07.10.2024

ЗНАЧЕНИЕ, КОТОРОЕ ПРОРОК МУХАММАД (саллаллаху алейхи ва саллям) ПРИДАВАЛ НАМАЗАМ

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) всегда утверждал, что намазы являются для него «усладой для глаз»(В данном контексте это выражение на арабском языке имеет значение «смысла жизни и радости) и их выполнение было для него смыслом земного существования. Кроме обязательных видов намазов, при каждом удобном случае Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) совершал дополнительные молитвы. Стоило ему только услышать какую-либо радостную весть, как он мгновенно падал ниц, склоняясь в поклоне перед могуществом Аллаха. Таким же образом он поступал и при неприятных сообщениях. Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) ни при каких обстоятельствах не пропускал намазы.

Никогда не разрешал новообращенным мусульманам, которые проявляли небрежность и леность, пропускать намазы. При этом он утверждал, что без намаза не может быть веры.

Представители племени Сакиф выдвинули перед мусульманами требования, которые заключались в следующем:

— Не брать с них никаких налогов.

— Никогда не призывать их на войну.

— Не требовать выполнения намазов. В ответ Посланник Аллаха воскликнул:

«Хорошо! Пусть у вас не требуют уплаты налогов. Вас не будут призывать к джихаду, но нет ничего хорошего в той вере, где не совершают намаз!»

Намаз, исполнение которого было приказано Аллахом во время мираджа, имеет настолько огромное значение, что даже на поле битвы воины были обязаны совершать намаз. Всемогущий Аллах дал подробное наставление по поводу совершения намаза в подобных обстоятельствах.

Абу Хурайра (радыйаллаху анху) рассказал следующую историю:

«Как-то в одном из военных походов правоверные во главе с Пророком Мухаммадом (саллаллаху алейхи ва саллям) остановились на привал в местечке между Даджнаном и Усфаном. Противники стали говорить друг другу:

— У мусульман существует намаз, чтение которого для них важнее, чем родители и дети. Это — намаз Аср. Будьте начеку и, как только они приступят к намазу, мы внезапно нападем на них.

Ангел Джабраиль (алейхиссалям) по повелению Аллаха спустился с небес и подробно объяснил Пророку Мухаммаду (саллаллаху алейхи ва саллям) то, как нужно совершать намаз во время военных действий:

«О Посланник! Когда ты будешь предводительствовать при совершении намаза, разрешай стоять за тобой только одной части вооруженных мусульман. Когда эти правоверные завершат молитву, пусть они отойдут и охраняют другую группу вооруженных мусульман, которые еще не совершили намаз. Так как ваши враги, желая внезапно напасть на вас, жаждут, чтобы вы забыли и оставили свое оружие и снаряжение. Но если из-за дождя или вследствие болезни вам тяжело совершать намаз в снаряжении, то в этом нет никакой вины. Все же будьте всегда готовы к опасности. Несомненно, Аллах приготовил для тех, кто отрицает истину, унизительное нака-зание!»(Этот намаз называется «хауф»

и  совершается   при  возникновении  опасности.  Совершают  этот  намаз поочередно, разными группами.)

Как видим, ни при каких обстоятельствах мусульманину не позволяется откладывать выполнение намаза. Даже отказ от коллективного намаза является серьезным проступком. Всемогущий Аллах, указывая, что правоверные только благодаря намазу могут достичь могущества и силы, в Коране сообщает:

«[Аллах помогает] тем, которые, если Мы упрочим их на земле, будут совершать обрядовую молитву, раздавать закят, призывать к благим деяниям и удерживать от дурного. Только Аллах предопределяет исход всех явлений».

Таким образом, Создатель дает нам знать, что джихад и прав-ление являются всего лишь средствами, а самым очевидным выражением преклонения перед могуществом Аллаха является намаз. Ради этой святой цели каждый верующий обязан преодолеть любые препятствия и трудности. Согласно рассказу Абу Дарды (радыйаллаху анху), Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) однажды сказал ему: «Даже если тебя раздерут на части, даже если тебя сожгут в огне, ни в коем случае не приди вай Аллаху сотоварищей! Всегда совершай намазы, так как если кто-нибудь намеренно не совершит намаз, он лишится покровительства и защиты Аллаха!»

Даже во время военных действий Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) никогда не ограничивался выполнением обязательных видов намаза. Он до самого рассвета продолжал истово молится Творцу. Али (радыйаллаху анху), рассказывая о битве при Бадре, описал следующий эпизод:

«В этой битве, кроме Микдада, у нас не было всадников. Хорошо помню, как в ту ночь мы все заснули крепким сном. Не спал только Посланник Аллаха, так как он до рассвета со слезами на глазах молился Аллаху».

Любовь и привязанность Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) к Аллаху достигла такой степени, что он находил покой и утешение только во время совершения молитв. Когда от насущных мирских забот у него сжималось сердце, и его охватывала тоска, он просил чтением азана развеять тягостное состояние и при этом говорил: «О, Биляль! Обрадуй нас!» Затем он спешил совершить намаз. Когда наступало время намаза, Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) откладывал в сторону все земные заботы и, преисполнившись благоговения, устремлялся душой и помыслами к Всемогущему Аллаху.(Однажды Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) с ножом в руке принимал пищу. В это время возвестили о наступлении намаза. Он сразу же, вскочив на ноги, отбросил в сторону нож и поспешил в мечеть. (Бухари, Азан, 43).) Всю свою жизнь он молился сразу же, как только наступало время поклонения. Где бы он ни находился, Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) всегда любил совершать намаз сразу же после наступления времени. Ведь Создатель Вселенной, подчеркивая, что признаком лицемеров является леность по отношению к намазу или совершение его с опозданием, в Коране сообщает:

«Воистину, мунафики пытаются обмануть Аллаха, а между тем Аллах знает их обман. Когда они совершают салят, то делают это с неохотой, только напоказ людям и вспоминают Аллаха лишь временами».

«Горе молящимся, которые небрежны к молитве своей, которые исполняют ее только для вида!»

Известный ученый, толкователь Корана Алмалылы Хамди Языр, опираясь на эти аяты, характеризовал лицемеров следующим образом:

— Они не придают значения намазам, поэтому и не относятся серьезно к этому виду поклонения.

— Не думают о том, был ли выполнен этот намаз, или нет.

—  Не обращают внимания на время наступления намаза. Могут в любое время отложить исполнение намаза на потом.

— Их совершенно не волнует, выполнили намаз или нет!

—  Если даже и совершают намаз, то исполняют его не ради достижения милости Аллаха, а с меркантильной целью, с целью достижения некоторого положения или обретения состояния.

—  При людях всегда совершают намаз, тогда как, оставшись наедине, они его не читают. Намаз исполняют нехотя. У них нет никакого чувства благочестия и богобоязненности. Вся их молитва состоит «из одного взгляда и двух падений на пол». Если Аллах говорит в адрес молящихся: «Горе вам», то что ожидает тех, кто совершенно не исполняет намазы?

Поэтому Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) не любил откладывать совершение намазов и говорил своим сподвижникам: «Милость Аллаха над теми, кто в свое время исполняет намаз, а тех, кто совершает незадолго до истечения времени, ожидает ррощение». То есть, Аллах бывает доволен теми рабами, которые своевременно молятся, а тех, кто по небрежности совершил ошибку и отложил совершение намаза, Он прощает Своей милостью.

Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) даже в минуты обострения болезни выполнял намазы сразу же после наступления времени моления. Болезнь, в результате которой он скончался, протекала настолько тяжело, что он в конце обессилел и ослабел. Но, несмотря на это, он, опираясь на двух друзей, по-шел в мечеть совершить полуденную и послеполуденную молитвы вместе с другими сподвижниками. Хотя Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) уже испытывал предсмертные муки, он продолжал свою миссию, напоминая своим сподвижникам о самом необходимом и полезном. Последними его словами были следующие: «Намаз! Намаз! Бойтесь Аллаха и воспитывайте своих родопечных (детей, жен и слуг)!»

Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) посвятил свою жизнь распространению Ислама и воспитанию своих сподвижников в свете Божественного учения. Для него намаз был источником вдохновения и умиротворения, поэтому он желал, чтобы каждый правоверный исполнял намазы в самом лучшем виде. Во время выхода войска на битву при Муте Абдуллах бин Раваха подошел к Пророку Мухаммаду (саллаллаху алейхи ва саллям), от предвкушения разлуки с которым сильно страдал, и попрощался с ним. Затем Абдуллах попросил Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям):

— О Посланник Аллаха! Посоветуй мне что-нибудь такое, что я запомнил бы и никогда не забывал.

Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал ему:

— Завтра ты отправишься в страну, где очень мало людей поклоняются Аллаху. Старайся там как можно больше читать Намазы! (Вакиди, 2, 758)

Огромное внимание Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) уделял обучению детей правилам исполнения намазов. Он советовал сподвижникам обучать детей с семилетнего возраста, а по достижении десяти лет следить за тем, чтобы они регулярно исполняли религиозные предписания. Ибо Всевышний Аллах повелел в Коране:

«Вели членам своей семьи совершать обрядовую молитву и будь терпелив при ее [совершении]. Мы не требуем от тебя удела, Мы Сами наделим тебя уделом, а [добрый] исход [тем, кто] благочестив».

Правоверные хорошо усвоили уроки Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям), его щепетильность по отношению к намазам, поэтому всегда считали исполнение намазов делом наипервейшей важности. Один из правителей Османской империи султан Мехмед Решад VI, который считал для себя честью идти по стопам Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям), нанял Сафию ханум в качестве воспитательницы для своих детей. И первое, что он наказал ей, это было следующее:

«Я считаю харамом (запретным) мой хлеб и соль для тех, кто не исполняет молитвы и не соблюдает пост. Пусть моя воля будет передана учительницей наследным принцам и августейшим супругам».

Какая щепетильность! Какая глубокая мудрость!

 

НАМАЗ (Молитва)

Намаз — это самое наглядное выражение рабом своей покорности Аллаху. Из всех видов ибады намаз наиболее важный и полез ный для человечества. Именно поэтому Всемогущий Аллах часто упоминает намаз в Коране, именно по этой причине намаз являет ся символом мусульманской религии и одним из столпов Ислама Пророк  Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям), опираясь на Божественные откровения, обучил правоверных всем тонкостям молитвы, включая время, условия, правила, разрешения и запреты. Не обошел он вниманием и дополнительные виды молитв. В намазе содержится три главные основы поклонения:

—  Размышление о могуществе и величии Аллаха наполняет сердце страхом.

— Раб выражает свой страх и почтение произношением молитв.

— Все тело и органы, в соответствии с душевным ощущением страха, принимают определенные, выражающие почтение перед могуществом Творца, позы: кыям (стояние во время намаза), затем рукуа (поясной поклон) и суджуд (земной поклон). Во время намаза все органы, начиная с сердца и языка, выражают уважение и почтение Аллаху. Некий поэт об этом писал следующее:

Есть три вещи, которые говорят о милостях, оказанных мне: Руки, язык и мое скрытое в груди сердце!

Разумеется, Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва сал-лям) лучше всех выполнял намаз, который является символом выражения покорности воле Аллаха. Он говорил: «Читайте мо-литвы так, как читаю я», всегда требовал, чтобы верные спод-вижники и последователи, совершая намаз, во всем следовали его примеру. По этой причине, прежде всего, необходимо выяснить и изучить, насколько огромное внимание уделял Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) намазу и как он выполнял чтение молитв.

Наш любимый Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) намазы совершал следующим образом:

Сначала поворачивался лицом в сторону киблы. Затем, стоя на ногах и поднимая руки до ушей, восклицал «Аллаху Акбар». После чего смыкал руки на уровне живота, при этом правую руку клал поверх левой, и начинал чтение дуа «Субханака». Закончив чтение, произносил «аузу…», затем «бисмиллях» и приступал к чтению суры «Фатиха», в конце которой тихо говорил «аминь». При этом Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) советовал правоверным, чтобы и они произносили «аминь».

Продолжая молитву, читал аяты из Корана и, воскликнув «Аллаху Акбар», склонялся в поясном поклоне. При этом спина была ровной, а кистями рук обхватывал колени. Три раза сказав «Суб-хана Раббияль-азым», Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) выпрямлялся со словами «Самиаллаху лиман хамидах». Выпрямившись, тихо произносил «Раббана лякаль хамд». Следом, произнеся «Аллаху Акбар», простирался ниц, совершая сад-жда (земной поклон). При этом руки не расставлял в стороны, но и не прижимал к туловищу. В положении суджуда, прижавшись лбом к земле, три раза повторял «Субхана Раббияль а’ля».

Со словами «Аллаху Акбар» Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) садился, затем, вновь сказав «Аллаху Акбар», второй pаз совершал земной поклон. При этом также три раза повторял «Суб хана Раббияль аля». Вслед за этим поднимался со словами «Ал лаху Акбар» и приступал ко второму ракяту, при выполнении которого он в точности повторял предыдущие телодвижения и молитвы. Закончив этот ракят, Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) садился на левую ногу, а согнутые пальцы правой ноги были направлены в сторону киблы. Руки оставались на коленях. Далее он читал дуа «Ат-тахият», «салли…» и «барик…». (После чтения этих молитвенных формул каждый мусульманин может чи тать любое дуа.) Закончив чтение, Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) поворачивал голову сначала в правую сторону, а потом в левую и воздавал приветствие, говоря: «Ассаляму аляй кум ва рахматуллах». Завершал молитву таким же образом, как в данное время принято во всех мечетях.

Самое примечательное, Пророк Мухаммад (саллаллаху алей хи ва саллям) выполнял намаз, затрачивая одинаковое время нг) выполнение каждой молитвенной позы.

Во время утренних намазов Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) обычно читал суры «Таквир», «Каф», «Вакия» или «Ясин». Только в пятницу во время утреннего намаза читал суры «Саджда» и «Инсан». Первый ракят всегда совершал дольше, чем второй ракят. Во время совершения намазов Зухр (полуденный) и Аср (послеполуденный намаз) Пророк Мухаммад (салаллаху алейхи ва саллям) обычно читал суры «Лайль», «Бу рудж», «Тарик» и «Аср». При намазе Магриб он читал суры «Тур» и «Мурсалят». При последней молитве, которую Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) возглавлял незадолго до своей кончины, он читал суру «Мурсалят».

Однажды Абдуллах ибн Аббас прочитал во время намаза Магриб суру «Мурсалят». Его мать Уммуль Фадл воскликнула: «Сынок! Клянусь Аллахом, чтением этой суры ты утешил мою горе по Пророку Мухаммаду, ибо это была последняя сура, которую я услышала из его уст во время выполнения намаза Магриб».

Иногда Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) во время первого ракята намаза Магриб читал суру «Кафирун», а во втором ракяте суру «Ихлас». Во время намаза Иша (ночной) он порой читал суры «Духа», «Тин», «Мунафикун», «А’ла», «Лайль», «’Алак» и другие. Как-то Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) во время намаза Иша прочитал суру «Иншикак» и, когда нужно было совершить саджда тиляват(совершение земного поклона при чтении определенного аята. В 14-ти местах Корана встречаются аяты, услышав которые, каждый правоверный обязан совершить саджду), он сразу же совершил земной поклон.

Совершая намаз Витр, при первом ракяте читал суру «А’ла», во втором и третьем читал «Кафирун» и «Ихлас». Окончив намаз, воздавал приветствие и три раза громко и протяжно восклицал «Субхана маликил куддус».

 Из книги Осман Нури Топбаш «Лучший пример»

Добавить комментарий