24.04.2024

Все живое вкусит смерть

Всевышний Аллах повелением: وَمَا خَلَقْتُ الْجِنَّ وَالْإِنْسَ إِلَّا لِيَعْبُدُونِ «Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне» (аз-Зарият, 56), показал, что желает от нас только поклонения и покорности, в результате которого мы, преодолев духовные расстояния, смогли бы достичь «марифатуллах», то есть, познания Аллаха сердцем.

Поэтому если кто-то, подобно беспечному путнику, не знает и не признает истинной цели своего прихода во временное пристанище этого мира, своей ответственности за все, что он совершает на своем жизненном пути, мудрости того, что, родившись для этой жизни, он через некоторое время вкусит смерть, – это фатальный самообман! Превращение этой жизни в место позора своими мерзкими делами, не задумываясь об отчете в вечной жизни, – это невосполнимая потеря! Спасти себя от подобного исхода возможно, если использовать отведенное нам ограниченное количество вздохов так, чтобы заслужить довольство Всевышнего Господа и удостоится счастья в своем путешествии в вечность.

Несомненно, смерть, которая придет к каждому путнику этой жизни, – это тайна, которую обязан разгадать каждый обладающий разумом. Как говорит Всевышний Аллах в 35 аяте суры «аль-Анбия»:

كُلُّ نَفْسٍ ذَائِقَةُ الْمَوْتِ وَنَبْلُوكُم بِالشَّرِّ وَالْخَيْرِ فِتْنَةً وَإِلَيْنَا تُرْجَعُونَ

«Каждая душа вкусит смерть. Мы испытываем вас добром и злом ради искушения, и к Нам вы будете возвращены».

А во 2 аяте суры «аль-Мульк» сказано:

الَّذِي خَلَقَ الْمَوْتَ وَالْحَيَاةَ لِيَبْلُوَكُمْ أَيُّكُمْ أَحْسَنُ عَمَلًا

«Кто сотворил смерть и жизнь, чтобы испытать вас и увидеть, чьи деяния окажутся лучше. Он – Могущественный, Прощающий».

Смерть – это неизбежная реальность, которую познает всякий созданный, обладающий жизнью. Важно проникнуться осознанием того, что не существует в мире места, куда можно убежать от смерти, что нет возможности вернуться из могилы, и нет пути, чтобы избежать тяжести Судного Дня. Священный Коран так обращается к тем, кто хочет убежать от истины смерти:

قُلْ إِنَّ الْمَوْتَ الَّذِي تَفِرُّونَ مِنْهُ فَإِنَّهُ مُلَاقِيكُمْ ثُمَّ تُرَدُّونَ إِلَى عَالِمِ الْغَيْبِ وَالشَّهَادَةِ فَيُنَبِّئُكُم بِمَا كُنتُمْ تَعْمَلُونَ

«Скажи: «Смерть, от которой вы убегаете, настигнет вас, после чего вы вернетесь к Ведающему сокровенное и явное, и Он сообщит вам о том, что вы совершали». (аль-Джум’а, 8)

أَيْنَمَا تَكُونُوا يُدْرِككُّمُ الْمَوْتُ وَلَوْ كُنتُمْ فِي بُرُوجٍ مُّشَيَّدَةٍ

«Смерть настигнет вас, где бы вы ни находились, даже если вы будете в возведенных башнях». (ан-Ниса, 78)

А раз нет спасения от смерти, то необходимо…

… Стремиться украсить смерть

Как смерть обретает красоту? Для кого смерть становится умиротворением от возвращения с чужбины на родину и радостью встречи с Любимым?

Как для того, чтобы достичь успешного и благого результата, необходимы правильные действия, также, чтобы обрести вечное счастье, необходимо прожить жизнь, украшенную верой и праведными деяниями, будучи на прямом пути. Смерть, открывающая врата к вечному счастью, – это награда только за чистую жизнь, прожитую в свете веры и Корана.

Поэтому мусульманин ни в какой сфере своей жизни не должен отступать от ислама. Он должен стремиться каждый момент соизмерять все свои действия и состояния с данным ему высочайшим эталоном – нашим Пророком, султаном всех пророков (салляллаху алейхи уа саллям). Ему следует часто и со всей серьезностью подвергать себя отчету.

