19.04.2024

БЛАГОДАРНОСТЬ

Ассаляму аляйкум, дорогие мусульмане! Сегодня поговорим  о благодарности.

Всевышний Аллах сказал в Священном Коране:

وَمَا كَانَ لِنَفْسٍ أَنْ تَمُوتَ إِلاَّ بِإِذْنِ الله كِتَابًا مُّؤَجَّلاً وَمَن يُرِدْ ثَوَابَ الدُّنْيَا نُؤْتِهِ مِنْهَا وَمَن يُرِدْ ثَوَابَ الآخِرَةِ نُؤْتِهِ مِنْهَا وَسَنَجْزِي الشَّاكِرِينَ

«Ни один человек не умрет, кроме как с дозволения Аллаха, в предписанный [Им] срок. Тому, кто возжелает вознаграждения в земной жизни, Мы дадим его в этой жизни. А тому, кто возжелает вознаграждения в жизни будущей, дадим его тогда. Мы вознаградим благодарных [Нам]».

(Али Имран, 3/145)

В другом аяте сказано:

مَّا يَفْعَلُ اللّهُ بِعَذَابِكُمْ إِن شَكَرْتُمْ وَآمَنتُمْ وَكَانَ اللّهُ شَاكِرًا عَلِيمًا

«Разве станет Аллах наказывать вас, если вы будете благодарны [Ему] и уверуете [в Него]? Ведь Аллах вознаграждает благодарных и знает то, что они делают».

(Ан-Ниса, 4/147)

Также в Священном Коране сказано:

وَإِذْ تَأَذَّنَ رَبُّكُمْ لَئِن شَكَرْتُمْ لأَزِيدَنَّكُمْ وَلَئِن كَفَرْتُمْ إِنَّ عَذَابِي لَشَدِيدٌ

«Если вы будете благодарны, то я непременно увеличу вам [блага и милость]. А если будете неблагодарны, то постигнет вас суровое наказание».

(Ибрахим, 14/7)

Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

«В Судный день будет провозглашено:

— Встаньте те, кто благодарил Аллаха в любом положении, и встанет тогда группа людей, и для них будет развернуто знамя, и под ним они войдут в Рай».

В другом хадисе Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) спросил одного сахаба:

— Как ты встретил утро?

Он ответил:

— Хорошо.

Пророк спросил его снова. И получил такой же ответ. Пророк спросил в третий раз.

Он ответил:

— Хорошо. Хвала Аллаху и благодарность Ему.

Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

— Я хотел от тебя услышать именно такой ответ».

 

Сказал Всевышний Аллах в Священном Коране:

دَعْوَاهُمْ فِيهَا سُبْحَانَكَ اللَّهُمَّ وَتَحِيَّتُهُمْ فِيهَا سَلاَمٌ وَآخِرُ دَعْوَاهُمْ أَنِ الْحَمْدُ لِلّهِ رَبِّ الْعَالَمِينَ

«(Верующие в Раю) возгласят: «О, Аллах! Ты превыше того, что на Тебя измышляли неверующие», там приветствуют их со словами «Мир вам и благоденствие!», завершатся же речи их словами: «Хвала и благодарность Аллаху, Господу миров!»

(Юнус, 10/10)

 

У тех, кто уверовал и делал добро, последние слова таковы:

«Хвала и благодарность Аллаху, Господу миров!»

 

وَقُلِ الْحَمْدُ لِلّهِ الَّذِي لَمْ يَتَّخِذْ وَلَدًا وَلَم يَكُن لَّهُ شَرِيكٌ فِي الْمُلْكِ وَلَمْ يَكُن لَّهُ وَلِيٌّ مِّنَ الذُّلَّ وَكَبِّرْهُ تَكْبِيرًا

«Скажи: «Хвала и благодарность Аллаху, который не порождает детей и не имеет соучастников в Своем владычестве, которому не нужен защитник от унижения (Его Величия неверующими)». И восхваляй его достойным Его возвеличиванием бесконечно!».

( Аль-Исра, 17/111)

Скажи:  «Альхамдулиллях».

Благодарность ученых

 

Всеведающий Аллах направляет некоторых Своих рабов на путь знания, давая им влечение к нему, раскрывая их разум, увеличивая и укрепляя их память. Из таких рабов выходят великие толкователи Корана – муфассиры, знатоки хадисов – мухаддисы, ученые религиозного права – факихи. Это люди, приносящие большую пользу мусульманской общине и религии Ислам. Аллах дал им такие знания, которые другим не по силам. И если эти люди осознают, что этот дар им дан Аллахом, и не будут высокомерными, а проявят терпение и скромность, будут благодарными Ему, то они обретут спасение и счастье.

 

Благодарность много поклоняющихся

 

Всемогущий Аллах направляет некоторых своих рабов на выполнение большого количества богослужений (ибады), дает им время, хорошее здоровье, сильное желание и воодушевление. Помимо обязательных, они больше других людей выполняют добровольные намазы и посты. Если эти рабы поймут, что это исходит не от них, и что эта возможность предоставлена им только Всемогущим Господом, и будут проявлять терпение и скромность, будут стойкими и постоянными в этом, то они достигнут спасения и счастья.

Великий Шейх Абдуль-Кадир Гейляни (рахматуллахи алейхи) сказал:

«О те, кто гордится своими делами! О те, кто ослеплены и хвалятся ими! Как же вы невежественны! Если бы Всемогущий Аллах не дал вам возможности, то вы не смогли бы ни читать намаз, ни держать пост, ни быть терпеливыми. Поэтому вы не должны быть самодовольными гордецами, а должны быть благодарными за это. Нет у вас никакого права на гордость, а есть только обязанность благодарить Аллаха!»

 

Благодарность богобоязненных

 

Милостивый Аллах некоторым своим рабам дает такое чувство богобоязненности, при котором они дрожат только от мысли о запретном. Они очень любят своего Творца и одновременно с этим очень боятся вызвать Его недовольство. Каждое их действие соответствует повелениям Корана – Слову любимого ими Господа. Если люди этой группы признают свою слабость и поймут, что этим чувством одарил их только Всемогущий Аллах, и, принижая свое эго (нафс), проявляя смирение и скромность, будут терпеливыми и благодарными, то они спасутся и будут счастливыми.

 

Благодарность богатых

 

Щедрейший Аллах некоторых своих рабов с избытком одаривает богатством. Те, кто имеет в своем распоряжении эти дары, должны знать, что их истинным владельцем является лишь Всевышний. Они должны избегать расточительности и халатности в распоряжении имуществом и, выплачивая обязательное пожертвование – закят, приносить пользу верующим, а через это и мусульманской общине, и всем созданным. Без высокомерия, от всей души, с любовью и щедростью они должны совершать пожертвования из того, чем они наделены, ради довольства ими Всевышнего Аллаха. Им надо быть полезными мусульманам, обществу и членам своих семей и этим заслужить довольство Всевидящего Аллаха. Если эти рабы, не отрицая, что все их благосостояние принадлежит Аллаху, без хвастовства и высокомерия будут идти праведным путем терпения и благодарности, то они достигнут спасения и обретут счастье.

Благодарность высоконравственных

Милостивый Аллах дает некоторым своим рабам прекрасные, возвышенные качества, такие как милосердие, щедрость, высокая нравственность, великодушие и т.д. Если эта группа людей, зная, что самым Милостивым из милостивых, самым Щедрым из щедрых и Совершенным является только Аллах, осознавая, что в любом своем действии они бессильны, без высокомерия будет придерживаться терпения, скромности и благодарности, то достигнет по милости Аллаха спасения и счастья.

Благодарность стремящихся к Господу

Всевышний Аллах направляет некоторых своих рабов на путь  воспитанников – мюридов. Они воспитывают свой дух, получая духовные задания, и совершенствуют свою этику под руководством одного истинного духовного наставника – муршида. Они, будучи искренними, служат Аллаху, приобретая Его довольство ими. Если они, выполняя это, будут внимательно относиться к дозволенному и запретному,  они по милости Аллаха получат соответствующий своим стремлениям и усердию результат.

В процессе духовного совершенствования у них появляется пламенная любовь к Всевышнему Аллаху и чувство боязни навлечь на себя Его недовольство. Одновременно с этим они со всех сторон совершенствуют свою нравственность: культуру, честь, скромность, умение прощать, милосердие, великодушие и т.п. Если они не будут обладать этими прекрасными качествами, они не смогут достойно идти по этому пути.

Тасаввуф это духовно-нравственная система воспитания. Название этой системы воспитания – Сайр Сулюк. Слово «сайр» означает путешествие, а «сулюк» – идти. С точки зрения тасаввуфа, «сайр» означает путешествие от невежества к знанию, от невоспитанности к высокой нравственности, от своей сущности к Аллаху. «Сулюк» – это духовно-нравственное воспитание, подготавливающее человека, вставшего на путь тасаввуфа, к встрече с Всевышним Аллахом. Возомнившие себя завершившими Сайр Сулюк впадают в самодовольство, ставя себя выше других. Они небрежно выполняют свои обязанности рабов Аллаха и пренебрегают ими. Они попадут в число тех, кто сам нанес себе вред. Надо знать, что как нет конца служению Аллаху, так нет и конца Сайр Сулюк. Настоящий глубоко верующий должен чувствовать всем телом и душой значение и суть слов:

«Хвала и благодарность Аллаху в любом состоянии».

Он должен постоянно их повторять, независимо от того, в какой ситуации он находится, в бедности ли он или в роскоши, в болезни или здравии.

Ибрахим Дусуки (рахматуллахи алейхи) сказал:

«О мой брат! Ни в коем случае не думай, что ты самостоятельно можешь совершить какое-либо дело, и не думай, что ты сам лично обладаешь какими-либо положительными чертами характера, не берись за эту непосильную работу. Если ты держишь пост, то без сомнения знай, что это Аллах делает так, что ты держишь его. Если ты стоишь в намазе, будь уверен, что это вновь Он позволяет тебе держаться на ногах. И все твои дела осуществляются именно таким образом. Если у тебя есть какое-либо дело, то ты его делаешь только лишь потому, что этого хочет Аллах. Результат же его будет таким, что ты непременно поймешь: все, что бы ни происходило, – все от Него. Когда ты смотришь куда-либо, то помни, что видеть тебе это дает только Аллах. Далее, когда ты будешь пить духовное излияние, ты будешь уверен, что это от Него, и скажешь: «Он напоил, и никто другой». Когда ты избегаешь чего-либо, у тебя появляется страх перед Всевышним? Кто дает тебе это чувство? Опять скажешь ты: «Только Он!» Взошел ли ты на почетную ступень или поднялся выше твой уровень, поднявший тебя – это вновь Он. Достиг ли какого-либо духовного или материального состояния – это достижение опять от Него. Тем временем от тебя нет ничего! От тебя есть только признание того, что ты непослушный, недостойный, что ты ничего не можешь сделать хорошего для себя. Такова действительность. Делающий тебе добро и делающий так, что ты делаешь добро, – это вновь Он. И решение по твоему делу выносит Он. Он знает, совершил ты его хорошо или плохо. Если Он хочет, то примет его, если не хочет, то нет».

Таким образом, все, что бы мы ни совершали, будь то намаз, пост или зикр, – это Аллах делает так, чтобы мы это совершали. Все окружающее, мы сами и даже наши мысли и слова – все от Него. От нас же требуется только благодарить и восхвалять Его.

Сказал Шейх Абдуль-Кадир Гейляни (рахматуллахи алейхи):

«Каждый человек занят чем-либо и на что-то надеется. Кто-то занят тем, что держит много постов и надеется на них. Кто-то постоянно занят совершением намазов и надеется на них. Кто-то занят тем, что учит и передает другим хадисы и надеется на это. Кто-то занят тем, что пребывает в постоянном страхе перед Адом, и надеется на этот страх. Кто-то любит Рай и, чтобы попасть туда, постоянно занят совершением благих дел и надеется на них. Тогда как знающие люди, понимая, что все эти дела – это милость и помощь от Аллаха, не надеются на них. Они уповают только на прощение Аллаха и таким образом увеличивают свою благодарность Ему. Настоящий глубоко верующий мусульманин в состоянии благодарить Милостивого Аллаха своим языком, телом и делами. Языком – это, восхваляя, благодарить Аллаха, говоря «Альхамдулиллях». Благодарность телом в надежде на довольство Аллаха означает использовать свои органы согласно Его повелениям. Например, язык создан для того, чтобы говорить красиво, радовать душу собеседника, читать Священный Коран и при необходимости давать советы. Наш язык создан не для сплетен, криков, ругани и злословия. Благодарность делами – это во всем быть привязанным к Всевышнему и облагораживать себя угодной Ему нравственностью.

Всемогущий Аллах в сердца некоторых рабов вселяет глубокую любовь к Себе. Он дает их сердцам наслаждение от этой любви, и через нее ведет их к совершенству. Те, кто находится на этом уровне, во всем видят проявления Аллаха, и поэтому они приходят к пониманию истины. У них изъяты такие черты характера, как развязность, гордыня, презрение, унижение других и т.п. Они украшены высокой нравственностью, скромностью, сострадательностью, терпением и способностью благодарить. Они взошли на эту вершину благодаря покорности, которую проявляли в каждом своем действии. Они не могут причинить вреда. Все их дела основаны на добре. Все их мечты и желания сводятся только к одному – довольству ими Аллаха. Этих людей называют Арифибиллях (знающий Аллаха). Они как солнце среди людей. Они уживчивы со всеми. Они постоянно вспоминают Милостивого Аллаха, протягивают руку помощи тем, кто испытывает трудности, как духовные, так и материальные. Они не относятся халатно к чтению Корана, молитвам, покаянию, мольбам о возвеличивании степени Посланника Аллаха – салавату. Они строго выполняют повеления Всевышнего, возвеличивая Его, проявляют сострадание к созданным.

Просим, чтобы Всемогущий Аллах укрепил нашу веру, искренность и любовь к Нему и к тем, кого Он любит, чтобы укрепил наше стремление и усердие ради Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям), заступника  грешников, и ради избранных рабов Его, чтобы дал нам счастье в этой и в будущей вечной жизни и защитил нас от мучений Ада ради Та ха и Ясин. Аминь!

Три вида благодарности

 

Великий Шейх Абдуль-Кадир Гейляни (рахматуллахи алейхи) сказал:

«Надо быть на пути благодарности Аллаху за Его дары нам. Есть три вида благодарности – языком, сердцем, всеми органами».

Благодарность языком

Благодарность языком заключается в признании, что все принадлежит Всевышнему Аллаху. Надо осознать, что все пути, через которые приходит к тебе добро, от Аллаха. Все Дающий, все Создающий, все Совершающий, все Преподносящий – это Он. Аллах больше всех достоин благодарности. Кого надо благодарить? Того, кто принес подарок, или того, кто тебе его передал? Т.е. надо выражать почтение и благодарность Всевышнему. Тот же, кто видит поверхностно и не видит истинной сути, считается невеждой.

Благодарность сердцем

Нужно осознать, что все, что есть хорошее у человека, будь то внешнее, внутреннее или же его деяния, – все это милость Аллаха. Благодарность сердцем – это состояние убежденности в этом, твердая вера в это и внутренняя привязанность к ней.

Всевышний Аллах сказал в Священном Коране:

وَمَا بِكُم مِّن نِّعْمَةٍ فَمِنَ اللّهِ ثُمَّ إِذَا مَسَّكُمُ الضُّرُّ فَإِلَيْهِ تَجْأَرُونَ

«Все блага, которые у вас есть, – от Аллаха. И если с вами случится какая-либо беда, то взывайте с мольбой к Нему».

(Ан-Нахль, 16/53)

В Священном Коране есть еще такой аят:

 

 

أَلَمْ تَرَوْا أَنَّ اللَّهَ سَخَّرَ لَكُم مَّا فِي السَّمَاوَاتِ وَمَا فِي الْأَرْضِ وَأَسْبَغَ عَلَيْكُمْ نِعَمَهُ ظَاهِرَةً وَبَاطِنَةً وَمِنَ النَّاسِ مَن يُجَادِلُ فِي اللَّهِ بِغَيْرِ عِلْمٍ وَلاَ هُدًى وَلاَ كِتَابٍ مُّنِيرٍ

 

«Неужели вы не осознали, что Аллах подчинил вам то, что на небесах и на земле, и одарил вас милостями явными и скрытыми [от вашего понимания]? Среди людей бывают и такие, которые спорят о [Сущности и Атрибутах] Аллаха, не имея ни знания, ни руководства, последовавшего от Пророка, или Писания, которое осветило бы путь к Истине».

(Лукман, 31/20)

Также в Священном Коране сказано:

وَآتَاكُم مِّن كُلِّ مَا سَأَلْتُمُوهُ وَإِن تَعُدُّواْ نِعْمَتَ اللّهِ لاَ تُحْصُوهَا إِنَّ الإِنسَانَ لَظَلُومٌ كَفَّارٌ

 

«И дал вам все (что нужно для жизни), просили вы (об этом или нет). Если вы попытаетесь вести счет милостям Аллаха, то вам их не сосчитать. Воистину, человек – неверующий деспот».

(Ибрахим, 14/34)

Может ли человек, обладающий верой, уверовавший в эти аяты, искать помощи у кого-либо и благодарить кого-либо, кроме Аллаха?!

Благодарность всеми органами

Это использование всех своих органов для поклонения Аллаху. Это не поддаваться желаниям эго, шайтану и не прислушиваться ни к каким приказам, противоречащим повелениям Аллаха.

Всевышний Аллах сказал в Священном Коране:

 

إِنَّمَا تَعْبُدُونَ مِن دُونِ اللَّهِ أَوْثَانًا وَتَخْلُقُونَ إِفْكًا إِنَّ الَّذِينَ تَعْبُدُونَ مِن دُونِ اللَّهِ لاَ يَمْلِكُونَ لَكُمْ رِزْقًا فَابْتَغُوا عِندَ اللَّهِ الرِّزْقَ وَاعْبُدُوهُ وَاشْكُرُوا لَهُ إِلَيْهِ تُرْجَعُونَ

«Вы поклоняетесь вместо Аллаха идолам и утверждаете ложь. Воистину, те, кому вы поклоняетесь вместо Аллаха, не властны даровать вам средства к существованию (ризык). Так ищите же средства к существованию у Аллаха, поклоняйтесь Ему и будьте Ему благодарны. К Нему вы будете возвращены».

(Аль-Анкабут, 29/17)

В Священном Коране есть еще такой аят:

 

اعْمَلُوا آلَ دَاوُودَ شُكْرًا وَقَلِيلٌ مِّنْ عِبَادِيَ الشَّكُورُ

«(Мы велели) роду Дауда совершать благие деяния в благодарность Аллаху, но мало кто из Моих рабов благодарен».

(Саба, 34/13)

 

Также в Священном Коране сказано:

 

وَلَقَدْ آتَيْنَا لُقْمَانَ الْحِكْمَةَ أَنِ اشْكُرْ لِلَّهِ وَمَن يَشْكُرْ فَإِنَّمَا يَشْكُرُ لِنَفْسِهِ وَمَن كَفَرَ فَإِنَّ اللَّهَ غَنِيٌّ حَمِيدٌ

«Мы, истинно, даровали Лукману мудрость [с наказом]: «Благодари Аллаха! Тот, кто благодарит, [делает это] только для самого себя. А если кто неблагодарен, то ведь Аллах не нуждается в нем, ибо Он заслуживает хвалы, даже если никто не прославляет Его!»»

(Лукман, 31/12)

Дар благодарности

 

Аллах ниспослал Дауду (алейхис салям) откровение:

— Благодари Меня за Мои дары.

Дауд (алейхис салям) воззвал:

— О, мой Бог! Умение благодарить за дары – это самый большой дар, как же я смогу отблагодарить Тебя в полном смысле этого слова?

Аллах сказал ему:

— Если ты это понял, то ты будешь из самых благодарных рабов.

Однажды Муса (алейхис салям) обратился к Всемогущему Аллаху:

— О мой Господь! Смогу ли я отблагодарить тебя за все преподнесенные Тобой дары и выполнить свой долг благодарности Тебе? В каждом волоске есть две милости от Тебя.
Аллах ответил ему:

— О Муса! Если ты осознал, что не сможешь полностью отблагодарить за все Мои дары, тебе этого достаточно, – это и есть благодарность.

Всевышний Аллах сказал:

«Мало рабов, которые благодарят Меня».

Великие люди сказали, что мало людей понимает этот великий дар – быть благодарным Аллаху.

Муса (алейхис салям) обратился к Всевышнему:

— О Господь! Как Адам может отблагодарить Тебя? Ведь Ты создал его Своим Могуществом, дал ему душу, поселил его в Раю, приказал ангелам поклониться ему.

Муса получил такой ответ:

— О Муса! Адам осознал, что все это от Меня, и тем самым отблагодарил Меня.

Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

«О Али! Не предавай проклятию никого из мусульман, не проклинай ни одной души, чтобы это проклятие не вернулось к тебе. Кто благодарит Аллаха Всевышнего за Его дары, терпит при бедах и просит прощения за свои грехи, тот войдет в Рай через дверь, которую выберет».

Всевышний Аллах сказал, что тот, кто сразу благодарит за то, что съел, приравнивается к тому, кто терпеливо держит пост.

Передал Ата, что однажды он спросил у Айши (радыйаллаху анха):

— О Айша! Расскажи о происшествии, связанном с Посланником Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), которому ты была свидетелем, которое потрясло тебя.

Айша (радыйаллаху анха) заплакала и сказала:

— Какой же из поступков Посланника Аллаха не является потрясающим?! Однажды ночью Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) пришел и лег рядом со мной в постель. Мое тело коснулось его тела, и он сказал:

— О дочь Абу Бакра! Отпусти меня, чтобы я совершил богослужение.

Я ответила:

— Я люблю быть рядом с тобой, но я подчиняюсь твоему желанию.

Я дала ему разрешение. Он встал, пошел сделал омовение, экономно используя воду. Затем встал на намаз и заплакал так, что слезы его капали на грудь, совершил поясной поклон и вновь заплакал. Потом сделал земной поклон и в нем долго плакал, встал из него и опять заплакал. Так он плакал до утра. На утренний намаз пришел Биляль (радыйаллаху анху) и прочитал азан. Тогда я спросила у Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям):

— О Посланник Аллаха! Почему ты плакал? Ведь Всевышний Аллах простил тебе все прошлые и будущие грехи.

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) ответил:

— Не мне ли быть благодарным рабом? Почему же мне не благодарить Аллаха, ведь Он сказал в Коране:

 

إِنَّ فِي خَلْقِ السَّمَاوَاتِ وَالأَرْضِ وَاخْتِلاَفِ اللَّيْلِ وَالنَّهَارِ لآيَاتٍ لِّأُوْلِي الألْبَابِ

الَّذِينَ يَذْكُرُونَ اللّهَ قِيَامًا وَقُعُودًا وَعَلَىَ جُنُوبِهِمْ وَيَتَفَكَّرُونَ فِي خَلْقِ السَّمَاوَاتِ وَالأَرْضِ رَبَّنَا مَا خَلَقْتَ هَذا بَاطِلاً سُبْحَانَكَ فَقِنَا عَذَابَ النَّارِ

«Воистину, в сотворении небес и земли, в смене дня и ночи – истинные знамения для обладающих разумом, которые поминают Аллаха и стоя, и сидя, и [лежа] на боку и размышляют о сотворении небес и земли [и говорят]: «Господи наш! Ты сотворил все это не напрасно. Хвала и благодарность Тебе! Защити нас от мучений Ада»».

(Али Имран, 3/190-191)

 

Аллах поведал Дауду (алейхис салям) о качествах терпеливых людей и сказал:

«Их место в Обители умиротворения (в Раю). Когда они войдут туда, им будет сказано:

— Возблагодарите Аллаха! Самые прекрасные слова – это слова благодарности Аллаху.

И когда они будут благодарить Меня, Я увеличу им дары и пошлю им их еще больше».

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

«Обладайте языками, совершающими зикр, и сердцами, благодарящими Аллаха».

Ибн Масуд (радыйаллаху анху) говорил:

«Благодарность Аллаху – половина веры».

Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

«Тому, кто сказал «Субханаллах» – десять вознаграждений.

Тому, кто сказал «Ля иляха илляллах» – двадцать вознаграждений.

Тому, кто сказа: «Альхамдулиллях» –  тридцать вознаграждений.

Вначале – «Превознесение и очищение от недостойного», затем – «Утверждение Единобожия», далее – «Восхваление и благодарность». И в «Восхвалении и благодарности» есть и «Превознесение и очищение от недостойного» и «Утверждение Единобожия».

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил:

— Самый лучший зикр – это слова Единобожия «Ля иляха илляллах», а самое принимаемое дуа – это восхваление и благодарность Аллаху «Альхамдулиллях».

(Тирмизи)

Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

— Ни за один зикр не бывает столь многократного вознаграждения, как за слова «Альхамдулиллях».

Великий Имам Аль-Газали (рахматуллахи алейхи) говорил:

«Если следующие слова вы произнесете языком, но их значение и суть не проникли и не поселились в вашем сердце, то не думайте, что за них вы получите вознаграждение. Слова «Субханаллах» служат для Превознесения Аллаха, т.е. означают, что Аллах превыше всех недостатков. Слова «Ля иляха илляллах» утверждают Единобожие. А слова «Альхамдулиллях» свидетельствуют о том, что все дары, какие только есть, – все они от Всевышнего Аллаха. Над всем этим надо поразмыслить и осознать».

Источник: fondihlas.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *