БИОГРАФИЯ ПРОРОКА МУХАММАДА
(мир ему и благословение Аллаhа)
Часть 35.
Кончина Хадиджи, да будет Аллах ею доволен
Через некоторое время после окончания бойкота и за три года до хиджры Посланника Аллаха, да благословит его Всевышний и приветствует, скончалась его супруга Хадиджа, дочь Хувайлида, да будет Господь ею доволен.[1]
Впоследствии Пророк, да благословит его Всевышний и приветствует, часто вспоминал о ней с нежностью и грустью. И неудивительно – ведь ее чистая душа первой откликнулась на призыв Мухаммада, она поверила ему безоговорочно, приняв все, что он передал от Господа.
Она родила ему всех его детей, кроме Ибрахима.[2]
Первой их дочерью была Зейнаб. До начала Ислама она вышла замуж за Абу аль-ʼАса ибн ар-Рабиʼа.[3] От него она родила дочь Умаму на которой впоследствии – после смерти Фатимы – женился Али, да будет Аллах ими всеми доволен.
Затем у Посланника Аллаха, да благословит его Всевышний и приветствует, и Хадиджы, пусть Аллах будет ею доволен, родилась дочь Рукайя[4], после нее Умм Кульсум. Усман ибн Аффан сначала женился в Мекке на Рукайе и вместе с ней совершил хиджру в Эфиопию. Затем уже в Медине, когда его супруга скончалась, он женился на ее сестре Умм Кульсум.
Младшей дочерью Пророка, да благословит его Всевышний и приветствует, была Фатима. Она стала женой Али ибн Абу Талиба, да будет Аллах ими доволен.
Хадиджа также родила Пророку, да благословит его Всевышний и приветствует, двух сыновей которые умерли во младенчестве.[5]
Из семерых детей Пророка пережила его только дочь Фатима, и то совсем ненадолго.[6]
Посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и приветствует, очень тяжело переживал смерть любимой супруги. Кроме того, его положение среди враждебно настроенных к мусульманам курайшитов также усложнилось после кончины Хадиджи, ведь она пользовалась очень большим авторитетом среди своей родни бану Асад, что обеспечивало дополнительную защиту Пророку, да благословит его Аллах и приветствует.
Женитьба на Сауде
Через месяц после кончины Хадиджи, да будет Аллах ею доволен, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, заключил брак с Саудой, дочерью
Замʼы, курайшиткой из рода ʼАмир. Она принесла Ислам в числе первых, претерпела немало трудностей ради Аллаха, выдержала сопротивление своей семьи и родственников дяди по отцу.
Вместе с мужем, ас-Сакраном ибн ʼАмром, Сауда отправилась в Эфиопию. Через некоторое время после возвращения мухаджиров в Мекку ее супруг скончался.
И это был самый прекрасный и благородный поступок, который только мог совершить Посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и приветствует, по отношению к вдове того, кто уверовал в него: ведь возвращение к родне, которая ненавидела истинную веру и враждовала с мусульманами, стало бы для Сауды тяжелейшим испытанием. И едва ли она смогла бы легко найти себе мужа – ведь она происходила из очень знатного рода, и ее так просто не выдали бы за первого, кто попросил бы ее руки.[7]
[1] Она скончалась через три дня после Абу Талиба в месяц рамадан возрасте шестидесяти пяти лет, прожив в браке с Посланником Аллаха, да благословит его Всевышний и приветствует, двадцать четыре с половиной года.
[2] Ибрахима родила Мария. Он скончался, прожив на этом свете лишь семнадцать месяцев.
[3] Он был племянником Хадиджы, да будет Аллах ею доволен. Принял Ислам только после хиджры. Умер во время правления Абу Бакра, да будет Аллах им доволен.
[4] Ее называли Умм Абдуллах по имени их с Усманом сына (да будет Всевышний Аллах ими доволен). Умерла в Медине в год победы при Бадре.
[5] Их звали Касим и Абдуллах.
[6] Она, да будет Аллах доволен ею, скончалась через два месяца после смерти Посланника Аллаха, да благословит его Всевышний и приветствует.
Часть 36. Женитьба на Аише, да будет Аллах ею доволен, и смерть Абу Талиба
Месяц спустя после женитьбы на Сауде Посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и приветствует, женился на Аише, дочери Абу Бакра ас-Сыддика. Ей на тот момент еще не исполнилось семи лет. Кроме нее, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не женился ни на одной девственнице – все остальные его супруги до брака с ним уже были замужем.
Через месяц после кончины Хадиджи, да будет Аллах ею доволен, умер дядя Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, Абу Талиб, который защищал своего племянника от зла его врагов. Несмотря на то, что Абу Талиб доподлинно знал, что Мухаммад – Посланник Аллаха, и был уверен в истинности Ислама, он до самой смерти так и не произнес шахаду (свидетельство веры). Он нем Всевышний Аллах ниспослал эти аяты суры «аль-Касас»:
إِنَّكَ لَا تَهْدِي مَنْ أَحْبَبْتَ وَلَـٰكِنَّ اللَّـهَ يَهْدِي مَن يَشَاءُ ۚ وَهُوَ أَعْلَمُ بِالْمُهْتَدِينَ
«Поистине, ты не можешь (сам) наставить на истинный путь тех, кого полюбил. Лишь Аллах наставляет, кого пожелает. Он лучше знает тех, кто следует прямым путем» (сура «аль-Касас», аят 56).[1]
Однако он так много сделал хорошего для Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, помогая ему и защищая его, что мы надеемся на облегчение его участи в Аду.[2]
В том, что Абу Талиб и большая часть родни Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, не приняли Ислам, заключена большая мудрость.
Если бы близкие Пророка сразу же последовали за ним, враги и клеветники стали бы говорить: «Смотрите, они сговорились и хотят не по праву добиться власти, которой у них не было. Для этого они придумали новую веру». Однако увидев, что последователи Мухаммада – в большинстве своем чужие ему люди – не родственники, а нередко и прежние враги, как Усман ибн Аффан из рода бану Умайя, клеветникам нечего было предъявить Пророку, да благословит его Аллах и приветствует. Им пришлось изобретать совсем уж полную чепуху вроде того, что Мухаммад – колдун, который разлучает мужа с женой, или прорицатель, угадывающий сокрытое.
Посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и приветствует, сам назвал этот год своей жизни, в которой покинули этот мир его любимая супруга Хадиджа, да будет Аллах ею доволен, и дядя Абу Талиб, «годом скорби».
После смерти Абу Талиба курайшиты наконец получили возможность добраться до Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, и причинить ему вред, что было невозможно при жизни дяди Пророка. Они тут же с радостью принялись за дело: сыпали ему на голову песок, когда он проходил мимо, бросали на него овечьи нечистоты, пока он совершал намаз. Однажды они схватили Пророка и потащили за собой со словами:
Ты – тот, кто хочет соединить всех богов в единого Бога?!
Видя это, мусульмане не пришли ему на помощь, осознавая свою слабость. Один лишь Абу Бакр, да будет Аллах им доволен, вступился за Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. При его появлении они отпустили Посланника Аллаха, да благословит его Всевышний и приветствует. Абу Бакр же подошел к ним и сказал:
Вы хотите убить человека только за то, что он говорит: «Мой Господь – Аллах»?!
[1] Имам аз-Заджадж, да помилует его Аллах, пишет: «Все ученые
единогласны, что что в этом аяте речь идет об Абу Талибе. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Всевышнего, предлагал ему произнести шахаду, но Абу Талиб отказался, боясь осуждения курайшитов. Известно, что он умер неверующим».
[2] Некоторые ученые на основании достоверных хадисов посчитали, что благодаря заступничеству Пророка, мир ему и благословение Господа, Абу Талибу будут облегчены муки Ада. Так, передается, что адский огонь будет доходить ему лишь до щиколоток.
Источник: Azan.kz

