11.09.2024

ПОСОЛЬСТВА И ПОСЛАННИКИ ДРУГИХ СТРАН

«Возвращайтесь к своим семьям и находитесь постоянно там. Научите их необходимым знаниям и расскажите им обо всем».

Бухари, Азан, 18

В последние дни жизни Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) свет Ислама распространился по всему Аравийскому полуострову. Многие племена стали принимать Ислам, и небольшие группы посланников стали пребывать в Медину. У всех этих представителей были разнообразные цели и задачи:

1. Дать знать о том, что все члены данного племени стали мусульманами и сообщить о своей верности.

2. Изучить основные положения Ислама, чтобы научить своих соплеменников.

3. Попросить учителей и наставников, чтобы они обучили их вере.

4. Если же какие-либо племена не принимали Ислам, то они приезжали, чтобы выплатить джизью[1] и признать власть мусульман.

5. Научиться Исламу у самого Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) и задать ему некоторые интересующие их вопросы.

6. Узнать о мусульманском государстве и увидеть своими глазами Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям).

Нам хотелось бы привести несколько примеров.

К Пророку Мухаммаду (саллаллаху алейхи ва саллям) прибыла группа представителей из племени Тай. Когда они прибыли в Медину, они сразу направились к Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям), который, взглянув на них, сказал:

– Я советую поклоняться Тому, кто гораздо лучше вашего идола Уззы, которому вы поклоняетесь.

Зайд аль-Хаяль обратился со следующими словами:

– О Посланник Аллаха! Я пришел к тебе, преодолев расстояние длиной девять дневных переходов. При этом я загнал своих верховых животных. Дни проводил без воды, а ночи без сна.

Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) ответил ему:

– Слава Аллаху, который привел тебя сюда из равнин и долин бескрайней пустыни, который склонил твое сердце ко мне!

При этом он взял руку Зайда и, вложив ее в свои руки, спросил:

– Кто ты? Как тебя зовут?

Зайд отвечал:

– Меня зовут Зайд аль-Хаяль. Я свидетельствую, что нет Бога, кроме Аллаха. А ты Его раб и Посланник!

Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям):

– Ты не Зайд аль-Хаяль (мираж), а Зайд аль-Хайр (благо)!

После этого Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) стал рассказывать представителям племени Тай принципы Ислама, и, когда он предложил им стать мусульманами, они все немедля приняли Ислам.[2]

Представители племени Сади Хузайм из Йемена также прибыли в Медину, чтобы принять Ислам, принести присягу на верность и научиться религиозным положениям. Один из них, по имени Абу Нуман, рассказал следующее:

– Вместе с несколькими людьми из нашего племени мы выехали из Йемена и направились в Медину для встречи с Мухаммадом (саллаллаху алейхи ва саллям). Когда мы прибыли сюда, то заметили, что он выполняет погребальную молитву. Мы не стали беспокоить его и, стоя поодаль, ожидали его. Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) закончил молитву и, повернувшись к нам, спросил:

– Кто вы?

Мы ответили, что являемся представителями племени Сади Хузайм.

Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) спросил:

– Вы мусульмане?

Когда мы ответили утвердительно, он спросил у нас:

– А почему вы не присоединились к погребальной молитве вашего брата по вере?

– О Посланник Аллаха! Мы думали, что до принесения вам присяги на верность мы не имеем права на это! – объяснили мы.

Он воскликнул:

– Где бы вы ни стали мусульманами, вы все равно считаетесь мусульманами!

После этого мы принесли ему присягу и вернулись к месту ночлега. Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) повелел своим сподвижникам обустроить нас и создать нам все условия для отдыха. Мы оставались в Медине три дня и после этого, чтобы попрощаться, пошли к Мухаммаду (саллаллаху алейхи ва саллям). Он вызвал к себе Биляля (радыйаллаху анху) и повелел ему выдать каждому из нас серебряных монет. Потом мы вернулись в свои края.[3]

К Пророку Мухаммаду (саллаллаху алейхи ва саллям) приезжали и такие представители племен, которые, изучив основные положения Ислама, немедля возвращались домой. Например, в Медину однажды прибыла группа из 13 человек – представители племени Бани Туджиб. С собой они привезли и закят, налог в пользу неимущих. Действия этих людей очень сильно понравились Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям). Поэтому он сразу поприветствовал их, воскликнув:

– Добро пожаловать! — и приказал Билялю (радыйаллаху анху) оказать им теплый прием. Представители Бани Туджиб сказали:

– О Посланник Аллаха! Мы принесли тебе ту часть из своего имущества, которую по праву должны выплатить ради Аллаха!

Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям):

– Вы заберите все обратно и раздайте беднякам.

В ответ они заявили:

– О Посланник Аллаха! Мы и так принесли сюда то, что осталось после раздачи закята своим нуждающимся.

 Абу Бакр (радыйаллаху анху), который присутствовал при встрече, сказал:

– О Посланник Аллаха! Среди всех арабских племен племя Бани Туджиб самое правильное и справедливое.

Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) заметил:

– Только благодаря воле Господа человек познает истину. Он раскрывает грудь свету веры любому, кому пожелает!

Потом представители этого племени стали задавать ему вопросы относительно некоторых Божественных откровений и религиозных предписаний. Все ответы на их вопросы были даны им в письменном виде. Увидев такое стремление к знаниям, Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) еще больше полюбил их. Пробыв в Медине несколько дней, они попросили разрешения вернуться на родину. Когда у них спросили о причине подобной спешки, они ответили:

– Мы желаем поскорее вернуться к своим соплеменникам, чтобы рассказать им обо всем увиденном и научить их всему, чему мы научились за эти дни.

Они пришли к благородному Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям) и попрощались с ним. После этого он приказал Билялю (радыйаллаху анху)  раздать им подарки и при этом подчеркнул, чтобы представителям Бани Туджиб выдали больше, чем это полагалось обычно.[4]

На примере данной истории видно, что Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) больше всех уделял внимание тем людям, которые выказывали стремление учиться. Известно, что однажды Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) назначил главным самого младшего члена одной из таких групп только за то, что тот больше других выучил сур из Корана.[5]

По своему обыкновению, Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) ко всем гостям и представителям различных племен и народов относился очень деликатно и добродушно. Каждому человеку он уделял внимание и обращался с ними хорошо. Его приветливое отношение к гостям, постоянная готовность помочь им в решении различных проблем сыграли существенную роль в том, что Ислам как религия стал известен на всех концах нашей планеты. Везде с радушием стали встречать мусульман.

Так как все вновь прибывшие гости являлись представителями своих племен и народов, к ним нужно было относиться очень гостеприимно, ибо сложившееся у них хорошее впечатление способно пробудить  положительные эмоции у остальных членов общественно-социальной группы. Таким же образом негативное впечатление могло произвести обратный эффект и даже привести к появлению враждебности или неприязни к Исламу. Поэтому принципы, которым Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) твердо и неуклонно следовал в этой ситуации, имеют архиважное значение во все времена.

Для встреч с гостями и представителями племен Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) выделил в мечети специальное место, называемое Устуванатул вуфуд. Перед встречей с гостями он всегда облачался в красивые и чистые одежды. И своим сподвижникам, которые по протоколу занимали место рядом, он приказывал также хорошо одеваться. Например, когда прибыла группа Кинда, Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям), Абу Бакр,  Умар и Али (радыйаллаху анхум) были одеты в одежды из йеменской ткани.[6]

Для организации приема приезжающих гостей Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) назначил специальных людей. Они заранее сообщали о гостях, затем встречали их и обучали их правилам поведения в присутствии Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям). Возглавлял эту группу Абу Бакр (радыйаллаху анху), который был также ответственен на организацию церемоний приема. Обслуживал гостей помощник Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) по имени Савбан (радыйаллаху анху). За приготовлением и раздачей пищей гостям следил Биляль (радыйаллаху анху). Порой гостей угощали мясом с хлебом, а порой молоком с хлебом.[7]

Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) расспрашивал гостей об их состоянии, о положении дел на родине, выслушивал просьбы и отвечал на их вопросы. По возможности старался им помочь решить важные проблемы.[8] Он часто выказывал личное радушие гостям и иногда сам прислуживал им. Например, однажды, когда он стал сам обслуживать гостей, сподвижники запротестовали:

– О Посланник Аллаха! Да будут жертвой на твоем пути наши родители. Перестаньте так делать, ведь мы сами можем это сделать.

Однако Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) заявил:

– Они прислуживали моим друзьям, и теперь я хочу отблагодарить их за это![9]

Он никогда не выбирал удобного времени для встреч. При первой возможности, неважно, утро это или вечер, он подолгу беседовал с представителями племен. Однажды случись так, что Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) встретился с группой из Сакифа после ночного намаза. И так как беседа происходила стоя, от усталости ему пришлось поочередно переносить вес с одной ноги на другую.[10]

Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) был очень скромен с гостями. На встречах он был действительно искренен и вел беседы в задушевной манере. Когда некоторые гости разговаривали на своих, местных наречиях, он старался вести разговор с ними на их наречиях. В его действиях отсутствовала излишняя официальность и приторная вежливость, которая требуется на приемах государственной важности.[11]

Когда представители возвращались в родные края, Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) просил их обучать своих соплеменников всему, чему они научились здесь.[12]

Он старался создать такие условия, чтобы представители племен во время пребывания в Медине изучали основные положения Ислама, наблюдая за его поведением и образом жизни. Кроме того, часто он сам лично учил их чтению Корана. Когда в Медину приехала группа Абдулькайса, Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) попросил коренных жителей приютить их на время. И при этом он строго наказал своим сподвижникам обучить гостей самым основным религиозным предписаниям и помочь им заучить те суры Корана, которые необходимы для выполнения намаза.

Утром он обязательно расспрашивал у гостей о том, как они переночевали и об отношении к ним хозяев дома. Гости обычно всегда выражали свою признательность и благодарность за радушие и гостеприимство. Затем Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям), с целью создания еще лучших условий для изучения Ислама, распределял гостей по два человека в дома мусульман. Этот метод был очень эффективным. Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) остался доволен приемом, который оказали его сподвижники гостям, и стремлением Абдулькайса основательно изучить положения Ислама. Он даже специально выделил для них время и лично проконтролировал, насколько тщательно они выучили «тахиййат», суру «Фатиха» и другие суры, необходимые для совершения намаза.[13]

Для тех, кто оставался в Медине более десяти дней, в городе были отведены специальные места, где гости могли отдыхать и заниматься изучением Ислама. Например, дом Абдуррхмана бин Авфа (радыйаллаху анху) использовался именно для этой цели. Кроме того, в исторических летописях сообщается, что дом Рамле бинти Харис (радыйаллаху анха), расположенный среди пальмовых садов, также использовался в качестве гостиницы.[14] 

Все эти методы и средства, эффективно используемые Пророком Мухаммадом (саллаллаху алейхи ва саллям) при распространении Ислама, основаны на человеческой природе, на удовлетворении естественных потребностей и надобностей людей. Эти методы и в наши дни можно использовать с большим успехом. 


[1] Джизья – налог, выплачиваемый представителями других конфессий.

[2] Ибн Хишам, 4/245.

[3] Ибн Каййум, 3/652-653; Ибн Са’д, 1/329-330.

[4] Ибн Са’д, 1/323; Ибн Каййум, 3/650-651.

[5] Ибн Са’д, 5/508; Ибн Хишам, 4/185; Ибн Ханбаль, 4/218.

[6] Ибн Са’д, 4/346.

[7] Каттани, 1/348.

[8] Насаи, Умра, 5.

[9] Байхаки, Шуабуль Иман, 4/518.

[10] Абу Дауд, Рамадан, 9.

[11] Ибн Ханбаль, 4/9, 343.

[12] Насаи, Азан, 8.

[13] Ибн Ханбаль, 3/402.

[14] Абу Дауд, Рамадан, 9; Каттани, 1/347.
Источник: fondihlas.ru 

Добавить комментарий