28.03.2024

ПРОРОК МУХАММАД КАК УЧИТЕЛЬ

Аллах послал меня к вам учителем. (Ибн Маджа, 17)

Первыми наставниками и воспитателями человечества издревле были Пророки – посланники Господа, который избирал их из числа людей и повелевал им призывать Своих рабов к поклонению и выполнению Его воли. Всемогущий Аллах в Коране об обязанностях Пророков повелел следующее:

كَمَا أَرْسَلْنَا فِيكُمْ رَسُولاً مِّنكُم

 

وَالْحِكْمَةَ  يَتْلُو عَلَيْكُمْ آيَاتِنَا وَيُزَكِّيكُمْ وَيُعَلِّمُكُمُ الْكِتَابَ

 

وَيُعَلِّمُكُم مَّا لَمْ تَكُونُواْ تَعْلَمُونَ

«А еще я ниспослал вам Посланника из вашей среды, который читает вам Наши аяты, очищает вас [от скверны], обучает Писанию и мудрости, а также тому, чего вы до этого не знали».[1]

 В другом аяте говорится следующее:

 «Несомненно, Аллах оказал милость верующим, когда пожаловал им Пророка из их же среды, который читает им Его знамения, очищает их от грехов, учит их Писанию и мудрости, хотя прежде они и пребывали в явном заблуждении».[2]

 Невзирая на то, что Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) был неграмотным, то есть не умел ни читать, ни писать, Творец обучил его всем необходимым знаниям. И это была такая школа, которая недоступна обыкновенному смертному. В Коране об этом говорится следующее:

 

وَأَنزَلَ اللّهُ عَلَيْكَ الْكِتَابَ وَالْحِكْمَةَ وَعَلَّمَكَ

 

وَكَانَ فَضْلُ اللّهِ عَلَيْكَ عَظِيمًا مَا لَمْ تَكُنْ تَعْلَمُ

 

«Поскольку Аллах ниспослал тебе Писание и мудрость и научил тебя тому, чего ты те знал. Велико же благоволение Аллаха к тебе!» [3]

 Всемогущий Аллах послал Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) не к определенному племени и не на ограниченное время, а ко всем жителям Вселенной. Учение Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) обращено ко всем людям, ибо оно есть свет, который пронизывает своим лучом тьму веков. Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) есть великий учитель, период творчества которого не ограничивается временно-пространственными рамками. Об этом в Коране говорится:

«Мы направили тебя [Мухаммад] ко всем людям без исключения благовестителем и увещевателем, но большая часть людей не может постичь [этого]».[4]

При случае Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) всегда подчеркивал, что основной его обязанностью является обучение людей. Согласно рассказу Абдуллаха бин Амра (радыйаллаху анху), однажды Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) при входе в мечеть наткнулся на две группы мусульман. Члены одной группы читали Коран и возносили молитвы Аллаху. А другая группа получала знания и обучала других. Увидев это,Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) воскликнул:

«Эти люди все на правильном пути! Вот эти читают Коран и молятся. Если Аллах пожелает, Он обязательно примет их молитвы и может дать то, о чем они просят, но может и не дать. Другие получают знания и обучают других. Аллах послал меня к вам учителем».

Сказав это, он подошел к тем, кто изучает знания, и сел с ними рядом.[5]

 

Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) получил образование у Самого Господа и под Его незримым оком прошел великолепное воспитание. Самым прекрасным доказательством этому являются миллионы людей, идущих по его пути. Несмотря на то, что первые воспитанники, если учитывать ту обстановку, в которой они родились и выросли, были очень трудными людьми, Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) воспитал их очень хорошо. При этом ему приходилось выказывать великое терпение, видя их грубые манеры и дурные привычки.

На этом поприще он одержал большую победу, сумев привязать к себе диких сыновей пустыни. Вчерашние разбойники, эти невежественные, но мужественные люди, настолько сильно прониклись доверием к нему, что ради него они отдавали годами накопленное добро, в любую минуту готовы были отдать ради него свои жизни. Стоило Посланнику Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) только промолвить одно слово, как они покидали обжитые места, покидали свою родину. Они достигли такого духовного совершенства, что стоило ему только изъявить свое желание, как они хором восклицали: «Да будут жертвами на твоем пути наши родители, о Посланник Аллаха!»

Как об этом говорилось ранее,Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) начал свою миссию с близких родственников, и постепенно призыв к Исламу стал охватывать все больше и больше людей. Когда он жил в Мекке, он обучал людей в собственном доме. А иногда в доме у кого-нибудь из сподвижников. И когда мусульмане переселись в Медину, круг воспитанников расширился, и все больше людей стали принимать Ислам.

Успех, которого Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) достиг за короткое время, объясняется тем, что процесс воспитания был подкреплен силой пророчества и опирался на прогрессивные для того времени методы обучения и воспитания. Чтобы выявить самый эффективный метод достижения любви и доброжелательности, нужно детально изучить методы Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям).

             Обязанность Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) помогать людям в избавлении от дурных наклонностей

  Воспитание. Это слово имеет много значений: вырабатывание, развитие способностей, формирование; знание, уважение и обучение правилам поведения. А также высокая нравственность, миролюбие, легкое наказание, адаптация, образование. Тех, кто занят этим делом, называют воспитателями или учителями. По-арабски обучение —  мурабби, а воспитание  — тарбия.

В Коране слово «Рабб», что означает Господь, упомянуто более ста раз и является одним из атрибутов Всевышнего Аллаха. Этот атрибут Господа еще имеет значения Воспитатель, Владыка и Правитель. Коран – Божье слово – начинается с аята, который охватывает вышеперечисленные атрибуты Аллаха:

الْحَمْدُ للّهِ رَبِّ الْعَالَمِينَ

«Хвала Аллаху, Господу миров!»[6]

Воспитание подразумевает такой процесс работы, при котором стремятся что-либо постепенно довести до вершины, до совершенства. Во Вселенной все существа когда-либо достигают своего пика развития, но все прогрессирует по своим законам, по своим правилам. Нет сомнений, все правила установлены Самим Всемогущим Аллахом. Прекрасным доказательством этому является период жизни человека, который начинается с его рождения и заканчивается пиком его развития. Этот период толкователь Корана Алмалылы Хамди Языр объясняет следующим образом:

«На одной части земли появляется небольшой остров, на котором почва окаменевает, камни плавятся, появляются ростки. Эти ростки через некоторое время превращаются в разнообразные деревья. На этом острове начинает зарождаться жизнь, и начинают появляться различные животные. В одной только капле спермы может содержаться жизнь миллионов людей. После оплодотворения начинается процесс зарождения жизни: сначала появляется эмбрион, затем появляются кости. Таким образом, зародыш медленно развивается и, наконец, приобретает форму ребенка. Родившийся младенец начинает расти, учится ходить и говорить. Здесь опять человек проходит через определенные периоды жизни. Спустя некоторое время ребенок достигает совершеннолетнего возраста, когда может отличать хорошее от плохого. Затем он вырастает в юношу, готового как сокол, перевернуть весь мир. Потом он успокаивается, достигая зрелости, как физической, так и нравственной. И, наконец, наступает старость – пора увядания, а потом человек превращается в старца, душа которого вот-вот упорхнет, чтобы устремиться, в виде награды за праведную жизнь, в выси или же в могильную тьму, чтобы изведать наказание за грехи в земной жизни. Короче говоря, человек в своей жизни много раз переходит из одного состояния в другое и в конце жизненного пути попадает туда, куда ему предопределено волей Аллаха. Но что удивительно, несмотря на все эти превращения, у человека неизменным остается собственное «Я».[7]

Как видим, все живое обречено пройти через процесс воспитания, а для достижения совершенства или же для развития заложенных в человека способностей воспитание является просто обязательным. Поэтому религия Ислам большое значение уделяет воспитанию человека. Если осуществлять воспитание человека соответственно критериям Корана и Сунны, если воспитанник будет руководствоваться положениями Ислама, он имеет все возможности достичь такого духовного возвышения, которое намного превышает положение ангелов. Но кто обделен воспитанием по Исламским меркам и во всем руководствуется низменными интересами и страстями, над ним всегда довлеет перспектива оказаться в таком положении, которое намного ниже состояния животных. Вот именно поэтому целью всех Пророков, ниспосланных когда-либо на нашу землю, включая Пророка  Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям), было воспитание людей согласно Божественным установлениям. Без религии человеческая жизнь лишена какого-либо смысла, и поэтому каждый житель нашей планеты испытывает острую необходимость в духовном наставнике и учителе. И первыми такими наставниками были Пророки.

В наши дни вместо воспитания наибольшее распространение получило слово «образование». Выражаясь научным языком, образование предполагает воспитание человека несколькими этапами, дабы, принуждая его использовать приобретенные в каждом периоде знания, помочь ему усовершенствовать личностные качества. Но, как всем известно, это очень и очень тяжелая и изнурительная работа, которую нельзя выполнить одним махом. Этот процесс требует соблюдения определенных правил и предписаний, ибо это такая работа, целью которой является подготовка полноценной личности, вооруженной знаниями и навыками, готовой ко всем жизненным перипетиям и готовой работать в любых условиях.

Человек только тогда приобретает черты полнокровной и высоконравственной личности, когда он проходит все этапы планомерного и систематического воспитания. Ценность человека определяется его манерами и чертами характера, приобретенными в процессе его развития. Каждый человек обязан все время совершенствовать себя, и поэтому всегда есть необходимость в постоянном воспитании.

Слово «тазкия» переводится с арабского языка как очищение, избавление, обеление, оправдание, развитие, воспитание, преуспевание, процветание, увеличение. Все эти значения выражают периоды общего хода процесса воспитания. Выражаясь иначе, можно сказать, что «тазкия» вбирает в себя все виды воспитания. Это воспитание сознания, сердца, души и нравственности.

После этого вступления нам бы хотелось подробно рассмотреть методы и направленность работы Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям), имеющей своей целью воспитание полнокровной личности.


[1] Сура «Бакара»,  2/151.

[2] Сура «Али Имран», 3/164.

[3] Сура «Ниса», 4/113.

[4] Сура «Саба», 34/28.

[5] Ибн Маджа, Мукаддима, 17.

[6] Сура «Фатиха», 1/1.

[7] Алмалылы Хамди Языр, Хак дини Куран дили, 1/65.
Источник:  fondihlas.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *