УРОК 6: ВЫСКАЗЫВАНИЯ БЛАГОЧЕСТИВЫХ
Хасан Басри (рахматуллахи алейхи) говорил так: «Как ошибка, так и неведение – это две огромные милости. Человеку необходимо знать об этом. Если бы каждое из них не было благом, милостью, тогда мусульмане не смогли бы ходить по улицам».
А Суфьян Саври (рахматуллахи алейхи) говорил так: «Насколько я усвоил, человек создан глупцом. Если бы это было не так, то жизнь не могла бы сделать его счастливым, и он не мог бы ощущать чувства радости от жизни».
Салман Фариси (радыйаллаху анху) говорил: «Существуют три вещи, над которыми я смеюсь по причине моего удивления: первая – это человек, неотступно следующий за жизнью, в то время как смерть следом ищет его. Вторая – в то время как человек пребывает в неведении, он постоянно находится под контролем и надзором Того, кто не пребывает в неведении и невнимательности. И третья – это хохочущий человек. А между тем, ему неведомо – доволен или не доволен им Господь. Раздумывая именно над этими тремя вещами, я поражаюсь им и смеюсь над образом действий подобных людей. Есть ещё три ситуации, которые меня в достаточной степени огорчают и которые, в конце концов, заставляют меня заплакать. Их я могу перечислить таким образом: меня печалит мысль о том, как бы не быть разлучённым с теми, кто любит Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям), и с его сторонниками. Меня мучает и беспокоит суровость и страх Судного дня, тревожит мысль о необходимости стоять перед Аллахом и держать перед Ним ответ. Интересно, что скажут обо мне: «Ведите его в рай или бросьте его в ад»?! Именно это я не могу узнать. Я расстраиваюсь от этого и, в конце концов, начинаю плакать».
Суфьян Саври (рахматуллахи алейхи) говорил: «Отстранение от земного и аскетизм благочестия обеспечиваются, если человек не питает далёкие надежды и упования. А не осуществляются посредством того, что человек начинает есть безвкусную еду или рядиться в рубища».
Хасана Басри (рахматуллахи алейхи) спросили: «О Абу Саид! Ты никогда не стираешь свою рубаху?» А он отвечал: «Гораздо важнее быть занятым нужными делами, чем заниматься этим делом».
Хасан Басри (рахматуллахи алейхи) сказал так: «Смерть привязана к вашим лбам. Дунья же следует за вами, свернувшись».
Дауд Таи (рахматуллахи алейхи) говорил: «Если бы я рассчитывал на то, что смогу жить, как на отдалённую цель, то признал бы, что совершаю великий грех. Как я могу находиться в подобном ожидании? Ведь я постоянно вижу, как в каждое мгновение дня и ночи катастрофы и несчастья сильно изводят людей и окружают их со всех сторон».
Умар бин Абдульазиз (рахматуллахи алейхи) в одной своей хутбе сказал: «Несомненно, что для каждого из путешествий необходимы приготовления и припасы. Вы также готовьте припасы благочестия и богобоязненности (таква) для вашего предстоящего путешествия из этого мира в мир вечный (ахират). Пусть у вас будут желание и стремление совершать благодеяния и чувство страха перед наказанием, словно вы воочию видите приготовленные для вас Всевышним Аллахом воздаяния и кару. Только не преследуйте долговременные цели, не питайте пустые надежды. В противном случае, души ваши угаснут и, в конце концов, вы склоните голову перед своим врагом. Я должен пояснить вам определённо и сказать с клятвой Аллахом на устах о том, что никто из вас, встретив утро, не знает, доживет ли он до вечера, а дожив до вечера, – не знает, доживёт ли он до утра. Как бы он ни увяз в погоне за далёкими целями, пустыми надеждами и желаниями. К тому же, часто бывает так, что среди этих пустых надежд, отдалённых целей и стремлений появляются смертельные опасности, которые хватают и уносят человека. Как я, так и вы, сколько людей, введённых в заблуждение этим миром, мы видели! Счастливым может быть тот, у кого в руках есть такого рода гарантия. И ещё могут радоваться, будучи счастливыми, те, которые
Кто-то другой писал своему другу следующие строки: «Сказать по правде, беспокойство о земном, грусть и печаль от этого – это всё результат далёких, пустых надежд. А между тем, смерть ближе их всех к человеку. Вследствие этого, убавление силы жизни каждый день происходит оттого, что в этом есть какая-то доля смерти. Для испытаний в его теле существует какое-то возобновление, какое-то оживление, какая-то активность. В таком случае, до тех пор, пока не прозвучал колокол смерти, поторопись с приготовлениями!».
Суфьян Саври (рахматуллахи алейхи) говорит так: «В Мечети Куфа я увидел одного старца, который говорил следующие слова: «В течение тридцати лет я постоянно ожидал свою смерть в этой мечети, желая, чтобы она пришла ко мне. Если бы смерть пришла ко мне, то я не стал бы просить её о чём-либо, ровно как не стал бы препятствовать ей из-за чего-либо. Ибо так же, как у меня нет причитающегося мне от кого-нибудь долга, который мне следует получить, так и ни у кого нет долга, который я должен был бы ему вернуть».
Абу Мухаммад Али бин Захид говорил: «Мы взяли какого-то покойника и вышли, чтобы похоронить его в могиле. Одновременно с этим пришёл Дауд Таи (рахматуллахи алейхи). Он тоже присоединился к похоронам. Событие происходило в Куфе. В то время, когда труп предавали земле, он, отделившись, сидел в стороне. И я направился к нему и сел рядом. Он говорил сам с собой: «Тот, кто боится угроз, гнева Аллаха, тот не будет преследовать далёкие и пустые желания. Тот знает, как довольствоваться тем, что имеет. А тот, у кого есть пустые чаяния, цели, предметы и желания, у того слабо обстоят дела с совершением благих деяний. Поскольку что-то идёт, надвигается, то даже если оно кажется далёким, оно близко. Ибо оно идёт. Братец, тебе следует хорошо усвоить следующее: всё, что тормозит и мешает тебе следовать по пути Господа или отнимает у тебя время для занятия этим, – всё это для тебя дурной знак, несчастье. Никогда не забывай о том, что каждый, кто приходит в этот мир, является обитателем могилы. Именно в это время иные почувствуют сожаление и раскаяние из-за того, что они оставили в прошлом, а некоторые будут счастливы и возрадуются по причине того, что они прежде предпочли, выдвинув на передний план, благие дела. Сказать по правде, обитатели могил нещадно, насмерть бьются друг с другом по поводу тех вещей, из-за которых они испытают чувство сожаления, раскаяния и угрызения совести. Они пребывают в состоянии соперничества и конкуренции друг с другом. А между тем завтра, в день вынесения приговора, они будут враждовать из-за этого».
Умар бин Абдульазиз (рахматуллахи алейхи) в одной своей хутбе говорил так: «Земной мир не есть то место, в котором вы останетесь навечно. Это – край, о бренности, тленности и суетности которого Всевышний Аллах вынес Своё решение. А для проживающих там Он определил истину об их переселении в мир иной. Сколько существует людей, благоустраивающих этот земной мир, но о которых скоро определённо скажут так: «Он придёт в жалкое состояние, одряхлеет и погибнет». Сколько существует в мире людей, на которых смотрят с завистью. Когда же они уйдут, о них скажут так: «Да поступит Аллах милостиво по отношению к вам».