровергать их высказывания.
Его превосходство и мастерство
Когда имам двух Святынь увидел, какое мастерство демонстрирует аль-Газали (да смилуется над ним Аллах), опередив своих ровесников, он назначил его своим помощником. И так имам стал обучать своих товарищей как в отсутствии их устаза, так и в его присутствии, а сам имам аль-Джувейни (да смилуется над ним Аллах) отзывался о своем ученике так: «Аль-Газали — это море знаний».
Такой степени имам аль-Газали (да смилуется над ним Аллах) достиг кропотливым трудом и долгими стараниями, а также духовным самовоспитанием.
Он описал себя в книге «Аль-Мункиз мин ад-даляль» так: «Жажда познать истинную суть вещей всегда была моей чертой и привычкой с самого начала моего юношества. Это было моим инстинктом и естеством от Аллаха, а не от меня самого».
После кончины своего шейха и устаза аль-Джувейни (да смилуется над ним Аллах), имам аль-Газали (да смилуется над ним Аллах) отправился к визирю Низамуль-Мульку ас-Сельджуки (да смилуется над ним Аллах). Собрание визиря в военном лагере Нишапура было центром скопления ученых мужей, которые находили в нем убежище и пристанище. Имам аль-Газали (да смилуется над ним Аллах) провел диспут с большими учеными в собрании Низамуль-Мулька и одержал победу над оппонентами, которые впоследствии признали его достоинства, а сам визирь, который был известен почтительным отношением к знаниям и ученым, не просто стал почитать его, но и назначил преподавателем в своем медресе «Низамия», построенной в Багдаде, столице халифата. Визирь потребовал имама аль-Газали (да смилуется над ним Аллах) отправиться в Багдад, чтобы приступить к работе.
Преподавание в медресе «Низамия» в Багдаде
Исполняя приказ визиря Низамуль-Мулька (да смилуется над ним Аллах), имам аль-Газали (да смилуется над ним Аллах) отправился в Багдад в месяце джумада аль-уля в 484 году по хиджре и приступил к работе. Он стал проводить лекции в этом огромном медресе, и людям нравилась глубина его знаний и то, как он преподносил их обучающимся: они признавали его достоинства, красноречивость и знание логики. Количество его учеников стало возрастать, и после того, как он был имамом Хорасана, он был назначен имамом Ирака, заняв в сердцах людей возвышенное место. Они любили и уважали имама аль-Газали (да смилуется над ним Аллах) и прислушивались к его мнению. Имам стал известен тем, что он распространял знания, издавал фетвы и писал научные книги долгое время, из-за чего люди приводили его в пример, а его книги были широко распространены и полезны для общества.
Имам аль-Газали (да смилуется над ним Аллах) также прославился умением вести диспуты и сокрушать философские заблуждения и умозаключения мутазилитов, рафидитов, батынитов и последователей других еретических течений. Он по достоинству был тем, на кого с восхищением указывали пальцем. Его знали не только в столице халифата и ее окрестностях, но и в отдаленных местах. Сам Юсуф ибн Ташфин, основатель города Марракеш в Марокко, просил у него фетвы и приглашал его на различные церемонии, и имам принимал его приглашения.
Таким образом имам аль-Газали (да смилуется над ним Аллах) достиг высот в науках, стал известным и уважаемым человеком, распространявшим знания и проводившим лекции в медресе Низамия, также издавая фетвы в ответ на вопросы с разных городов страны.
Имам издавал ценные научные труды, диспутировал с заблудшими течениями, сокрушал их доказательства и опровергал их воззрения, а также защищал исламскую религию посредством неоспоримых доводов вплоть до 488 года по хиджре.
Внезапный переход от известности к отрешенности
Когда имам аль-Газали (да смилуется над ним Аллах) достиг наивысшей степени славы и известности, его состояние вдруг изменилось. В середине 488-го года по хиджре имам внезапно сделал выбор в пользу безвестности — он оставил преподавание в медресе Низамия и встал на путь аскетизма и отрешенности от общества. Казалось, что имам болен неизвестной болезнью, которая лишила его дара речи. Он утратил аппетит и не мог есть, а врачи не знали, как ему помочь.
В конце 488-го года он покинул Багдад, будто ты бы собираясь совершить паломничество в Мекке, но на самом деле он намеревался отправиться в Шам.
Имам аль-Газали (да смилуется над ним Аллах) вспоминал это время следующим образом: «Я колебался между мирскими страстями и зовом Рая примерно шесть месяцев с начала месяца раджаб 488-го года. В этом месяце мое состояние больше не было подчинено моей воле, поскольку Аллах закрыл мои уста так, что я не мог преподавать. Я выбивался из сил, чтобы угодить людям и проводить для них хотя бы одну лекцию, но мой язык не мог выговорить и слова. Отсутствие контроля над речью ввергла меня в такую печаль, что врачи, пожимая плечами, не знали, как мне помочь. И когда я почувствовал, что полностью утратил контроль над собой, я обратился к Аллаху так, как обращается к Нему находящийся в безвыходном положении. И Аллах, Который “отвечает на мольбу оказавшегося в трудной ситуации”, облегчил моему сердцу отказ от высокого положения, денег, детей и друзей. Тогда я, дав людям понять, что выдвигаюсь в Мекку, вознамерился тайно уехать в Шам, чтобы халиф и некоторые мои друзья не прознали о том, что я собираюсь пожить в этом городе. Я покинул Багдад втайне, будучи уверен, что я никогда туда не вернусь, а также раздав свои деньги неимущим, запасшись только необходимым и оставив пропитание детям».
Расставаясь с Багдадом, имам аль-Газали (да смилуется над ним Аллах) оставил на своем месте преподавателя школы Низамия своего брата Ахмада. Так, в начале 489-го года по хиджре имам прибыл в Дамаск и остановился на время в одной из дамасских мечетей, пребывая в итикафе в западном минарете. Там он заперся от людей. В том же году он совершил хадж и умру и навестил могилу Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует).
Затем имам аль-Газали (да смилуется над ним Аллах) вернулся в Дамаск и продолжил итикаф в западном минарете мечети омейядов, в которой он остановился, поклонялся Аллаху и писал книги. При этом он избрал для себя суровый и набожный образ жизни, нося только одежду из грубой ткани и ограничив себя в еде и питье. Имам занимался духовным самовоспитанием и принуждал себя к усердию в поклонении и в богоугодных поступках, пока все это не стало для него необременительным и легким. В те дни он начал писать свою великую книгу «Ихья улюм ад-дин» («Возрождение религиозных наук»), о которой имам аль-Хаддад (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Этой книгой он превзошел всех, ведь подобного еще никто не писал».
Имам аль-Газали (да смилуется над ним Аллах) часто сидел в углу шейха Насра аль-Макдиси в мечети омейядов, где он также писал свои книги. Помимо прочих его сокращенных книг как «Китаб аль-арбаин фи усуль ад-дин» («Сорок глав об основах веры») и исследований, самыми великими из его трудов являются «Ихья улюм ад-дин» и «Аль-Мункиз мин ад-даляль» («Спаситель от заблуждения»).
В таком состоянии имам аль-Газали (да смилуется над ним Аллах) пробыл примерно десять лет, будучи в Дамаске, согласно его же словам из книги «Аль-Мункиз мин ад-даляль». Отрешенность и уединение имама было самым большим потрясением для богословов его времени, которые свидетельствовали о его высокой ученой степени, из-за которой он достиг вершины почета, славы и предводительства. Они не могли это ничем оправдать, кроме как явлением свыше или сглазом.
По этому поводу имам аль-Газали (да смилуется над ним Аллах) пишет следующее в своей книге «Аль-Мункиз мин ад-даляль»: «Я поразмыслил над своим намерением в преподавательской деятельности и обнаружил, что оно не было искренним ради Аллаха, и что мотивом преподавания было стремление к высокому положению в обществе и доброй славе. Тогда я убедился, что нахожусь на очень опасном обрыве скалы. С тех пор я постоянно задумывался над тем, чтобы покинуть Багдад и лишить себя этих состояний, но каждый раз откладывал это на потом. Я делал шаг вперед, но потом отступал и колебался, потому что каждое утро, в которое я имел честное намерение стремиться к ахирату, заканчивалось вечером, в котором войска моей страсти побеждали это мое благое устремление. Так мирская суета словно цепями привязывала меня к решению остаться в Багдаде, а зов веры говорил: “Пора в путь, пора в путь! Ведь жить тебе осталось очень мало, и перед тобой долгое путешествие”. И в таком колебании между мирскими страстями и зовом ахирата я провел около шести месяцев, начиная с раджаба 488-го года по хиджре».
Из этого следует, что имам аль-Газали (да смилуется над ним Аллах) прежде, чем уединиться, познал всю красоту мирской жизни, усладу богатства, почета, высокого ранга, гордости и бахвальства. Но, поняв истинную суть всего этого и то, насколько они болезненны для человеческой души, сколь много неприятностей они приносят и как сильно они затягивают его, он осознал, что ничто из этого не сделает человека счастливым, не обеспечит духовной стабильностью перед Аллахом и не поможет познать своего Господа верным образом. Поэтому имам аль-Газали (да смилуется над ним Аллах) принял решение отрезать от сердца все связи с бренным миром, чтобы принять божественный свет. Так он отрешился от людей, выбросил за спину бренный мир и все мирское и с твердой волей устремился к Аллаху (Свят Он и Велик), отдав предпочтение вечному над смертным. Он выбрал для себя нечто лучшее — жизнь под покровительством Аллаха, вдали от материальных и моральных искушений.
Возвращение имама в родной Тус проездом через Багдад
Будучи в состоянии уединения и отрешения от мира, сражения против нафса и прививания ему поклонения Аллаху, совершения богоугодных дел и написания книг, имам аль-Газали (да смилуется над ним Аллах) пробыл в Дамаске до конца 499-го года по хиджре. В конце этого года имам отправился обратно на родину в Хорасан, сперва посетив Багдад. Он не оставался там долго, а всего лишь провел проповедь и рассказал людям о своей книге «Ихья улюм ад-дин», после чего он покинул Багдад и вернулся в родной город Тус. Имам проводил дни в своем доме, уделяя время как молитвам, так и написанию книг, пока Фахруль-Мульк не назначил его преподавателем в медресе Низамия города Нишапур в месяце зуль-када 499-го года по хиджре. Таким образом, с той поры, как он покинул медресе Низами в Багдаде, и вплоть до возобновления лекций в медресе Низамия в Нишапуре прошло одиннадцать лет.
Возобновление лекций в медресе Низамия в Нишапуре
После того, как имам аль-Газали (да смилуется над ним Аллах) прошел такой этап жизни, когда он обладал высоким положением и мирскими благами, он отрешился от этого и прожил в аскетизме. Много лет имам занимался духовным самовоспитанием и сражался с эго, после чего остался довольным достигнутым уровнем духовной чистоты, счастья и знания дьявольских лазеек и душевных изъянов. Когда уединение принесло свои плоды, имам аль-Газали (да смилуется над ним Аллах) решил вернуться на родину, чтобы обучать людей исламским наукам, особенно потому что он видел, как сильно мусульмане нуждались в этом. Сам визирь Фахруль-Малик, сын Низамуль-Мулька (да смилуется над ним Аллах), прибыл к нему, чтобы уговорить его принять должность преподавателя в нишапурском медресе Низамия. Имам, приняв его предложение, переехал в Нишапур в 499 году по хиджре и стал преподавать в медресе Низамия.
Притеснение имама аль-Газали (да смилуется над ним Аллах) завистниками и врагами
Имам аль-Газали (да смилуется над ним Аллах) терпел много обид со стороны завистников и врагов, которые строили козни против него. Они настроили против него султана Санджара, который впоследствии приказал имаму немедленно приехать из Туса в лагерь Нишапура. И когда козни его врагов не увенчались успехом, и все их старания потерпели крах, они нацелились на его книги и стали искажать их, добавляя отсебятину, которая шла вразрез с учениями Ахлю-Сунна валь-джама’а.
