КРАСОТА ДУХОВНАЯ И КРАСОТА ВНЕШНЯЯ
Сочетание нравственной и эстетической сторон определяют целостное представление об Исламе
Один из русских классиков однажды изрек: «В человеке всё должно быть прекрасно – и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Актуальность этой фразы очевидна и в наши дни. Наиболее полное её отражение можно найти в Исламе, где человеку предписано заботиться не только о состоянии своей души, отдаляясь от греховных помыслов, но и следить за чистотой и опрятностью своего тела и одежды. «Аллах красив и любит красоту» – гласит хадис.
Однако порой, два этих стремления в человеке – к духовной красоте и красоте внешней, вместе не уживаются, остаются непримиримыми между собой. Одни, возводя на пьедестал красоту души – благой нрав и добрые намерения, могут считать, что внешний облик не так уж и важен, забывают, во что они одеты, не заботятся о том, хорошо ли выглядят. Другие, наоборот, будут излишне усердствовать над своей внешностью, украшать тело лучшими нарядами, превращая красоту в объект поклонения и забывать при этом о состоянии души.
Но стоит помнить о том, что эти две стороны, определяющие красоту человека, обладают разной природой, и не могут быть противопоставлены одна другой, потому как, каждая из них имеет свою уникальную ценность и свое значение. Если духовная красота наделяет человека качественными ценностями – облагораживает нрав, воспитывает терпение и скромность. То внешний вид может носить практическую ценность – мусульманин, имеющий опрятный вид, облаченный в красивую и чистую одежду способен создать благоприятный образ и оставить хорошее впечатление на окружающих, не только о себе, но и обо всей религии в целом. Именно сочетание нравственной и эстетической сторон, и определяют целостное представление об Исламе. Подтверждение этому можно найти и в одном из хадисов, где передается, что Абу ль-Ахвас аль-Джашами рассказывал:
«Однажды Пророк (мир ему и благословение), увидев меня в старой и изодранной одежде, справился о моем материальном положении. Я ответил, что являюсь весьма состоятельным человеком. «А каким богатством ты располагаешь?» – «Всё, чем наделил меня Аллах из верблюдов и овец», – сказал я Посланнику (мир ему и благословение). «Тогда покажи то щедрое благословение, которым Он наделил тебя», – посоветовал он мне на это» (передано Ахмадом, Тирмизи, Нисаа’и).
Еще одним образцом красоты и исключительной нравственности, может послужить пример имама Абу Ханифы. Помимо того, что этот учёный обладал высокой степенью знаний, немалое внимание он уделял и своему внешнему виду. Известно, что он имел длинную бороду, носил красивую одежду, чалму и сандалии. Абу Ханифа обладал приятным голосом, отличался красноречием, и часто пользовался благовониями, по запаху которых можно было узнать о его появлении.
Таким образом, мы видим, что установления Ислама не только не запрещают, но наоборот, побуждают человека украшать себя наилучшими одеждами, руководствуясь при этом принципом умеренности и золотой середины – не допускать гордыни и расточительства.
Об этом сказано в Коране (смысл): «О сыны Адама, облекайтесь в свои одеяния, где бы вы ни совершали поклоны Аллаху. Ешьте и пейте, но не будьте расточительны. Ибо Он не любит расточительных. Скажи: «Кто запретил украшения Аллаха, которые Он даровал Своим рабам, и прекрасный удел?» Скажи: «В мирской жизни они предназначены для тех, кто уверовал, и лишь для них – в День воскресения». Так Мы разъясняем знамения людям разумеющим» (7:31).
Особое отношение в Исламе отводится и женской красоте, которая, подобно жемчужине сокрыта от посторонних взглядов, и лишь дома предстаёт во всем своем сиянии и великолепии, являясь его украшением и успокоением для глаз супруга. Прекрасно выглядеть, наряжаясь в лучшие одежды, встречать мужа доброй улыбкой и радовать его веселым расположением духа – это те приятные обязанности, которые Всевышний возложил на мусульманок .
Ксения Сафиуллина.
Источник:islamdag.ru