Сподвижники Пророка достигли гармонии ума и сердца. Мусульмане ярко чувствовали восторг и любовь, и одновременно были способны на глубокие размышления. Люди поняли, что этот мир — место для испытаний и уроков Творца. Их сердца стали свидетелями величия и мощи Всевышнего.
Сподвижники отправились в разные части мира, чтобы дать другим людям свет истинной веры, помочь отличить плохое от хорошего, призвать к добру и защитить от зла. В Китай, Среднюю Азию они несли знания об Исламе, не зная усталости. 80-летний Абу Айюб аль-Ансари (радыяллаху анху) направился к Стамбулу. Другие пошли в сторону Андалузии. Табиин Укба бин Нафи в период правления эмеви (омеядов) остался в Африке, в области Кайраван, затем он направил туда правителем Зухайра бин Кайса и сказал ему: «Я продал свой нафс Всевышнему и буду до конца жизни нести людям истину». На этом пути Укба не жалел ни себя, ни своей жизни. Так он дошёл до края земли, вышел к берегу океана, направил свою лошадь к воде. Он увидел бескрайние просторы и взмолился: «О, мой Аллах! Если бы не было этого океана, то я бы продолжил свой путь и нёс истинные знания о Тебе повсюду, где живут люди» (Ибн Асир, «аль-Камиль фит-Тарих», Бейрут, 1385, IV, 105—106).
Примечание. Молитвы Укбы бин Нафи принимались Всевышним. После завоевания Африки он остановился в местечке, где сейчас расположен современный город Кайраван. Здесь рос густой лес, всюду были камни, водилось очень много змей и хищных животных. Укба бин Нафи обратился с просьбой к Господу и три раза громко произнёс:
— О, обитатели этого места! По воле Аллаха мы будем здесь жить. Освободите нам его!
И тогда все животные вместе с потомством вышли из-под деревьев и камней. Укба и его товарищи спустились в долину и снова обратились к ним:
— По воле Всевышнего! Именем Аллаха, поселяйтесь сюда.
Местные жители «барбары» стали свидетелями этого чуда, после чего многие приняли Ислам (Захаби, «Тарихуль Ислам», I, 601; Ибн Абдильбер, «Истиаб», I, 331; Ибн Кясир, «аль-Бидайа», VIII, 45).
Однажды Укба (рахматуллахи алейх) остановился в одном местечке, где люди испытывали трудности с питьевой водой и почти умирали от жажды. Укба совершил два ракаата намаза и сделал дуа. В это время его лошадь стала бить копытом о землю, и вдруг неожиданно оттуда фонтаном брызнула вода. Укба позвал всех жителей селения, они стали пить воду. Со временем источник расширили и назвали «мауль ферез» — вода лошади (Ибнуль Асир, «аль-Камиль фит-Тарих», IV, 106).
Углубились в размышление
Общество невежественных людей, которые жили во мраке и в неведении, преобразилось в умму познавших истину через Откровения Всевышнего. Человек стал размышлять о себе и вдруг с небывалой чёткостью осознал принципы мироздания. Люди вдруг увидели: всё, что их окружает, и они сами созданы Всевышним. И поэтому в их сердцах возникло естественное стремление достичь довольства Творца. Они научились быть добрыми, щедрыми, возросла сила восприятия истины.
Призыв к вере был самым важным занятием для них
Асхабы-кирам переносили любые сложности, умели жертвовать собой и во всём искали довольство Всевышнего. Они рассказывали людям о хорошем, добром, правильном, истинном и предостерегали от плохого, безобразного, безнравственного. Можно утверждать, что самыми счастливыми моментами их жизни была возможность донести людям знание о таухиде, об Единобожии.
Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) имел возможность рассказывать об Исламе больше мужчинам, нежели женщинам. В мекканский период мусульманка по имени Гузея проявила огромное усердие для того, чтобы об истинной религии узнало как можно больше людей. Она тайно распространяла Ислам среди женщин племени курайш до тех пор, пока это не стало известно мекканцам. Знатные курайшиты схватили её. В это время некоторые члены племени давс, которому принадлежал её муж, готовились выйти из Мекки. Курайшиты передали им мусульманку Гузею и таким образом отправили в ссылку. Люди племени давс были жестоки и невежественны. Они посадили её на верблюда без седла, оставили без воды и пищи и всячески издевались. Они избили её так сильно, что она перестала слышать, видеть и потеряла сознание. Но Гузея не отреклась от своей веры. И когда эти люди стали свидетелями её терпения, искренней веры, то пожалели о содеянном и приняли Ислам (Ибни Хаджар, «Аль-Исаба», IV, 447).
Когда Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) переселился в Медину, Гузея совершила Хиджру. По некоторым сведениям она пришла к Пророку (салляллаху аляйхи ва саллям) как представитель племени сыновей Абдукайса.
Известно о другой женщине, которая во время одного из походов приносила воду для своих соплеменников и увидела Пророка (салляллаху алейхи ва саллям), стала свидетелем одного чуда, совершённого им. И Расулюллах (салляллаху алейхи ва саллям) щедро её угостил и вознаградил. После того как она вернулась домой и рассказала обо всём, что видела своими глазами, её соплеменники приняли Ислам.
Абу Хурайра (радыяллаху анху) так говорил о значении таблига: «Мы слышали, как асхабы- кирам передавали друг другу историю о том, что в день Кыямата к человеку подойдёт рассерженный незнакомец и схватит за ворот. Человек испугается и спросит: «Что ты от меня хочешь? Я тебя совсем не знаю!» А незнакомец воскликнет: «Ты видел, в каких ошибках и плохих делах я барахтался на земле, но не предупредил меня, не рассказал об Истине, не спас меня от плохого!»» (Мунзари, «ат-Таргиб, ва’т-Тархиб», Бейрут, 1417, III, 164 / 3506; Рудани, «Джаму’ль-Фаваид», перевод Н. Эрдогана, Стамбул, V, 384).
Источник: fondihlas.ru