Об этом сам имам аль-Газали (да смилуется над ним Аллах) говорил следующее: «…И когда моя мольба была услышана, а преподавание исламских наук было возобновлено и пошло полным ходом, студенты с разных концов света стали прибывать делегациями… И тогда пробудилась зависть моих завистников. Однако их клеветнические заявления не были подтверждены, и тогда они принялись искажать правду, изменяя содержание моих книг «Аль-Мункиз мин ад-даляль» и «Мишкат аль-анвар» («Ниша света») и даже приписывая в них слова неверия. Они отправили мне две эти книги, чтобы я подписал, что даю свое благословение на преподавание этих искаженных версий. Однако Аллах (Свят Он и Велик) внушил мне пролистать их, и я обнаружил в них эти искажения. Вместе со мной их заметил правитель Хорасана, который распорядился арестовать поддельщика и выселить его из Нишапура… Кроме того, они внедрили в мою книгу «Аль-Манхуль» оскорбительные слова в адрес имама Абу Ханифы (да смилуется над ним Аллах)», хотя имам аль-Газали (да смилуется над ним Аллах) был далек от этого.
Шейхи имама аль-Газали (да смилуется над ним Аллах)
Имам аль-Газали (да смилуется над ним Аллах) учился сперва в городе Тус у шейха Ахмада ар-Разакани, а затем у своего устаза в Джурджане Исмаила ибн Масада. Затем он продолжил свою учебу в Нишапуре у самого великого из своих учителей — имама двух Святынь Абуль-Ма’али Абдуль-Малика аль-Джувейни (да смилуется над ним Аллах), с которым он провел долгое время, усердно перенимая его знания. Имаму аль-Джувейни (да смилуется над ним Аллах) нравился его ученик, который очень любил и уважал своего учителя. Имам аль-Газали (да смилуется над ним Аллах) не расставался с ним, пока не обучился у него всем наукам, в особенности исламскому праву и основам Ислама, вплоть до самой его смерти — имам аль-Харамейн (да смилуется над ним Аллах) скончался в 478 году по хиджре. Он был самым значимым и великим наставником имама аль-Газали (да смилуется над ним Аллах), ведь он сделал самый большой вклад в его образование, практику знаний и умение дискутировать в разных науках. Еще при жизни аль-Джувейни (да смилуется над ним Аллах) позволял имаму аль-Газали (да смилуется над ним Аллах) садиться на его кресло и проводить лекцию или повторять со студентами изученное с имамом.
Хадисы имам изучил у Мухаммада аль-Хафсы аль-Марвази, аль-Хакима Насра аль-Хакимии, Абдуллаха аль-Хавари, Мухаммада ибн Яхьи аз-Завзани и у шейха Насра ибн Ибрахима аль-Макдиси (да смилуется над ними Аллах).
Ученики имама аль-Газали (да смилуется над ним Аллах)
Перечислить всех учеников, получивших знания от имама аль-Газали (да смилуется над ним Аллах) представляется трудной задачей ввиду их многочисленности. Сам имам сказал об этом следующее: «Через меня прошло больше тысячи ищущих знаний».
Его ученик судья Абу Бакр ибн аль-Араби сказал: «Я насчитал на лекции имама аль-Газали (да смилуется над ним Аллах) в Багдаде около четырехсот тюрбанов великих ученых и выдающихся мусульман. Все они учились у него».
Так, к его ученикам относятся: Ибрахим ибн Музхар аль-Джурджани ас-Саббак[2]; судья Абу Наср аль-Бахуни; Абу аль-Фатх Ахмад ибн Али Бурхан; Хусейн ибн Наср аль-Джухани; Халяф ибн Ахмад; Дагаш ан-Нуайми; Абуль-Вафа Рустум ибн Са’д аль-Хавари; ар-Радый ибн Махди аз-Зейди; Са’д аль-Хайр аль-Баланси; Саид ибн Мухаммад ар-Раззаз; Шафи’ ибн Абдур-Рашид аль-Джайли; Амир ибн Дагаш аль-Ансари; Абдуль-Карим ибн Али ар-Рази; Али ибн Мухаммад ибн Хамавейх аль-Джувйни; Али ибн Муслим ас-Салямий; Мухаммад ибн Абдуллах, известный как судья Абу Бакр ибн аль-Араби аль-Малики, а также Абу Хамид Мухаммад ибн Абдуль-Малик аль-Джаваскани аль-Исфираини.
Его книги
Имам аль-Газали (да смилуется над ним Аллах) считается одним из ученых, написавших много книг, чьи жизни и время Аллах (Свят Он и Велик) сделал благодатными. Среди его многочисленных трудов в различных науках есть книги как на арабском языке, так и на фарси. Передается, что, когда все его книги были посчитаны и разделены на дни, которые ему было суждено прожить, оказалось, что на каждый день пришлось по четыре тетради. Это потому что его жизнь была благословенной, ведь Аллах дарует благодатную жизнь тому из Своих рабов, кому пожелает. Многие его труды были переведены на иностранные языки, а здесь мы упомянем лишь некоторые из них.
«Аль-Васит», «Аль-Басит», «Аль-Ваджиз», «Аль-Хуласа»: все это труды по исламскому праву.
«Аль-Манхуль», «Шифа аль-галиль», «Тахзиб аль-усуль», «Аль-Мустасфа мин ильм аль-усуль», «Ихья улюм ад-дин»; «Минхадж аль-абидин», «Аль-Мункиз мин ад-даляль», «Тахафут аль-фалясифа», «Бидая аль-хидая», «Аль-Максыд аль-асна», «Ар-Радд аля аль-батыния» и другие труды.
Его скромность
Имам аль-Газали (да смилуется над ним Аллах), несмотря на его обширные знания и многочисленность изданных им книг, а великую пользу от его знаний и трудов, был наделен великой скромностью, как и многие благодатные ученые, похожие на плодородные деревья: чем больше на них плодов, тем ниже свисают их ветви.
Ибн ас-Самани сказал: «Я прочитал письмо, которое адресовал аль-Газали Абу Хамиду Ахмаду ибн Саляма в Мосуле. В нем имам сказал: “А что касается проповедования и наставления, то я не считаю себя компетентным для этого, поскольку долгом проповедника является то, что он также извлекает пользу от своих наставлений. Ведь разве может платить закят тот, у кого нет нисаба? Разве может прикрыть чужую наготу тот, кто сам стоит без одежды? Разве может быть прямой тень, если сама трость кривая?”»
Заключение биографии
Биографы имама аль-Газали (да смилуется над ним Аллах) единогласно признали его превосходство. Как его сторонники, так и его оппоненты восхваляли его и признавали его достоинства. Его современники из числа исламских богословов свидетельствовали о том, что он профессионал своего дела, что люди не видели подобного ему в ясности речи, логике, интеллекте и нраве. Он был уникумом своего времени, бесподобным среди своих сверстников, который прославился повсеместно, и лекции и диспуты которого были предметом общего восхищения. И после имамата в Хорасане он стал имамом Багдада.
Его по праву считают обновителем пятого века по хиджре. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине, Аллах будет посылать этой общине в начале каждого столетия человека, который будет обновлять для нее религию».
В первом столетии этим обновителем был Умар ибн Абдуль-Азиз, во втором — имам аш-Шафии, в третьем — имамы аль-Ашари или ибн Сурайдж, в четвертом — аль-Исфираини, а в пятом — Довод Ислама имам аль-Газали (да смилуется над ними Аллах).
Имам ас-Суюти (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Нет никакого сомнения в том, что он был обновителем».
На протяжении всей своей жизни имам аль-Газали был вехой, по которой люди находили верный путь. Он распространял знания различных наук, издавал фетвы и книги, наставлял людей и боролся с приверженцами нововведений из числа заблудших сектантов, пока Всевышний не забрал его в понедельник четырнадцатого числа месяца Джумада аль-Ахыра в 505 году по Хиджре в городе Тус.
Да смилуется над ним Аллах и да будет доволен Он им и сделает его довольным.
И да благословит Аллах и приветствует нашего господина Мухаммада, его семейство и сподвижников. И хвала Аллаху, Господу миров.
(Биографию составил ас-Сайид Хусейн ибн Мухаммад ибн Хади ас-Саккаф. Приводится она в книге «Минхадж аль-Абидин», издания «Дар аль-Минхадж»)
[1] Горга́н (Джурджан; перс. گرگان, «Земля Волка»), в прошлом Аст(е)рабад — город в Иране, административный центр провинции Голестан. Расположен на севере страны, в 30 километрах к востоку от побережья Каспийского моря и приблизительно в 400 километрах к востоку от Тегерана. — прим. пер.
[2] Возможно, подразумевается Ибрахим ибн аль-Мутаххар Абу Тахир аль-Джурджани ас-Саббак, прибывший в Дамаск вместе с имамом аль-Газали (да смилуется над ним Аллах), который учился вместе с ним у имама двух Святынь аль-Джувейни (да смилуется над ним Аллах). — прим. пер.