26.04.2024

ма746Бисмилляhир-Рахманир-Рахим

СМЫСЛ ПРОЩЕНИЯ ГРЕХОВ
(продолжение)

В той же книге приводятся высказывания шейха Мухий ад-дина ибн аль-‘Араби, да будет доволен им Аллах, который относительно слов Всевышнего Аллаха:

]فأولئك يبدل الله سيئاتهم حسنات[

«Это те, коим Аллах заменяет их плохие деяния благими» (Коран, 25:70) сказал: «Знай, что признаком того, что Всевышний Аллах принял покаяние Его раба и заменил его дурные деяния на благие, является то, что согрешивший полностью забывает о совершенных грехах, поскольку эти грехи уже сведены на нет. Пусть человек знает, что каждый грех, о котором он вспоминает, еще не заменен на хорошее деяние».

Это подтверждается хадисом Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям) от ат-Табарани[8]: «Если Бог простит раба, то Он делает так, чтобы ангелы-хранители, органы согрешившего и земля забыли свидетельствовать об этом». Это тяжкое и губительное дело для шайтана.

Постарайся вникнуть в это. Аллах всезнающ!

В книге «‘Икд аль-явакит» в другом месте второй части приводится следующее: «Если Бог, проявляя заботу о Своем рабе, простит ему грехи, то располагает завесу между рабом и его грехом, и тот забывает о своем грехе, ибо раб, если вспомнит этот грех, то ему станет стыдно, а для чистых душ нет большего наказания, чем воспоминание о своем ослушании Тому, кто дает им все хорошее». См. стр. 8.

Там же: «Если ты спросишь: “С необходимостью ли следует из того, что Бог позволит Своему рабу забыть его прегрешения, что эти дурные поступки обязательно будут заменены хорошими, как на то указывают слова Бога:

[فأولئك يبدل الله سيئاتهم حسنات]

“Это те, которым Аллах заменяет их плохие деяния благими” (Коран, 25:70)”, то отвечу: “Нет, необязательно. Но один из “познавших Бога” (‘арифун) сказал: “В том, что человек полностью забывает все свои грехи, содержится великая благая весть от Бога о том, что Он заменил его плохие деяния благими. И одним из признаков этой замены является забывание своего греха, и это значит, что если Бог заменит его плохие дела на хорошие, то для греха не останется ни одна из четырех форм существования”». Это также подтверждается и словами ‘арифун:

«Следует вновь принести покаяние за каждый грех, воспоминание о котором не покидает человека, ибо это значит, что этот грех до сих пор не заменен [на благое деяние]. И пусть человек много просит прощения всю свою жизнь. Клянусь именем Аллаха, мы не созданы иначе, как для великого дела».
Там же сказано: «Если ты спросишь: “Каким образом происходит замена плохих деяний человека на добрые дела, изменяется ли сам грех, записанный на листе [книги раба, куда ангел вносит записи о деяниях], или раб становится покорным Богу после того, как проявил ослушание Ему?”, то отвечу: “Кто-то из людей сокровенного познания (ахл аль-кашф) говорил, что способ замены состоит в том, что на листе той книги заменяется название богопротивного поступка и на его месте пишется название доброго дела, соразмерного с ним. Если грех был большим, то на его месте записывается большое благое дело, а если грех был небольшим, – то небольшое хорошее деяние. Это – от великого проявления Его заботы о Своем рабе, если замена произошла. Ибо он позволил своей душе (нафс) предаться страстям, а Всевышний записал на листе [его книги] благие деяния, которые он не совершал. Отсюда понятно, что если Бог заменит плохие поступки “познавшего Бога” (‘арифа) на благие деяния, тот сочтет это самой большой милостью от Аллаха”».

Аль-Баркави, да смилуется над ним Аллах, дал такое определение упорству в грехе (исрар): это постоянное стремление к совершению греха и нежелательного, даже если грех будет совершаться редко или будет совершен всего лишь один раз.

