24.04.2024

Суфий23Бисмилляhир-Рахманир-Рахим

ПОЛЕЗНОЕ, ЧТО ПОБУЖДАЕТ САЛИКА К РАСКАЯНИЮ

Далее аль-Газали в той же книге пишет: «Затем тебе, о взыскующий поклонения Богу, да окажет Он тебе содействие, следует быть настойчивым в раскаянии по двум причинам:

Во-первых, для достижения тобой успеха в повиновении [Богу], потому что зло грехов лишает раба возможности творить благодеяния, и влечет наказание неудачей и унижением, а оковы грехов мешает совершать поклонение Аллаху и спешить к благому и служению Ему, – ибо тяжесть грехов не дает ему легко совершать благое и мешает быть старательным в повиновении Богу. Упорство в грехах делает сердце черным, и ты найдешь его во мраке и в ожесточении, а не в чистоте и искренности. Не будет в таком сердце чувства сладостного благолепия и наслаждения в покорности Богу. И если Господь не смилуется, то обладатель подобного сердца окажется вовлеченным в неверие (куфр) и вечные несчастья.

Удивительно, как может сподобиться повиновения Богу тот, кто погряз во мраке и жестокосердечии?! Как могут призвать на службу Ему того, кто упрям в ослушании Богу и груб?! Как допустят к общению с Богом того, кто весь покрыт нечистотами и скверной (наджас)?! В хадисе правдивого и достойного доверия Пророка Мухаммада (салля ллаху алейхи ва саллям) говорится: “Если кто солжет, то оба ангела, записывающие его деяния, отдалятся от него из-за зловония, исходящего с его рта”.

Как может быть годным такой язык для поминания Аллаха?!

Конечно, упорствующий в грехах не обретет помощи в противодействии греху и не найдет легкости для совершения благого и тяжелым будет для его органов исполнение поклонения (‘ибада) Богу. А если и сможет исполнять поклонение, то с великим трудом, без испытания сладости и ощущения чистоты [помыслов]. И все это по причине впадения в грехи и отказа от раскаяния в них. Прав был тот, кто сказал: “Если ты не можешь совершать ночное бдение, совершая поклонение, и соблюдать днем пост, то знай, что, поистине, тебя заковали твои грехи. Вот так это бывает”.

Во-вторых, покаяние следует принести, дабы было принято твое поклонение, ибо Тот, кому ты должен, не примет милостыню. Это оттого, что покаяние в грехах и удовлетворение тех, кому ты причинил вред, являются обязательными, а большинство из твоего поклонения, которое ты стараешься совершать, – является добровольным. Как же Он примет от тебя добровольное, когда настало время выплаты долга, а ты его не выплатил? Или как ты можешь ради Него отказываться от свершения “разрешенного” (халяль) и “дозволенного” (мубах), – ведь ты упорствуешь в богопротивных поступках и “запретном” (харам)?! Как можешь ты обращаться к Нему, молить Его и восхвалять Его, когда Он в гневе на тебя?! Упаси нас Аллах от этого! Это истинное положение ослушников воли Бога, упорствующих в грехах. Аллах – Тот, у которого мы просим помощи!»

О мой сын! Я привел в этой главе книги высказывания истинных ученых о сути покаяния (тауба), дабы это помогло тебе проснуться от дремоты беспечности и стремиться к покаянию, когда ты в состоянии совершить грех.

О мой сын! Знай, что покаяние – это выражение, обозначающее сожаление, которое заставляет тебя отказаться от тех грехов, которые способен совершить, как о том сказал аль-Газали в своих книгах «Ихья ‘улюм ад-дин» и «Минхадж аль-‘абидин».

Например, если кто-то будет совершать разбои на дорогах или, удалясь в пустынные дикие места, нападать и отнимать у людей их имущество, а затем утратит силы и не сможет разбойничать, то покаяние такого человека достигается посредством отказа также от подобного разбою, то есть, от воровства. Так это определил аль-Фалдави в своих комментариях на полях книги аль-Газали «Минхадж ал-‘абидин», а подробно изложено это в 4-том томе «Ихья ‘улюм ад-дин» на стр. 33.

