CАХАБЫ ПРИДАВАЛИ ОГРОМНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ОБУЧЕНИЮ КОРАНУ И ХАДИСАМ
Всевышний Аллах в Священной Книге говорит: «[Это Коран] — благословенное Писание, Мы ниспослали его тебе, чтобы [люди] размышляли над его аятами, а умные запомнили бы [как наставление]» (Сура «Сад», 38 / 29).
«Воистину, те, которые читают Писание Аллаха, совершают намаз и жертвуют [на богоугодные дела] тайно и явно из того, что Мы дали им в удел, [делают всё это], уповая на верную и надёжную сделку» (Сура «Фатыр», 35 / 29).
Ниспосланные Пророку (саллялаху алейхи ва саллям) в пречистое сердце аяты он сначала читал мужчинам, а потом женщинам (Ибн Исхак, «Сырет», стр. 128). Мусульмане же выучивали наизусть ниспосланные Откровения, некоторые записывали аяты и носили с собой. Фиксировать строки Корана на бумаге среди современников Пророка было делом распространённым. Даже те, кто не знал грамоту, носили с собой перо и чернила и, придя в мечеть, просили помочь записать ниспосланные аяты (Бейхаки, «ас-Санануль Кубра», VI, 6).
Таким образом, начиная с самого раннего периода Ислама, мусульмане записывали и воплощали в жизнь повеления Корана. Даже в те сложные времена, когда они были притеснены курайшитами, подвергались гонениям и издевательствам, правоверные стремились следовать заповедям Всевышнего. Известно, что Умар (радыяллаху анху) принял Ислам, прочитав аяты Корана (записанные на одной странице) (Ибн Хишам, I, 369—371).
Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) во время принятия клятвы верности при Акаба передал Рафи бин Малику текст Корана, где были записаны все суры и аяты, ниспосланные до этого времени. Когда Рафи (радыяллаху анху) вернулся в Медину, с помощью этого текста он обучал мусульман чтению аятов и сур в мечети, построенной в его махалле. Этот строение считается первой мечетью в истории Ислама (Ибн Хаджар, «Исаба», II, 189,190; Ибн Кясир, «аль-Бидайа», III).
Абдуллах бин Масуд (радыяллаху анху) говорил: «Когда кто-либо из сахабов возвращался из мечети, его супруга первым делом интересовалась: «Сколько сегодня было ниспослано аятов? Что ты выучил наизусть из высказываний Пророка?» (Абдуль Хамид Кешк, «Фе Рихабит Тафсир», I, 26). Он отмечал, что мусульмане были связаны с Кораном прочной духовной связью: «Клянусь Всевышним, кроме Него нет другого Бога. Не было такой суры в книге Аллаха, чтобы я не знал о том, где она была ниспослана. И опять же нет ни одного аята из Священной Книги, о котором бы я не знал, по какой причине он был ниспослан. Если я услышу о том, что кто-то Книгу Аллаха знает лучше чем я и есть возможность добраться до него на верблюде, ничто меня не остановит — я сразу отправлюсь в дорогу, чтобы приветствовать и выразить свое почтение тому знающему» (Бухари, «Фадаилюль-Куран», 8).
Когда Абдуллах бин Масуд (радыяллаху анху) обучал своих учеников сурам Корана, то непременно повторял: «Этот аят намного благостнее и лучше всего того, над чем поднимается солнце, и всего того, что есть на земле». Такие слова он говорил о каждом аяте Корана (Хайсами, VII, 166). Следующие его слова очень важны для понимания того, насколько большое значение придавали Сподвижники Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) изучению Корана: «Кто хочет знаний, пусть размышляет над смыслами Книги Аллаха, пусть занимается тафсиром и работает над правильным произношением. Потому что в Коране собраны все знания, которые были прежде, и те, которые будут раскрыты потом» (Хайсами, VII, 165; Байхаки, «Шуаб», II, 331).
Асхабы-кирам собирались вместе: читали Коран, повторяли объяснения Пророка, пересказывали друг другу изученное, повторяли пройденное (Хатиб «аль-Багдади», аль Факих ве Мутафиккых, II, 126). Особенно этим занятием были поглощены асхабы-суффа, которые постоянно жили при мечети Пророка. Они много читали Коран, по ночам проверяли знания друг друга, и таким образом обучались (Бухари, «Джихад», 9; Муслим, «Имаре», 147).
Благочестивый Умар (радыяллаху анху) для того, чтобы понять Коран, погружался в долгие размышления и находил применение его строкам в повседневной жизни. Однажды он признался: «Я 12 лет учил суру «аль-Бакара» и только за это время смог постичь её — успешно воплотил в своей жизни то, о чём говорили аяты. И в благодарность за это я совершил жертвоприношение — зарезал одного верблюда» (Куртуби, I, 40).
Благочестивый Абу Бакр (радыяллаху анху) признавался: «Раскрыть и пояснить смысл одного аята Корана для меня более приятно, нежели просто его заучить наизусть» (Ибнуль Анбари, «Китабу Изахиль Вакф», I, 23).
Один человек пришёл к Зайду бин Сабиту и спросил, можно ли Коран прочитать за неделю? Сподвижник ответил: «Это было бы хорошо. Однако мне больше нравится, когда я прочитываю Священную Книгу за 15 или 20 дней» (Ибн Абдилбер, «Истискар», II, 477). «Читая Коран продолжительное время, я могу задумываться над его смыслами и более глубоко погрузиться в размышления» (Муватта, «Коран», 4).
Благочестивый Усман (радыяллаху анху) после того как составил все записанные тексты в одну книгу — Коран, мотивировал людей сделать списки с неё для личного пользования (Ибн Шаббе, «Тарихуль-Медина», стр. 1002). Потому что до этого момента Коран мог быть записан не полностью. После того как Откровения были завершены, знающие и авторитетные мусульмане собрали все аяты и суры воедино. Их достоверность подтвердили тысячи хафизов, выучивших Коран наизусть. Лишь после этого люди могли спокойно читать Книгу Аллаха, написанную от начала до конца, и могли сделать её копию для себя.
Убайдуллах бин Абдуллах сообщал о том, что мединский Мусхаф, записанный во время правления Усмана (радыяллаху анху), хранился в мечети Пророка, и каждое утро его прочитывали всем собравшимся мусульманам (Ибн Шаббе, «Тарихуль-Медина», стр. 7; Ибн Кутайба, «Тевилю Мушкелиль-Коран», стр. 51).
Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) и его халифы посылали многих сахабов и алимов в различные уголки мира нести знания о Коране и Сунне (Дарими, «Сунан», I, 135; Ибн Сад, VI, 3). Например, Мусаб бин Умайр (радыяллаху анху) был отправлен в Медину как учитель Корана, он обучал людей Исламу и при любой возможности читал им Книгу Аллаха (Ибн Хишам, II, 43—46; Абу Нуайм, «Делайлюн-Нубувва», I, 307; Хайсами, VI, 41; Захаби, «Cияр», I, 182). Абу Дарда (радыяллаху анху) был направлен в Шам. Там он прожил долгое время и образовал знаменитую цепочку передачи знания. Количество его учеников превышало 1600 человек. Он разделил их на десять групп. Для каждой группы он подготовил учителя, а затем по очереди проверял усвоение материала. Лучшие ученики имели возможность получать знания от самого сахаба. Таким образом, эти люди одновременно обучались у Абу Дарда и занимались с учениками, получавшими начальное образование (Захаби, «Сиеру Аламин-Нубеля», II, 344—346).
Подобным методом пользовались и другие сахабы (Белазури, «Ансаб», I, 110; Хаким, I, 220). Умар (радыяллаху анху) отправил Язида бин Абдуллаха обучать Корану бедуинов, живущих далеко от центра. Одновременно он назначил Абу Суфьяна инспектором, который приходил к племенам бедуинов и проверял уровень их знаний. Помимо этого, он сделал трёх сахабов учителями в Медине, определил каждому 15 дирхемов зарплаты и повелел обучить каждого ребёнка Корану и каждого взрослого пяти аятам Священной Книги (Хамидуллах, «История Корана», Стамбул, 2000).
Ибн Аббас (радыяллаху анху) был одним из лучших педагогов, когда-либо обучавших Корану. Где бы он ни находился, люди постоянно окружали его. В Басре он прочитал собравшимся возле него суру «аль-Бакара» и передал значение её аятов (Хаким, II, 300 / 3083).
Однажды благочестивый Али (радыяллаху анху) услышал голоса людей в мечети Куфа. Он поинтересовался, что там происходит, и услышал в ответ:
— Там мусульмане читают Коран и обучаются ему.
— Какое же это счастье для них! Для Пророка Аллаха самыми лучшими из людей были те, кто обучался Корану, — промолвил благочестивый Али (Хайсами, VII, 162).
Один из ведущих муфасcиров периода табиинов Муджахид (ум. в 103 г. Хиджры) сообщал о том, что алим, знаток хадисов, фикха и кыраата Ибн Абу Лейла (ум. 83 г. Хиджры) собрал огромную библиотеку. В дом этого человека многие приходили для того, чтобы читать Книгу Аллаха (Ибн Сад, IV, 253; Ибн Абу Давуд, «Масахиф», стр. 151).
Абу Абдуррахман ас-Сулями начал обучать людей чтению Корана в период правления Усмана (радыяллаху анху) и долгие годы продолжал этим заниматься. Он был в городе Куфа имамом и учителем Корана: «Единственная причина, по которой я посвятил этому свою жизнь, — это слова Пророка и желание самому пережить эту радостную весть. Он говорил: «Самые лучшие из вас — это те, кто знает Коран и обучает ему других»» (Бухари, «Фадаилюль-Коран», 21; Тирмизи, «Фадаилюль-Коран», 15 / 2907).
Сподвижники Пророка наряду с постижением Корана прилежно изучали хадисы. Приведём лишь один пример — историю Урва бин Зубейра. «Однажды благочестивая Айша (радыяллаху анха), приходящаяся мне тётей, сказала:
— О, сын моего брата! Я слышала, что Абдуллах бин Амр, направляясь в Хадж, зайдёт и к нам. Ты встреться с ним и задай ему вопросы, потому что он получил много знаний от Пророка Аллаха.
После этого я встретился с Абдуллахом (радыяллаху анху) и задал много вопросов о том, чему он научился от Пророка» (Муслим, «Илим», 14).
Абдуллах бин Амр (радыяллаху анху) ещё во времена Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям) записывал хадисы. Поэтому через некоторое время он стал обладателем огромной сокровищницы хадисов (Бухари, «Илим», 39). Асхабы-кирам делились своими знаниями со всеми: обучали Исламу и хадисам не только молодых, но и стариков (Бухари, «Илим», 15).
Источник: fondihlas.ru