02.12.2024

ТАКВА ПОСЛАННИКА АЛЛАhА

 

Он был самым последовательным из людей в стремлении уберечься от грехов. Обращался к Всевышнему с такой мольбой, прося наделить Его таквой (богобоязненностью):

“О Аллах! Надели мой нафс таквой и очисти его! Ты очищающий его наилучшим образом. Ты его Хозяин и Господин” (Müs­lim, Zi­kir, 73).

“О Аллах! Прошу у Тебя праведности, таквы, порядочности и духовного богатства” (Müs­lim, Zi­kir, 72).

Таква была причиной того, что Он жил, как бедняк. Айша – радыйаллаху анха – передает, что Досточтимый Пророк – саллаллаху алейхи ва саллям – покинул этот мир, ни разу не утолив голод два дня подряд ячменным хлебом; согласно другому преданию – три раза подряд пшеничным хлебом (Buhârî, Eymân, 22; Müslim, Zühd, 20-22; İbn-i Mâce, Et’ıme, 48).

Призывал свою умму жить в такве:

“Из людей ближе всех мне те, кто обладает таквой по отношению к Аллаху, где бы они ни находились” (Ahmed, V, 235; Heysemî, IX, 22).

“Без сомнения, мои друзья – обладающие таквой” (Ebû Dâvûd, Fiten, 1/4242).

“Где бы ты ни был, бойся Аллаха и после плохого сразу же сделай доброе дело, оно сотрет его. Будь с людьми в добрых отношениях” (Tirmizî, Birr, 55/1987).

Он указал путь достижения истинной таквы:

“Раб Аллаха не достигнет степени истинных обладателей таквы до тех пор, пока из страха переступить границы запретного не начнет сторониться и некоторых дозволенных вещей” (Tirmizî, Kıyâme, 19/2451; İbn-i Mâce, Zühd, 24).

Насколько многозначителен следующий хадис, объясняющий ценность и значение таквы:

“Нет преимущества ни у белого перед черным, ни у одной нации перед другой! Преимущество лишь в обладании таквой…” (Ahmed, V, 158).

Есть прекрасное определение таквы у Досточтимого Исы – алейхиссалям.

Один человек, подойдя к Исе – алейхиссалям – спросил:

“О учитель доброго и благого, как раб может стать обладателем таквы по отношению к Аллаху?”

Иса – алейхиссалям – ответил:

“Это очень легко:

Полюби Аллаха глубокой любовью,

Делай в меру своих сил добрые дела ради Него,

Будь сострадателен и милосерден к людям, как к самому себе”. Потом добавил:

“Не делай людям того, чего не желаешь, чтобы делали тебе! Тогда по праву будешь владельцем таквы по отношению к Аллаху!25

 
Отречение Посланника Аллаха от Мирского

Пришло время, и все земли с любовью приняли покровительство Посланника Аллаха – саллаллаху алейхи ва саллям. Наш Господин стал правителем всей Аравии от края до края. Он мог бы иметь все, что пожелает. А Он продолжал жизнь скромную и простую. Объяснял, что Ему ничего не принадлежит, а все находится во Власти Всемогущего Аллаха. А бывали времена, когда в Его руках оказывалось много богатств. Он отправлял караваны верблюдов, нагруженных сокровищами, в Светлую Медину. Но все это Он раздавал нуждающимся, не меняя свой прежний образ жизни.

Он говорил:

“Если бы у меня было столько золота, как гора Ухуд, не хранил бы его больше трех дней, за исключением части для выплаты своих долгов” (Buhârî, Temennî, 2; Müslim, Zekât, 31).

Бывали времена, когда по нескольку дней подряд в доме Пророка – саллаллаху алейхи ва саллям – не зажигался огонь для приготовления пищи, много раз Он ложился спать голодным (Ahmed, VI, 217; İbn-i Sa‘d, I, 405).

Однажды Досточтимый ‘Умар пришел к Пророку – саллаллаху алейхи ва саллям – домой. Окинул взглядом комнату. В ней было пусто. На полу была циновка, сплетенная из ветвей финиковой пальмы. Посланник Аллаха полулежал, опершись на нее. Сухая циновка оставляла отпечатки на благословенном теле Досточтимого Пророка – саллаллаху алейхи ва саллям. В одном углу была одна мера ячменной муки. Рядом с ней на гвозде висел черпак для воды. И это все!.. В дни, когда вся Аравия склонила голову перед Гордостью Миров, все Его имущество состояло из этих вещей. Когда Досточтимый ‘Умар увидел это, у него перехватило дыхание, на глаза навернулись слезы, и он заплакал. Досточтимый Пророк – саллаллаху алейхи ва саллям – спросил:

― Почему ты плачешь, о ‘Умар?

― Как же мне не плакать, о Посланник Аллаха! Цезари Византии и шахи Персии купаются в сокровищах! А Посланник Аллаха владеет лишь сухой циновкой!..

Господин Пророк – саллаллаху алейхи ва саллям – успокоил Досточтимого ‘Умара:

“Не плачь, о ‘Умар! Разве ты не хотел бы, чтобы этот мир, вместе со всеми его наслаждениями и богатствами, достался им, а тот мир был нашим?!”26

И еще после подобного случая Он сказал:

“К чему мне этот мир. Пример меня и этого мира: летним днем путник, уставший с дороги, остановился под тенистым деревом, отдохнул, затем снова встал и пошел дальше”27.

Из страха перед отчетом за мирские блага, который придется давать в день воскресения, Пророк – саллаллаху алейхи ва саллям – часто молился:

“Господи! Дай мне прожить бедняком, дай мне умереть бедняком и воскреси меня среди бедных” (Tirmizi, Zühd, 37/2352; İbn-i Mâce, Zühd, 7).

Хотя всем пророкам обещан рай, но и они будут отчитываться за блага, которые им были даны, и за то, как они проповедовали или не проповедовали религию. В шестом священном аяте суры А’раф говорится:

([В Судный день] призовем Мы к ответу тех, к кому направляли посланников, призовем к ответу [и самих] посланников!)

 

Хорошие Манеры и Утонченность Посланника Аллаха

Досточтимый Пророк – саллаллаху алейхи ва саллям – обладал очень мягкой, тонкой и чувствительной душой. Однажды в Его присутствии человек плюнул на землю. Благословенное Его лицо покраснело, и Он резко остановился. Его сподвижники засуетились. Плевок засыпали песком. После этого Посланник Аллаха – саллаллаху алейхи ва саллям – продолжил свой путь. Пророк – саллаллаху алейхи ва саллям – не любил неряшливости в одежде, не одобрял, когда растрепанны борода и волосы.

Однажды, во время одного из походов, Посланник Аллаха находился в мечети, когда появился человек со спутанными волосами и бородой. Досточтимый Пророк – саллаллаху алейхи ва саллям – показал ему рукой, чтобы он привел свои волосы и бороду в порядок. Когда тот исполнил просьбу, Посланник Аллаха – саллаллаху алейхи ва саллям – сказал:

“Разве это состояние не лучше, чем когда кто-либо из вас ходит, словно шайтан, с растрепанными волосами?” (Muvatta’, Şaar, 7)28.

В другой раз, увидев человека с растрепанными и спутанными волосами, удивленно спросил:

“Почему этот человек не помоет и не расчешет свои волосы?”

Увидев же человека в грязной одежде, сказал:

“Разве этот человек не может найти воду, чтобы постирать свою одежду?” (Ebû Dâvûd, Libâs, 14/4062; Nesâî, Zînet, 60)

Один раз, когда к нему пришел неряшливо одетый человек, Он спросил его:

“Ты владеешь имуществом? Каково твое материальное состояние?”– и узнав, что тот материально обеспечен, сказал:

“В том случае, если Аллах наделил тебя богатством, пусть его признаки будут видны на тебе” (Ebû Dâvûd, Libâs, 14/4063; Nesâî, Zînet, 54; Ahmed, IV, 137).

Эта же мысль выражена и в другом хадисе:

“Аллах любит, когда данные Им человеку блага видны на нем” (Tirmizî, Edeb, 54/2819; Ahmed, II, 311).

Посланник Аллаха – саллаллаху алейхи ва саллям – был добрым, тонким и деликатным человеком, обладал чуткой душой и мягким сердцем. Когда один грубиян многократно прокричал Ему: “Эй, Мухаммад! Эй, Мухаммад!” – каждый раз в ответ на его грубость, вежливо отвечал: “Да, слушаю. Чего ты хочешь?”29

Посланник Аллаха – саллаллаху алейхи ва саллям – из вежливости сам лично прислуживал своим гостям и угощал их (Beyhakî, Şuab, VI, 518, VII, 436).

Даже в детстве Он не спорил и не участвовал в ссорах.

 
Вежливость и Чувство Стыда Посланника Аллаха

Посланник Аллаха – саллаллаху алейхи ва саллям – не разговаривал громко. Мимо людей проходил тихо и с улыбкой. Если слышал какие-то грубости, которые Ему не нравились, не укорял людей в лицо. Из-за того, что состояние Его души отражалось на Его лице, окружающие невольно старались в Его присутствии быть осторожными в речах и действиях. Обладая исключительным чувства такта, никогда Он не заливался смехом и не хохотал. Только улыбался. По выражению Его сахабов, был более застенчив, чем молодая девушка, прикрывшая лицо платком. Он так говорил об этом в своих благородных хадисах:

“Чувство стыда от имана (веры), и человек, имеющий стыд – в раю! Бесстыдство же от жестокости сердца, а жестокий сердцем – в аду!..” (Buhârî, Îmân, 16).

“Стыд и иман – вместе, если покидает один, покидает и другой!” (Taberânî, Evsat, VIII, 174; Beyhakî, Şuâb, VI, 140).

“Грубое слово не несет ничего, кроме пошлости! Вежливость и чувство стыда украшают место, где они появляются!” (Müslim, Birr, 78; Ebû Dâvûd, Cihâd, 1).

Настоящее чувство стыда достигается “воспоминанием о смерти”, которое является причиной, чтобы выбросить из сердца любовь к этому миру. Досточтимый Пророк – саллаллаху алейхи ва саллям – повелевал своим сахабам постоянно и подобающим образом испытывать чувство стыда перед Аллахом. Один раз, когда они ответили, что постоянно восхваляют Аллаха с чувством стыда перед Ним, Посланник Аллаха – саллаллаху алейхи ва саллям – объяснил, что по-настоящему иметь стыд перед Аллахом – значит удерживать все органы тела от запретного и не забывать о смерти. А тот, кто желает того мира, должен оставить любовь к этому миру, и что только тот, кто достиг этого, может иметь чувство стыда перед Аллахом в должной мере (Tirmizi, Kıyamet, 24).

Посланник Аллаха – саллаллаху алейхи ва саллям – ни на кого не смотрел в упор. Чаще смотрел вниз, чем вверх. Из чувства стыда и благородства души никому не высказывал в лицо его вину.

Как передает мать правоверных30 Айша, когда Ему сообщали о чьих-то словах, которые Ему не нравились, Он не говорил:

“Что с таким-то происходит, что он говорит подобные слова”, а говорил: “Что с некоторыми людьми происходит, что они говорят подобные слова” (Ebu Davud, Edeb, 5/4788).

Иногда, чтобы собеседник почувствовал свою ошибку, говорил:

Что со мною, что я так вижу вас31.
Источник: fondihlas.ru

Добавить комментарий