Он также говорил: «Если он при этом хоть единожды испытает сожаление и желание оставить грех, то это не является упорством в грехе, даже если впадет в грех по семьдесят раз в день». В хадисе Пророка Мухаммада (салля ллаху алейхи ва саллям) говорится: «Не будет упорствовать в грехе тот, кто кается в нем, даже если он в день впадает в него семьдесят раз». Вред упорства в грехе велик и не нуждается в разъяснении, достаточно тебе знать, что из-за этого малые грехи человека делаются большими, как о том сообщается в хадисе Пророка Мухаммада (салля ллаху алейхи ва саллям): «Нет малых грехов вместе с упорством в них, [то есть, они превращаются в большие], и нет больших грехов, если за них принесено покаяние».

Аль-Хадими сказал в книге «Барика»: «Потому что малый грех обращается в великий из-за упорства в нем, и в прощении [Богом] большего греха, за которым не последует подобный грех, есть больше шанса, чем на прощение малых грехов, в которых человек упорствует. Там же говорится, что малый грех будет таковым, если человек, совершивший его, сочтет сей грех большим и великим делом, боясь наказания Аллаха. Но если он совершит малый грех, считая его нестоящим внимания,  то этот грех станет большим. Как сказано в книге аль-Газали “Ихья ‘улюм ад-дин” (Возрождение религиозных наук): “Пренебрежительное, несерьезное отношение к малому греху, греховность которого подтверждена однозначно, является проявлением неверия (куфр)”. Упорство в малых грехах – это преобладание греховного над благими деяниями, согласно мнению, на которое опираются исламские ученые. Также говорят, что упорством в малых грехах считается многократное совершение одного из них или совершение многих малых грехов».

Противоположное упорству – это мольба о прощении и покаяние, которые есть отказ от греховного намерения, твердая решимость впредь не повторять грех, признавая могущество Всевышнего и страшась Его наказания, а не из-за мирских соображений, как, например, нежелание навлечь вред своему здоровью или имуществу.

Знай, что покаяние в некоторых грехах принимается, несмотря на то, что человек продолжает упорствовать в других, – принимается, даже после многократного повторения им грехов, пренебрегая своим раскаянием.

Большие грехи прощаются только благодаря истинному покаянию, а что же касается малых грехов, то средства для их прощения, такие: пятикратная ежедневная молитва, пятничная молитва, исполненные согласно всем требованиям, пост (саум) в месяц Рамазан, паломничество (хадж) [в Мекку], чистосердечное испрашивание прощения грехов (истигфар) и воздержание от больших грехов, согласно одному из двух высказываний. По нашему единодушному мнению, покаяние в неверии (куфр), а также и в других грехах, будет принято без сомнения, а по мнению аш-Шафи‘и[9] – предположительно. Достоверно, что принятое [Всевышним] паломничество (хадж мабрур) не искупает большие грехи. А смыслом утверждения об искуплении является то, что паломничество искупает грех откладывания покаяния в больших грехах, но не сам грех, то есть, не освобождает от обязанности возмещения оставленного без исполнения обязательного предписания, долга и ущерба, нанесенного другим. И если после завершения паломничества-хаджа человек не принесет покаяния, то он снова впадает в большой грех из-за откладывания раскаяния. Это то, о чем обязательно нужно запомнить». Так сказано в книге «Аз-зинат», а также в книге «Аль-Барика аль-махмудийя» на стр. 227 второго тома.

Там же аль-Манави сказал, что в одном хадисе говорится, что паломничество искупает даже грехи кровопролития и притеснения других. И с этим согласны многие.

А далее. Знай, что за такие грехи, как

1) неверие (куфр) [в Бога], лицемерие (нифак) и вероотступничество (иртидад) – покаянием будут искреннее сожаление и полная покорность [Богу]. И спрашивается, после принятия ислама неверующими дается ли им вознаграждение за благие деяния, совершенные в состоянии неверия? Некоторые говорят, что да, но без увеличения вознаграждения в десятикратном размере. Некоторые говорят, что нет.