О мой сын! Воистину, милость Аллаха безгранична. Он простил многим грешникам и сделал их приближенными (аулия’) к Себе. Аль-Фудайл ибн ‘Ийад, да смилуется над ним Аллах, был из числа шуттар [11], разбойничавшим между Абу Вард и Сирджисом. Поводом его покаяния в грехах стало то, что он влюбился в юную девушку, и когда он пробирался к ней через стену, услышал голос чтеца Корана, произносившего слова Аллаха:

]ألم يأن للذين آمنوا أن تخشع قلوبهم لذكر الله[

«Не пришло ли время для верующих, чтобы смирились их сердца для поминания Аллаха» (Коран, 57:16). Аль-Фудайл произнес: «О Господи! Я каюсь!» Он ушел оттуда и ночью оказался в развалинах домов, где остановилась группа людей. Одни из них говорили: «Давайте продолжим путь!», а другие отговаривали их: «Давайте подождем до утра, а то нас ограбит аль-Фудайл». Он сказал им: «Аль-Фудайл раскаялся». И он заверил их в этом. И потом до конца своей жизни он оставался в Мекке. Так об этом рассказывается в книге «Аль-Барика ал-махмудийя». И аль-Фудайл стал после покаяния самым благочестивым и набожным из людей, достигшим высшей степени зухда[12], как о том говорится в рассказах о его достохвальных качествах. Люди просят Аллаха ради почтения к аль-Фудайлю помочь им и молят Его об этом. Да осенит нас Господь Бог благодатью его и ему подобных! Аминь!

О мой сын! Кающемуся надлежит стремиться покаяться, возвеличивая Всевышнего Аллаха и боясь Его гнева и мучительного наказания, а не из-за каких-либо мирских целей и причин, и не из-за страха от людей, не из жажды добиться похвалы или славы, не от слабости духа или бедности, и не по какой-либо еще причине. Если бы грешник оставил грех исключительно из-за потери своего авторитета по причине совершения этого прегрешения, или впадения в бедность из-за того, что растрачивает свое имущество и богатства, тратя их на совершение грехов, не раскаялся ради возвеличивания Аллаха и не из страха от Его наказания, то это, несомненно, не будет настоящим раскаянием. О Аллах! Даруй нам, нашим детям, любимым, тем, кто посещает нас и всем братьям по вере искренность в покаянии и укрепи нас и их в нем до самой смерти! Прости нам и им грехи! Аминь!

[1] Аль-Бухари, Мухаммад бен Исма‘ил Абу ‘Абдаллах аль-Джу‘фи (810 – 870 г.г. хр. л.) и М у с л и м бен аль-Хаджжадж Абу аль-Хусайн аль-Кушайри ан-Найсабури (817 или 821 – 875 г.г. хр. л.) – знаменитые мухаддисы, авторы самостоятельных сводов хадисов ас-Сахих, считающиеся одними из авторитетнейших трудов. ИЭС, С. 44 и 174.

[2] Ат-Тирмизи, аль-Хаким Абу ‘Абдаллах Мухаммад бен ‘Али (ум. в конце IX в. хр. л.) – крупнейший представитель восточноиранского суфизма.

[3] Ибн Мас‘уд (ум. в 653 г. по хр. л.) – личный слуга Пророка Мухаммада r, один из первых ученых ислама.

[4] Ибн Маджах (ум. в 273/886 г. по хр. л,) – хадисовед, автор канонического сборника хадисов «Ас-Сунан».

[5] Абу Бакр Ахмад ибн аль-Хусайн аль-Байхаки (994 – 1066 г. по хр. л.) – хадисовед и законовед (факих) шафиитского толка (мазхаба).

[6] Ибн Абу Хатим, ‘Абд ар-Рахман ибн Мухаммад ар-Рази (854 – 938 г. по хр. л.) – хадисовед и комментатор Корана из Рея.

[7] Один из больших признаков приближения конца света и запирания врат покаяния.

[8] Абу Муса аль-Аш‘ари (602 – 665 г. по хр. л.) – видный деятель раннего ислама.

[9] Абу Джа‘фар Мухаммад ибн ‘Усман ибн Мухаммад ибн Абу Шейба (909 г. по хр. л.) – иракский хадисовед, биограф передатчиков хадисов и корановед.

[10] Книга «Джавахир аль-ма‘ни ва булуг аль-амани фи файд аш-шайх ат-Тиджани» была составлена в 1798 –1800 гг. Абу аль-Хасаном ‘Али аль-Харазими, ближайшим другом Ахмада ат-Тиджани, основателя братства Тиджанийя.

[11] Шуттар (ед.ч. шатыр – удалец) – представители социального движения неимущих слоев населения Арабского халифата, выражавших свой протест в виде нападений на богатых людей. В дальнейшем это понятие стало в суфизме обозначением степени духовного постижения и ранга в суфийской иерархии святых (аулия’).

[12] Зухд – духовная степень, по достижению которой человек не придает значения мирскому, то есть, он озабочен только поминанием Аллаха и мыслями о вечной жизни.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *