19.02.2025

КУДА ПРИВОДЯТ СПЛЕТНИ?

Довольно часто, совершенно не задумываясь, мы начинаем обсуждать чьи-либо недостатки или жаловаться на кого-нибудь, не замечая, что подобный разговор плавно переходит в разряд сплетни. Объектами наших «рассказов» часто становятся наши же братья и сёстры по вере. Это значит, что мы забываем те Божественные установления, которые категорически запрещают гыйбат — сплетни.

Согласно мусульманской терминологии слово «гыйбат» имеет следующий смысл: «говорить об отсутствующем человеке то, что ему не понравилось бы, даже если это правда». Если же это неправда, то это является двойным грехом. Безусловно, никто не захотел бы, чтобы его поступки, которые он совершил по оплошности, стали достоянием общественности. Ведь сплетник — это нечестивец (фасик), и, как известно, слова фасика не принимаются как свидетельство, и сам он не может выступить в качестве свидетеля. Всевышний Аллаh в Кур`ане говорит: «Так не поддавайся же какому-то презренному, раздающему клятвы, злослову и сплетнику» (Сура «Аль-Калям», 68 / 10—11).

Всевышний запрещает мусульманам плохо думать о верующих, так как плохие мысли могут стать достоянием языка и быстро распространиться, что в большинстве случаев приводит к появлению смуты среди мусульман, а после к их дальнейшему разобщению. Чаще всего сплетни становятся «оружием раздора» в руках у людей, стремящихся к власти.

Подробное определение понятию «гыйбат» дал Имам ан-Навави: «Сплетня — это упоминание при разговоре о некоторых качествах человека, к примеру, о недостатках физических, в одежде, в поклонении; о характере; порицании его родителей…» Из объяснения учёного следует, что даже если подобные разговоры будут соответствовать действительности, это всё равно будет считаться сплетней. Если какой-либо человек обсуждает врождённые физические недостатки другого, значит, он совершает сразу два греха: первый — сплетня, второй — недовольство Аллаhом, ведь того, обсуждаемого, таким сотворил Сам Всевышний, а это значит, что в этом есть определённый смысл. Необходимо, наоборот, как можно больше благодарить Аллаhа за то, что не сотворил нас с такого рода недостатками. Лучше сказать нечто хорошее, приятное о таком человеке, чем лишний раз напоминать ему, что он не в состоянии изменить. Следует помнить, что наши замечания могут привести к нехорошим последствиям для него, более того, с ним может приключиться беда.

Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) предупреждает нас: «Больше всех, Всевышний Аллаh любит того, у которого хороший нрав, который мягко относится к людям… И самые ненавистные Всевышнему Аллаhу из людей те, кто сплетничают и сеют вражду между людьми». В другом Хадисе, приведённом Абу Са’дом и Джабиром бин ‘Абдуллах (радыяллаху анхума) говорится о том, что Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) сказал: «”Сплетни хуже, чем прелюбодеяние“. Сахабы спросили: ”О, Расулюллах! Как сплетни могут быть хуже, чем прелюбодеяние?”. Посланник Аллаhа (салляллаху алейхи ва саллям) сказал: ”Если человек, совершивший прелюбодеяние, попросит прощения, Аллаh простит его, а сплетник не будет прощён, пока его не простит тот, о ком он сплетничал”» (Байхаки).

Сплетничать — большой грех а, как известно, за каждый грех будет обязательно воздано наказанием. Ведь Бог сотворил Рай для того, чтобы в него вошли мусульмане. Однако среди мусульман Он выделил тех, которые не достойны будут Рая, (не вкусив наказания), таких восемь категорий: «Я клянусь Своим Величием, Своей силой, не войдут в Рай восемь категорий людей», среди этих восьми групп есть и сплетники.

Как правило, сплетни имеют особенность быстро распространяться. Пути их распространения различны: беседа, письмо, газеты, журналы и даже жесты.

Слушать сплетню также запрещено, как и рассказывать, и за то и за другое полагается одинаковое наказание. Поэтому мусульманину необходимо (ваджиб) сторониться мест, где рассказывают сплетни. Если кто–то начинает сплетничать, необходимо сразу же его остановить. А делать это необходимо очень корректно и вежливо. Если сплетник является верующим, то после напоминания ему о запретности сплетни он должен остановиться. Всевышний Аллаh говорит: «Когда ты встретишь тех, кто суесловит о Наших знамениях, покинь их [и не возвращайся], пока они не заведут другой разговор. Если по наущению шайтана ты забудешь [об этом], то, после того как вспомнишь, не общайся с нечестивыми людьми» (Сура «аль-Ана’ам», 6 / 68).

Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) много раз указывал на то, чтобы люди не сплетничали, а говорили только полезные слова. Учил, что молчание лучше, чем пустой разговор. Об этом свидетельствуют многие Хадисы. В частности, Абдуллах бин Умар (радыяллаху анху) рассказывал, что однажды он слышал, как Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) говорил: «Чьё заступничество препятствует исполнению наказания по Шариату, тот противостоит Аллаhу. Кто, зная, что не прав, продолжает ссориться, тот под гневом Аллаhа, пока не прекратит. Кто говорит о верующем то, чего в нём нет, того Аллаh бросит в Радгатуль Хабаль (яму с жижей из гноя и крови), пока он не очистится за то, что сказал» (Абу Дауд). Другой сподвижник Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) Хузайфа (радыяллаху анху) вспоминал, что Посланник Аллаhа (салляллаху алейхи ва саллям) сказал: «Сплетник не войдёт в Рай» (Бухари).

Безусловно, мусульманин, искренне верующий в Господа и Судный День, никогда не позволит себе совершать подобные вещи, чтобы не навлечь на себя Его гнев. Даже узнав, что кто-либо отзывался о нём плохо, он предпочтёт промолчать, нежели ответить тем же. Иногда случается, что мы можем считать какой-либо проступок малым, думаем, что Аллаh нам простит, но разве мы можем быть уверены в этом? Никакое несчастье в этом мире не сравнится с наказанием в могиле или огне Ада.

Аллаh наставляет нас в Кур`ане: «О вы, которые уверовали! Избегайте частых подозрений, ибо некоторые подозрения грешны. Не подглядывайте и не злословьте [за спиной] друг друга. Разве понравится кому-либо из вас есть мясо своего покойного брата? Отвратительно вам это! Так бойтесь Аллаhа, ведь Аллаh — Прощающий, Милостивый» (Сура «аль-Худжурат», 49 / 12).

Но зачастую наши мысли целыми днями заняты мирскими делами, а Вечная жизнь (Ахират) у нас чуть ли не на последнем плане. Однако наступит день, когда мы будем очень сильно сожалеть и именно поэтому лучше сейчас задуматься над своими деяниями (тем более, если совершаем подобные поступки) и как можно скорее поправить своё поведение ради довольства Всевышнего Аллаhа.

Кроме того, каждый человек является ответственным не только за самого себя, но и за свою семью, родных и близких. Поэтому, он обязан следить не только за своим собственным поведением, но и обучать своих родных правильному образу жизни, не противоречащему нормам Ислама. Всевышний обращается к нам: «…Остерегайтесь вместе с вашими семьями огня, топливом для которого служат люди и камни…» (Сура «ат-Тахрим», 66 / 6).

Асель Баизова
Журнал «Золотой родник»

Добавить комментарий