2) Если это грех нововведения (бид‘а) в вероубеждении, то покаянием в этом также должно быть искреннее сожаление и придерживание истинного вероубеждения.

3) Бывают и другие грехи, которые заключаются не в вероубеждении, а в деяниях. И если они состоят в несоблюдении обязательных предписаний религии, как, например, неисполнение обязательной ежедневной пятикратной молитвы (салят), то в этом – два греха: первый – грех откладывания возмещения молитвы. Покаянием за это должно быть искреннее сожаление. Второй грех – это неисполнение молитвы (салят), и покаянием в этом должно стать немедленное исполнение невыполненной вовремя молитвы, а задержка с этим является другим грехом, в котором также следует покаяться. Если сделать это ему не позволила смертельная болезнь, то тогда ему следует завещать совершить выкуп (фидья) за эти молитвы. Что же касается молитвы (салят), неисполненной должным образом, без полноценного исполнения обязательных ее устоев (аркан), без выдерживания обязательных пауз во время стояния прямо и при сидении, то ему следует (ваджиб) исполнить повторно, но не является строго необходимым (фард), как сказал автор книги «Джала’ аль-кулюб», ссылаясь на «Хидайя». А в книге «Му‘аддал ас-салят» говорится о необходимости заново исполнить молитву. Вдумайся. Так же необходимо заново исполнить молитву, которую он сделал недействительной, пусть даже она была дополнительной молитвой (салят ан-нафль). Также и закят[10], садака аль-фитр[11], обет (назр) и жертвоприношения. Их следует возместить, но не прибегая к неодобряемым хитростям. Сначала возмещается закят путем раздачи его бедным, а затем соблюдение пропущенного поста (саум) без выкупа или с выкупом[12]. Затем. Что касается паломничества-хаджа, которое он, имея возможность, не совершил, то его следует обязательно совершить, а если он не смог это сделать, то необходимо сделать завещание совершить его за него. Даже если он совершит паломничество-хадж, ему следует сделать завещание совершить хадж за него из-за вероятности проявления неверия (куфр), как утверждает автор, и это утверждение содержит некоторую неопределенность. И если человек обанкротится после того, как имел возможность совершить паломничество, то ему следует заработать средства или просить необходимые средства на паломничество. И если человек впал в неверие (куфр) из-за неправильного вероубеждения, какого-либо действия или высказывания, то ему следует повторно совершить паломничество, а что касается закята, поста (саум), молитвы (салят) и других предписаний, то повторное их совершение после проявления неверия – необязательно. Хотя вознаграждения за них из-за неверия он не получит.
Если грехи совершены по отношению к Аллаху и не затрагивают права людей посредством запретных действий, как нахождение в мечети и чтение Корана в оскверненном состоянии, ведение там разговоров о мирском, употребление там еды и питья, устраивание там на сон человека, не являющегося путником (мусафир) или давшим обет оставаться в мечети (и‘тикаф)[13], прикосновение к Корану, не совершив [предварительно] малого омовения (вуду’), предавание пустым забавам и увеселениям, добровольное употребление спиртного и совершение прелюбодеяния (зина), то в таком случае следует совершить покаяние с соблюдением всех условий (тауба ан-насух, без необходимости разглашения и разоблачения, выставляя себя на позор и предоставляя себя для наказания. Нет, он сокроет это, и, придерживаясь установления Бога для своей души посредством еще большего усердия в поклонении и смиренно умаливания Бога в уединении, особенно перед рассветом. А если он обратится к вали для того, чтобы тот наказал его, как это сделал Ма‘из ибн Малик, да будет доволен им Аллах, то это было бы лучше. А если человек совершил грехи, попирая права животного, как, например, половое сношение с ним, бессмысленное убийство, неоправданные побои, удары по морде животного, даже если есть причина, принуждение его к непосильному труду, лишение животного корма и воды, то искупление их очень затруднительно, и такому человеку не остается ничего другого, кроме как только совершить искреннее покаяние, молить Бога и плакать. Несправедливости, притеснения и обиды, чинимые по отношению к людям, пяти видов: имущественные преступления, преступления против жизни и здоровья человека, действия против чести и достоинства личности, запретные деяния, связанные с изменой с чужими женщинами, и религиозные преступления.
Имущественные преступления: воровство, разбой, нанесение ущерба [имуществу другого], обман, пускание в торговый оборот поддельных денег и товаров, порча чужого имущества собственноручно, или посредством ложного свидетельствования, или доносом к жестокому правителю или несправедливым судебным решением, посредством взятки или еще чего-то другого. Совершивший такие преступления приносит покаяние, а затем просит прощения у пострадавшего, хотя ущерб был на зернышко или пылинку; даже если проступок случился с ним в детстве, так как материальный ущерб должны возмещать и несовершеннолетние; и если ему не удалось удовлетворить его, [пострадавшего], в этом мире, то следует возместить ущерб на том свете, и коли владелец умер, то следует выплатить возмещение наследникам; если же нет наследников или неизвестен владелец, то правонарушитель раздает [эти средства] бедным с намерением оставить его на хранение Богу, чтобы Он в Судный день передал возмещение потерпевшему, или он расходует эти средства на общее благо, на строительство мостов и подобное, и если даже расходует их на своих бедных родителей и детей, то, как говорят, он будет прощен; если же он не сможет возместить ущерб, то с ним будет то, что пожелает Бог, – если пожелает, то Он отдаст обиженному его хорошие деяния или отдаст ему плохие деяния обиженного, а если пожелает, то примирит его с обиженным. Что же касается имущественных прав неверного (кафир), который не удовлетворен в своих правах, то это дело очень сложное[14]. Говорят, что Аллах может удовлетворить его (неверного) посредством облегчения его наказания в Аду.
Что касается преступления против жизни и здоровья человека. Если совершено убийство или нанесено увечье, что влечет за собой необходимость кровной мести, то, во-первых, виновный должен раскаяться, во-вторых, отдать себя в руки опекуна (вали) [раненного или убитого] для наказания, и тот, по своему желанию, или простит его, или осуществляет свое право [наказать его] или договаривается о выплате правонарушителем имущественной компенсации.

Что же касается требований, необходимых при выплате платы, компенсации за кровь убитого (дийя), то виновный приносит покаяние, также выплачивает компенсацию или просит его простить без компенсации.

Что касается преступлений против чести и достоинства личности, то это злословие, ложное обвинение, насмешка и грубая брань. За подобное надлежит искренне покаяться и просить прощения. В случае с ложным обвинением виновному следует признать себя лжецом в присутствии людей, при которых он солгал. За подобное недостаточно получить прощение от наследника потерпевшего.

Что касается запретных деяний по отношению к чужим женщинам, то это, например, измена с женой другого человека или с женами своих детей и тому подобное. Виновный за подобное должен покаяться и просить прощения, а если опасается конфликта, то он должен молить Бога о прощении, плакать, молиться за потерпевшего и принести пожертвование в его пользу.

Что касается религиозных преступлений, то это необоснованное обвинение в неверии (такфир) и разврате (тафсик). Виновный за подобное должен покаяться, добиться от потерпевшего его прощения и признать себя солгавшим, как об этом было упомянуто выше.

Знай, что во всех случаях, если человек достоверно не знает о количестве своих накопленных обязательств, то он должен поступать согласно тому мнению, что возобладает в нем по достижению им совершеннолетия, или после вступления в имущественные отношения, вплоть до принесения покаяния. Просто просить прощения – недостаточно, по мнению аль-Газали, а согласно мнению большинства – достаточно, исходя из всех фатв[15].

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *