19.04.2024

Бисмилляhир-Рахманир-Рахим

ПЕРВЫЙ ТАРГИБ —
о необходимости обретения шейха-наставника и о пользе от него
(продолжение)

Вышеупомянутый саййид ‘Укайл ибн ‘Умар Ба‘лави продолжил: «И я говорю: “Это говорится о тех, кто лично не знаком с шейхами. А каково твое мнение о том, кто возлюбил шейхов, сблизился с ними, долго проявлял любовь к ним в услужении (хидма) им и сподвижничании и имел благое мнение о них, вселил радость в их сердца и обрел духовную связь с ними? Как же он не займет их мысли и не станет предметом их забот?! Как расказали от нашего выдающегося саййида и законоведа (факиха) Мухаммада ибн ‘Али Ба‘лави[38], что однажды ему сообщили, что в одной отдаленной местности умер его мурид по имени Абу Хурайса. И эта весть о его смерти разнеслась повсюду. Саййид Мухаммад ибн ‘Али Ба‘лави опустил голову на некоторое время, а затем молвил: “Он вернется живым”. Его спросили, как это? Тогда он сказал: “Я обошел весь Рай и не нашел его там. У меня нет мурида, который попадет в огонь [Ада]!”» Закончилось цитирование высказываний саййида Укайла ибн ‘Умара Ба‘лави.

В книге нашего саййида аль-Хабиба Ахмада ибн аз-Зайна «Ас-Сафина» приводятся слова нашего саййида и Кутба аль-иршад аль-Хабиба ‘Абдаллаха аль-Хаддада, которые мы вкратце здесь излагаем с небольшими изменениями: «Весьма важное: Из муридов есть те, кто сподвижничает им [суфийским шейхам] и общается с ними, выказывая свою любовь к ним из-за того, что они всецело предаются религии Аллаха, исполняют Его повеления, проявляют полную покорность Ему и совершают деяния, приближающие к Нему.

Есть и другая категория тех, кто сподвижничает и общается с ними ради получения от них благодати (барака) и обретения благодати их молитв за него без намерения или желания подражать или следовать им в этом пути. И в этом также есть  их благословение и благодать. Он будет из круга тех, как о которых говорится в хадис-кудси[39]: “Они (суфии) – это люди, общающийся с которыми не впадет в несчастья”. Даже тот, кто сподвижничает и общается с ними ради обережения себя с помощью их благодати от сподвижничества им (сухба) от людей или джиннов, преступивших заповеди Божьи и заблуждающие других людей, не разочаруется и не будет вовсе лишен их благодати.

На самом деле разочаруется и будет лишен благословения праведных шейхов тот человек, который намеревался через сподвижничание и общение с ними выделиться среди людей, чтобы в дальнейшем предаваться запрещенным предписаниями шари‘ата порочным деяниям, полагая, что люди, прослышав о том, что он водится с праведными и благочестивыми людьми, и мысли не допустят, что он совершает греховные и запретные действия. Наличие такой категории не является чем-то невероятным. И он из числа пропавших людей, на которых пал гнев Всевышнего».

Один из великих шейхов сказал: «Благое мнение [о шейхах] и искренняя любовь к ним приобщает рядовых людей к великим [людям], возвышая их на высокие степени (макамат) [перед Богом]».

Шейх Шах аль-Кирмани[40] сказал: «Самое большее и лучшее из поклонения поклоняющихся Богу – это любовь к Его аулия’, ибо любовь к Его аулия’ – признак любви к Нему. И если ты, о мурид, будешь хорошего мнения о них и испытывать радость в их тарике (Пути к Богу), то обретешь эту вилайя[41], на которую указал аль-Джунайд[42], да смилуется над ним Аллах, своими словами: “Вера в наше [суфийское] знание – это “вилайя”[43]».

Кто-то из суфийских шейхов говорил: «Если кто любит суфиев и не совершает больших грехов (кабаир)[44], то он – истинно возлюбивший, пусть даже и совершает иногда грехи и проступки». В одном хадисе говорится, что Пророку Мухаммаду r сказали: «О Посланник, один человек любит людей и не может совершать поступки на их уровне». Пророк r сказал: «Ты – из числа тех, кого любишь». До нас дошло много хадисов и преданий от сподвижников Пророка r о любви к праведным и благочестивым людям. Каждый может, обратившись к книгам и преданиям о былом, ознакомиться с ними.

Наш саййид, шейх ‘Абдаллах аль-Хаддад Ба‘лави, да осчастливит нас Аллах благодатью его знаний, говорил: «Сподвижничество (сухба) с религиозными и благонравными людьми, которые есть ученые, следующие своим знаниям, творящие благие дела и поклоняющиеся Всевышнему Богу, и общение с ними, – богоугодное и поощряемое дело. Сподвижничество и общение с праведными людьми приносит пользу и в земной жизни и на том свете». Он, да будет доволен им Аллах, сказал: «Дружба и общение с хорошими и благонравными сильно влияют на степень обретения благонравия и пользы. Также дружба и общение с людьми порока и злонравия порождают порочность и злонравие. Это не сказывается сразу, а напротив, происходит постепенно. Чем больше человек общается с добрыми, благими людьми, тем более он становится добрее и благонравнее, и чем дольше он водится с порочными людьми, тем дурнее и злонравнее он в деяниях своих». «Знай, что дружба с праведными людьми порождает в сердце любовь к добру и помогает творить благие поступки. Также как общение с низменными и подлыми людьми взращивает в сердце склонность к пороку и желание творить зло». «Человек обязательно полюбит тех, с кем общается и водит дружбу, – независимо от того, добрые они или нечестивые. Человек будет на этом и том свете с теми, кого он возлюбит».

Вот некоторые высказывания шейха ‘Умара ас-Сухраварди[45], да будет доволен им Аллах, которые я вкратце привожу из его сочинения «Авариф аль-ма‘ариф»: «Сподвижничество (сухба) праведным людям обладает сильным воздействием на человека, а чувства дружелюбия и сердечной любви усиливают любовь и привязанность к ним. Ведь говорят, что встреча с собратьями даст свои плоды. И нет сомнения в том, что [от общения] духовные стороны плодотворно воздействуют друг на друга. Даже от одного своего взгляда на праведных и благочестивых людей человек становится добрее и благочестивее. Взгляд на образы оказывает соответствующее влияние на характер лицезреющего человека. Как, например, рассматривание в течение продолжительного времени печального человека вызывает в душе чувство печали и грусти, а обращение взгляда на что-либо радостное вызывает в тебе чувство радости». «Кто-то сказал: “Если взгляд на кого-то не помог тебе, то его слово также не поможет тебе”. Необъезженных верблюдов укрощают, содержа рядом с укрощенными, прирученными верблюдами. Совместное пребывание сильно влияет на всякое животное, растение и даже на объект неживой природы. Например, вода и воздух портятся при нахождении рядом с мертвечиной. Посевы пропалывают, удаляя всякие сорняки из-за вреда совместного их произрастания[46]. И если взаимовлияние так сильно сказывается в подобных вещах, то в благословенных душах людей оно будет еще сильным. Также говорят, что человек назван по-арабски “инсаном”[47] из-за того, что он привыкает ко всему хорошему и плохому, что видит вокруг себя. Чувство привязанности и любви имеют обыкновение усиливаться. Польза дружбы и общения состоит в том, что они помогают раскрыть духовные поры, посредством которых человек приобретает знания». Закончилось цитирование из книги «‘Авариф аль-ма‘ариф».

И если ты, о мой сын, все это понял, то тебе следует стараться в сподвижничании (сухба) с тем, кто наставляет тебя на этот правильный путь, чтобы отвести от твоей души тяготы и лишения. Даже если он, [твой муршид], не поможет словами, его благое поведение и добрые дела приведут тебя к твоему Господу Богу.

Кто-то из суфиев сказал: «Если мне становилось в тягость совершение поклонения [Богу], то я обращал свой взгляд на Мухаммада ибн Васи‘, а затем целую неделю без устали поклонялся Богу благодаря одному только тому взгляду».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *