07.10.2024

ВОЗВЕЛИЧИВАНИЕ И БЛАГОГОВЕНИЕ ПЕРЕД АЛЛАХОМ, ПОЧТЕНИЕ, ЛЮБОВЬ И ПОКОРНОСТЬ   ПРОРОКА МУХАММАДА (саллаллаху алейхи ва саллям)

Все награды были получены только благодаря возвеличиванию Аллаха. Все падения объясняются гордыней.

1. Возвеличивание, благоговение

Возвеличивание означает превозношение, прославление кого-либо и беспрекословное выполнение его желаний. Возвеличивание Аллаха означает вершину благочестия и богобоязненности.
Прославление Творца является основой веры и средством спасения. Мудрецы выделяют следующие виды возвеличивания Аллаха:

Ат-Тазим ли амрилллях: искреннее преклонение перед Аллахом и неукоснительное выполнение Его повелений.

Аш-Шавкат ли халкиллях: милосердие к Божьим созданиям и спужение людям.

Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) настолько преклонялся перед Аллахом, что предпочитал Его милость всем земным радостям. Он больше всего боялся совершить какой-нибудь поступок, из-за которого мог потерять любовь и милость Аллаха. Наглядным примером этому служат слова его молитвы, ко-юрую он совершил при печальном возвращении из города Таифа, жители которого всячески оскорбляли его и закидывали камнями.

«О Аллах! Если Ты не прогневался на меня, то все мучения и боли ничто для меня, но Твое милосердие не имеет предела. О Аллах! Я прибегаю к Твоей защите от Твоего же гнева. О Аллах!

Я прошу прощения у Тебя. Вся сила и могущество свойственно только Тебе!»

 

Высокое чувство преклонения перед могуществом Аллаха, так же как восход солнца сгоняет с небосвода звезды, стирало у Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) чувство собственной значимости. Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) вокруг видел только могущество и величие Создателя. Об этом ощущении Мавляна Джалалятдин Руми писал следующее:

«Каким образом можно по достоинству возвеличивать Аллаха? Это возможно только при условии осознания своей слабости и ничтожества, при условии видеть себя прахом под ногами прохожих и обернуться в облако скромности и учтивости. Что значит тавхид? Это значит сжечь дотла собственное «я» перед присутствием Божественного величия. Если ты желаешь блистать подобно солнечному свету, избавься от собственной значимости, темнота которой подобна ночной тьме!»
Почитание и преклонение перед могуществом Аллаха отчетливо прослеживается в стремлении Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) беспрекословно выполнять все Божественные повеления. Касательно этого качества Пророка Мухаммада саллаллаху алейхи ва саллям) в Коране Аллах повелел:

«Те, которые, когда им читают поучения Господа, не лежат, одобно глухим и слепым»

«Когда перед ними читают Коран, падают ниц,поклоняясь».

Послушаем из уст Хаббаба поучительную историю, связанную этим качеством  Пророка Мухаммада  (саллаллаху алейхи ва саллям) :

«Как-то Акра бин Хабис и Уяна бин Хисн пришли к Пророку Мухаммеду (саллаллаху алейхи ва саллям), Он сидел в окружении Биляла, Сухайба, Аммара, Хаббаба и других известных в истории Ислама бедняков. Пришедшие свысока посмотрели на окружение пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) и сказали ему: «Мы хотим, чтобы ты встретился с нами в другом месте и в другом обществе, потому что мы имеем благородное происхождение и таким образом показываем арабам свое превосходство по сравнению с этими безродными бедняками. Ты знаешь, что к нам все время приезжают представители различных племен, и мы стыдимся сидеть рядом с бывшими рабами. Поэтому мы просим тебя удалять их от себя при каждом нашем приходе. Как только мы закончим свои дела и пойдем к себе, можешь заново вызвать их и продолжать свои беседы».

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) на выше-изложенную просьбу этих людей ответил положительно, но они не удовлетворились устным согласием и потребовали закрепить соглашение в письменной форме. Пророк   Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) пригласил к себе Али (радыйаллаху анху)    и попросил приготовить бумагу. Мы в это время, сидя в углу, безмолвно созерцали происходящее. И в это время прибыл Джабра-иль с Божественным посланием, в котором содержалось следующее повеление Аллаха:

«He прогоняй тех, кто взывает к Господу своему и утром и вечером, стремясь к Его благоволению. Ты не в ответе за них нисколько, и они не в ответе за тебя нисколько, и не следует тебе прогонять их, чтобы не оказаться [в числе] обидчиков. И Мы так испытывали одних людей другими, что [богатые ку-райшиты, указывая на бедных,] спросили [с издевкой]: «Неужели этим-то Он и оказал благоволение среди нас?» А разве Аллах не лучше всех знает, кто [Ему] благодарен? Когда к тебе [Мухаммад,] приходят те, кто уверовал в Наши знамения, ты говори им: «Мир Вам! Ваш Господь предписал самому Себе милость [по отношению к людям], так что если кто из вас сотворит зло по неведению, но потом раскается и исправится, то Он простит и смилостивится [над ним]».
Услышав Божественное повеление, Пророк   Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям), который послан в это мир не иначе, как милость мирам, мгновенно откинул в сторону бумагу, на которой собирался писать соглашение, и пригласил нас всех к себе. Когда мы зашли в его покои, он приветствовал нас словами: «Мир вам, ибо Аллах Справедливый и Милостивый». Мы подошли к нему настолько близко, что наши колени касались его коленей. После ниспослания Божественного повеления мы, как и в старые времена, постоянно пребывали в обществе благословенного Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям). Однако Посланник (саллаллаху алейхи ва саллям)  мог в любое время встать и покинуть наше общество, но как только было ниспослано следующее откровение:

«Так терпи же вместе с теми, которые утром и вечером взывают к Господу своему, истово молят о Его благоволении. Не отвращай своего взора от них, стремясь к благам этого мира»

Как сообщает известный средневековый историк Вахиди, получив вышеизложенное откровение, Пророк Мухаммад (саллал-лаху алейхи ва саллям) пустился искать бедных сподвижников. Он нашел их за мечетью, где сподвижники уселись для совместного поминания Аллаха. Застав их за столь благочестивым занятием, Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) воодушевлено воскликнул:

«Слава Аллаху, который повелел мне терпеливо пребывать в обществе этих людей! Теперь как моя жизнь, так и моя смерть будет всегда проходить среди вас».

Покорность Божественной воле, которую проявлял ближаиший соратник и помощник Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) Абу Бакр, описывает его дочь Айша:

«Как только было ниспослано Божественное откровение о моей невиновности,(Речь идет о походе Бани Мусталик. Лицемеры оклеветали благородную Айшу (радыйаллаху анха), когда она отстала от каравана, а нашел ее и привел в стан один из сподвижников Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям), задачей которого являлось нахождение отставших и заблудившихся.

) мой отец, Абу Бакр, поклялся, что он впредь никогда не будет оказывать помощь Мистах бин Усасе, которому он до этого постоянно оказывал материальную поддержку: «.Клянусь именем Аллаха, что из-за клеветы в адрес моей дочери Айши, начиная с этого момента, я не буду оказывать какую-либо посильную помощь Мистах бин Усасу».
После этой клятвы Абу Бакра Аллах ниспослал следующее откровение.

«И пусть щедрые и обладающие достатком среди вас не клянутся, что не будут оказывать помощи родственникам, беднякам и покинувшим свой дом [для борьбы] на пути Аллаха. Пусть они прощают и извиняют [их]. Разве вы не хотите, чтобы Аллах простил вас? Аллах — Прощающий, Милосердный».

После этого предупреждения Абу Бакр тотчас же от всей души совершил мольбу Аллаху: «О Создатель! Я прощу у Тебя прощения!». А, возобновив материальную помощь Мистаху, добавил:

«Клянусь Аллахом! Я ни при каких обстоятельствах не прерву покровительства над Мистахом».

Аналогичное преклонение и благочестие было присуще каждому сподвижнику. Самым ярким проявлением этого является тот момент, когда Аллах запретил уверовавшим употребление спиртных напитков. Пророку Мухаммаду (саллаллаху алейхи ва саллям) было ниспослано Божественное откровение (сура «Маида», 90-91). Он сразу же прочитал эти аяты своим верным сподвижникам и, когда дошел до того места, где Господь вопрошает: «Разве вы не воздержитесь?», благородный Умар мгновенно воскликнул: «Воздержались! О Аллах, воздержались!»

И не только Умар, а все присутствующие там мусульмане на едином выдохе поклялись: «О Господи! Мы отказываемся от спиртных напитков, мы отказываемся от азартных игр\» После чего по повелению Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) глашатай прошелся по улицам Медины с объявлением: «О, жители Медины! Знайте, употребление спиртных напитков запрещено волей Аллаха!» Мусульмане, услышав это объявление, бросились опорожнять винные бочки и разбивать кувшины. В этот день вино
текло по улицам Медины, подобно водам селевого потока».
Ощущение и осознание величия Аллаха подтолкнули Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) проявлять еще большую щепетильность и благочестие в повседневной жизни. Ибо Творец Вселенной повелел:

«Воистину, Аллах не прощает, когда поклоняются другим божествам кроме Него, а все [иные грехи], помимо этого, прощает кому пожелает. Тот же, кто признает наряду с Аллахом других богов, совершает великий грех».

«Тебе и тем, кто жил до тебя, было внушено через откровение: «Если ты будешь поклоняться другим богам, помимо Аллаха, то тщетны будут твои деяния [в этом мире], и ты окажешься [в Судный день] среди потерпевших ущерб». Так поклоняйся же Аллаху и будь в числе благодарных [Ему].

Благородный Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) всю свою жизнь жил согласно этим повелениям, избегая даже малейших проявлений идолопоклонничества. Он никогда не смирялся с проявлениями язычества и сурово пресекал любую попытку возврата к прежним верованиям арабов.

Как передает Зайд бин Халид Джухани, во время похода «Ху-дайбия» однажды ночью шел дождь, после которого Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) возглавил утреннюю молитву мусульман. По завершению молитвы Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям), повернувшись к своим последователям, спросил:

«Вы знаете, что сегодня повелел Всевышний?». Услышав ответ верных сподвижников: «Аллах и Его Посланник знают лучше!»,- продолжил: «Аллах повелел: «Некоторые из моих рабов сегодня проснулись уверовавшими, некоторые неверными. Те, кто, проснувшись, сказали: «Благодаря милости Аллаха сегодня выпал дождь», — уверовали в Меня. Ну а те, кто сказал: «Благодаря благоприятному расположению звезд ночью выпал дождь», — впали в куфр (безверие). Из-за выпавшего дождя некоторые уверовали, другие стали неверными».

В другом хадисе, также связанном с нашей темой, сообщается, что в день кончины сына Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) Ибрахима произошло солнечное затмение.
Среди народа разошлись слухи о том, что затмение произошло по случаю смерти сына Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям), который, узнав об этом, промолвил:

«Луна и солнце являются знамениями Аллаха, и затмение никогда не происходит по случаю смерти кого-нибудь из людей. Как только станете свидетелями природного явления, совершайте молитвы и воздавайте мольбу Господу до полного окончания затмения».

В первом из двух вышеприведенных хадисов Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) обращает внимание слушателей на то, что только Аллах является единственным Создателем и первопричиной событий и явлений. В таком случае, придание смертным Божественных качеств ведет к отрицанию могущества Создателя. Во втором хадисе показана растерянность мусульман перед таким природным явлением, как солнечное затмение. Но и здесь Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) пред стает неуклонным хранителем чистоты принципов Ислама. Если усопшим является даже сын Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям), то и он является рабом и созданием Аллаха. В любом случае, искреннего возвеличивания достоин только Создатель Вселенной.

Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) всегда старался не упускать из виду неофитов, которые только недавно при-няли Ислам, в силу чего еще не полностью избавились от племенных предрассудков и привычек язычества. Он делал наставления относительно единства Аллаха и постоянно держал их поблизости, чтобы оградить новообращенных от различного рода искушений. Нижеследующая история наглядно показывает неимоверные уси-лия Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям).

Как передает Абу Вакиди Лайс, во время похода на Хунайн мусульмане проходили мимо дерева, на которое язычники вешали свое оружие, и называлось оно «Зату Анват». Сподвижники обратились к Пророку Мухаммаду (саллаллаху алейхи ва саллям):

—  О Посланник Аллаха! Вы не могли бы указать нам на какое-либо дерево, чтобы и мы могли вешать на него свое снаряжение?

Перед такой нелепой просьбой Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) сильно расстроился, и огорченно ответил:

—  Субханаллах! Ваше желание похоже на просьбу соплеменников Мусы (алейхиссалям), обратившихся к своему Пророку: «О Моисей, — сказали израильтяне, — сделай и нам богов, таких же, как у них». Клянусь Аллахом, в воле которого находится моя душа, вы последуете дорогой предыдущих народов, которые сошли с истинного пути.
Из книги Осман Нури Топбаша «Лучший пример»

Добавить комментарий