Как сказал благородный Умар (радыйаллаху анху): «Призовите себя к отчету прежде, чем вас призовут. Украсьтесь (праведными деяниями) для самого великого предстояния (в день, когда вы придете к Аллаху)! Несомненно, отчет в Судный День будет легким для того, кто призвал себя к отчету в дольной жизни». (Тирмизи, Кыяма, 25/2459)

Каждую ночь мусульманин должен подводить итоги прожитого дня и задавать себе такие вопросы:

• Как ты сегодня открыл страницу книги своей жизни? Поблагодарил ли ты своего Господа, подарившего тебе новый день?

• Смог ли ты предстать перед Всевышним Аллахом в предрассветное время, когда Он пригласил тебя к покаянию? Какую пользу ты сумел получить от божественной милости и прощения, которыми изобилует это время? Или ты потерял момент этих особых возможностей, погрузившись в сон?

• Смог ли ты перенести духовность предрассветного времени на весь свой день? Насколько твоя жизнь сегодня была наполнена атмосферой поминания Аллаха? Сколько ты размышлял сегодня о своем Господе?

• Размышлял ли ты сегодня о смерти, уничтожающей наслаждения телесной души (нафса)?

• Насколько сегодня ты был обращен к своему Господу, оставив ненужные переживания этой жизни? Как глубоко затронули твою душу размышления об увиденных тобой проявлениях божественного могущества и величия?

• Сколько коллективных намазов ты смог совершить, услышав божественный призыв с минарета? Смог ли ты выполнить свои намазы таким образом, чтобы Аллах остался доволен ими, то есть, в состоянии смирения и гармонии тела и души?

• Обратил ли ты внимание на то, дозволенным, сомнительным либо запретным был твой заработок, еда и питье? Испытывал ли ты чувство остережения от запретного в каждом поступке?

• Соблюдал ли ты сегодня права рабов Аллаха? Можешь ли ты сказать, что не нарушил ничьих прав и никого не обидел?

• Смог ли ты смотреть сегодня на сотворенных взглядом Творца, c мягкостью, милостью и любовью?

• Соблюдал ли ты права кошек и собак, живущих у твоего дома? Обращался ли ты милосердно с созданиями, размышляя о том, что один человек, моривший голодом свою кошку, стал причиной ее смерти и получил божественное наказание, а тот, кто напоил собаку, страдающую от жажды, удостоился божественного прощения?

• Интересовался ли ты сегодня, как дела у твоей матери, отца и родных, заслужил их расположение к себе? А если они перешли в вечный мир, прочитал ли «аль-Фатиху» и подарил им награду за нее?

• Окинул ли ты взором души свое семейное гнездо и в понимании того, что оно является райским садом, защитил себя и своих детей от негативного влияния улицы, торговых центров, моды, рекламы, телевизора и интернета? И насколько ты смог претворить в свою жизнь этот божественный приказ:

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا قُوا أَنفُسَكُمْ وَأَهْلِيكُمْ نَارًا وَقُودُهَا النَّاسُ وَالْحِجَارَةُ

«О те, которые уверовали! Оберегайте себя и свои семьи от Огня, растопкой которого будут люди и камни»? (ат-Тахрим, 6)

• А если ты хозяйка дома, то проводила ли ты супруга ласковым словом, сделала ду’а, чтобы он заработал дозволенное пропитание? А вечером, как подобает благонравной образцовой супруге, встретила ли улыбкой и приветливой речью, постаралась, чтобы его усталость ушла?

• А если ты глава семейства, то насколько милостиво и мягко ты обращался со своей супругой и детьми? В какой мере ты проявил усердие для их религиозного, нравственного и духовного развития?

• Чему ты сегодня научил доверенных тебе Всевышним Создателем детей, какой вклад внес в их нравственное и моральное воспитание? Смог ли вложить в их сердца любовь к Аллаху и Его Посланнику (салляллаху алейхи уа саллям), пророкам и праведникам?

• Посеял ли ты в садах душ своих детей семена благородства и чести, чтобы завтра, в Судный день они стали светом твоих очей?

• Сумел ли ты передать своим детям понимание, что религия, вера, родина вверены нам на хранение?

• Ты годами тратишь усилия, время и средства на светское образование своих детей, а что ты сделал ради их образования, которое даст им преуспеяние в жизни вечной?

• Смог ли ты расположить к себе людей, которые сегодня нуждаются в разъяснении истинного пути, мягкими словами, прекрасным нравом и душой, излучающей доброту и милость, вызывающими восхищение? Помолился ли ты об истинном пути для них, призвал их к одобряемому и предостерег от порицаемого? Явил ли своим поведением пример исламской личности?

• Какие меры ты принял, чтобы оградить от смуты и зла нашего времени людей, за которых ты несешь ответственность, в первую очередь – членов своей семьи, когда сегодня целые поколения, подобно бревнам, уносимым селем, гибнут в пучине безбожия и греха?

• С кем и в какой мере ты сегодня смог поделиться теми благами, которые дарованы тебе Богом? Смог ли ты сегодня быть благотворителем?

• Смог ли ты сегодня испытать духовную сладость от того, что обрадовал хотя бы одного верующего?

• Погладил ли ты сегодня сироту по голове? Навестил ли ты сегодня больного? Присутствовал ли ты сегодня на похоронах? (Муслим, Фадаилюс-Сахаба, 12)

• Интересовался ли ты нуждами соседей и неимущих жителей своего района? Сжалось ли твое сердце при мысли о страданиях соседа, не имеющего средств на самое необходимое и ложащегося спать голодным и холодным?

• Думал ли ты о проблемах мусульман, будь они даже на другом конце света? Почувствовал ли ты сердцем страдания притесняемых?

• Сделал ли ты сегодня что-либо, чтобы накормить голодных, исцелить больных, облегчить состояние тех, кто раздавлен грузом долгов? Предпринял ли ты возможные действия, произнес ли нужные слова, сопереживал ли сердцем, сделал за них ду’а?

• Приветствовал ли ты сегодня «салямом» ради Аллаха всех знакомых и незнакомых верующих? Встречал ли людей улыбкой, помня, что улыбка – это милостыня?

• Смог ли ты ответить добром и простить ради Аллаха того, кто поступил с тобой жестко и грубо, причинив тебе зло?

• Приобрел ли ты сегодня друзей? Со сколькими друзьями ты обновил дружбу?

• Стремился ли ты сегодня пребывать вместе с приближенными и праведными рабами Аллаха? Нашел ли праведного искреннего друга, который говорит тебе правду ради довольства Аллаха, даже если это тебе не по душе (не нравится твоему нафсу)? Испытал ли ты беспокойство о том, чтобы защитить свое сердце от пребывания с грешниками?

• Убрал ли ты сегодня с дороги то, что мешало людям?

• Участвовал ли ты сегодня в делах или служении, благодаря которым увеличились твои знания и духовное познание?

• Смог ли ты получить эликсир из духовной аптеки, коим являются духовные беседы, дающие исцеление твоему сердцу и духу и увеличивающие духовную энергию?

• Сколько страниц ты прочитал сегодня из Священного Корана, который является самым великим чудом, ниспосланным человечеству, вплоть до Судного Дня? Размышлял ли ты о смысле его аятов и поступал ли в соответствии с ними? Был ли ты из тех, кто обучает Корану, стремится служить ему и помогает распространять его, дабы стать одним из самых благих людей?

• Смог ли ты сегодня побороть дурные привычки, стремящиеся просочиться в твою жизнь?

• Смог ли ты сегодня уберечь свой язык от пустых и бестактных разговоров, лжи, сплетен, споров, нападок и обидных слов?

• Что было записано сегодня в книгу твоих деяний? Сможешь ли ты отчитаться в день божественного суда за эту страницу?

• Думал ли ты сегодня о том, что хранилище записи твоих деяний постоянно пополняется, что все твои состояния и действия записываются на божественную камеру? Отчитался ли ты о своих делах за последние двадцать четыре часа перед своей совестью?

Итак, верующие, которые посредством таких отчетов достойным образом готовятся к смерти, вместо того, чтобы бояться ее, начинают воспринимать ее как причину перехода в вечность. Такое отношение к смерти, как к связующему мосту между двумя мирами, поистине, украшает ее и делает не такой пугающей.

Значит, единственный путь избавления от леденящего ужаса, охватывающего душу при мысли о смерти, состоит в стремлении жить праведной жизнью, стараясь проникнуться смыслом фразы: «Умрите раньше смерти!»

Автор: Шейх Осман Нури аль-Ханафи
Из книги: «Путешествие в вечную жизнь», стр. 17-22
Источник: islamdinr.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *