23.04.2024

 Бисмилляhир-Рахманир-Рахим

СУФИЗМ: ОСНОВА И СУЩНОСТЬ
РЕШЕНИЕ ШАРИАТА ОТНОСИТЕЛЬНО ВСТАВАНИЯ В ЧЕТЫРЕХ БОГОСЛОВСКО-ПРАВОВЫХ ШКОЛАХ (МАЗХАБАХ)

Мазхаб имама аш-Шафии
В книге «Мугни аль-мухтадж» пишется:
فشر وأ حلاصو ملع نم لضفلا لهلأ مايقلا نسيو :جاتحلما ينغم فيو ثيداحأ هيف تتبث دقو ةضورلا في لاق ما يخفتو ءاير لاو كلذ وحن وأةحيحص
«Является сунной вставание перед достойными людьми, благочестивыми учеными-богословами, другими почитаемыми людьми, которых возвеличил Аллах, но это делается не напоказ или из-за высокомерия». В другой книге под названием «Равда ат-таллибин» пишется: «В пользу этого (вставания) говорит утверждение, зафиксированное в достоверных хадисах Пророка (мир ему и благословение)».

Мазхаб имама Абу Ханифы
Ибн Абидин в своей известной книге «Хашият», ссылаясь на книгу «Вахбаният», пишет:
مايقلا بدني لب زوجي ةينابهولا فيو هتيشاح في نيدباع نبا ةملاعلا لاق لماعلا يدي ينب ئراقلل ولو مايقلا زوجي ما ك مداقلل ما يظعت)254 .ص ،5 .ج ،نيدباع نبا ةيشاح(
«Вставать, когда заходят обладатели религиозных знаний и старшие по возрасту, является сунной, подобно тому, как человеку, знающему Коран наизусть (хафиз), можно вставать, когда к нему заходит ученый-богослов, следующий своим полученным знаниям».

Мазхаб имама Малика
Всемирно известный ученый-богослов маликитского мазхаба аль-Карафи в своей книге «Аль-Фуррук» пишет:
نب نيدلا زع خيشلا دنع اموي تضرح دقلو :قورفلا هباتك في فيارقلا لوقي
في هيلا بتكف \اهيف ايتف هيلا تمدقف ءما لعلا نايعا نم ناكو ملاسلا دبع لاو اودساحت لاو اوضغابت لا : ملسو هيلع هللا لىص هّللا لوسر لاق\ ايتفلا تقولا اذه في مايقلا كرتو\ اناوخا هّللا دابع اونوكو اوعطاقت لاو اوربادت اديعب ناك ام هبوجوب ليق ولف ةربادلماو ةعطاقملل ضيفي)251-250 .ص ،2 .ج فيارقلل قورفلا(
«Однажды я встретился с популярным ученым-богословом шафиитского мазхаба ‘Иззуддином ибн ‘Абдуссаламом. Я спросил у него относительно такой фетвы: «Что говорят религиозные имамы о шариатсском решении относительно вставания, когда походит другой человек: это дозволено или запретно?» ‘Иззуддин ибн ‘Абдуссалам ответил так: «Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Вы не гневайтесь и не завидуйте друг другу, не отворачивайтесь друг от друга и не порывайте связи друг с другом, и вы, рабы Аллаха, будьте братьями друг для друга». Далее Ибн ‘Абдуссалам говорит: «В наше время не вставание друг перед другом приводит к порыву межличностных дружеских отношений, поэтому если бы даже сказали, что вставание является обязательным, то это также не было далеким (от истины)».

Мазхаб имама Ахмада
В книге «Минхадж аль-касидин» пишется:
: نيدصاقلا جاهنم صرتخم هباتك في ليبنحلا سيدقلما ةمادق نبا لاق هنع يهنم اذهف دعاق وهو هسأر لىع مايق -لولأا : ينبضرلا ليع مايقلاو
امايق لاجرلا هل لثمتي نأ بحأ نم : ملسو هيلع لىاعت هّللا لىص لاق ناك اذإ لاإ نيبر كتلماو مجاعلاا ةداع هذهو\ رانلا نم هدعقم أوبتيلفةسارحلل
«Вставание делится на две разных категорий: первая – встать возле какого-либо сидящего человека, что является запрещенным следующим хадисом Пророка (мир ему и благословение) : «Кто бы ни желал, находясь в сидячем положении, чтобы рядом с ним стояли люди, пусть этот человек готовит себе место в огне Ада».
Это при условии, если этот человек держит таких людей возле себя, даже если ему не грозит никакая опасность. Однако при наличии опасности и необходимости защищать какого-либо праведного человека нет ничего предосудительного в этом, напротив, является обязательным защищать предводителей Ислама, ибо в этом заключается и защита самого Ислама.
Имам ан-Навави (да смилуется над ним Аллах!) в книге «Тархис» пишет:
زوجت يوغبلا دمحم وبا لاق مايقلاب صيخترلا هباتك في يوونلا ماملاا لاقفوخلا ماقمو برحلا عضوم في هسأر ليع لجرلا لياولاو ماملاا ةماقا)23 .ص ،صيخترلا(
«Абу Мухаммад Багави сказал: «Имам и вали имеют право держать рядом с собой охрану, если в данной местности идет война или же для них существует какая-либо опасность».
У Му‘авии (да будет доволен им Аллах) были специальные люди, которые охраняли его. У имама Шамиля были муртазеки, как об этом упомянул сын Джамалуддина аль-Гумуки Абдуррахман в книге «Тазкират». Когда Ислам пребывал в таких состояниях, предводители Ислама, имамы начали использовать средства, методы защиты и охраны от опасностей.

Мы должны знать, что всякий хадис Посланника Аллаха (мир ему и благословение) бывает связан с какой-то определенной причиной или с определенным местом. И именно так необходимо их толковать и понимать, но никак не в общем. Например, под хадисами, в которых говорится, что нельзя целовать руку, подразумевается: если человек совершает это, не обращая внимания на религию и ради обретения мирского богатства, то он подпадает под категорию людей, о которых сказано в хадисе: «Возвеличивший состоятельного человека из-за его богатства, потерял две трети своей веры». И наоборот, кто бы ни возвеличил праведных, благопристойных людей, учитывая то обстоятельство, что они являются поборниками и защитниками религии Аллаха, Всевышний непременно усилит, укрепит его веру и увеличит его любовь к ним. Это – во-певвых.
Во-вторых, как известно, наши праведные предшественники – салафиты вставали, когда к ним заходили родители или старшие по возрасту. В книге «Минхадж аль-касидин» говорится:
دقو سانلا ءلاضفو لداعلا ماملإاو نيدلاولل مايقلا بحتسي :ءما لعلا لاق دقو) 251 .ص ،نيدصاقلا جاهنم صرتخم( لضافلأا ينب راعشلاك اذه راص
«Ученые-богословы говорят, что вставать перед родителями, справедливым имамом, достойными, почитаемыми людьми является сунной, и это среди мусульман стало своеобразным символом». Невставание перед такими достойными людьми может привести человека к неисполнению им долга перед мусульманином, к формированию плохого мнения других о нем самом.
Хадисы Пророка (мир ему и благословение), повествующие о том, что нельзя целовать руку или вставать перед кем-то и подобные им, используются людьми, выступающими против религии и не имеющими о ней никакого понятия, не к месту. При этом преследуются корыстные цели: мирское богатство, звание и т. д.
Также имам ан-Навави пишет: «При приближении людей, несущих носилки с покойным, сунной является вставать навстречу ему».
Если даже вставание навстречу покойному является сунной, то почему нельзя вставать перед человеком, который наизусть знает священный Коран, или знатоком (мухаддисом) хадисов Пророка (мир ему и благословение), вали или шейхом, которые усердствуют в поклонении Аллаху, поминая Его по утрам и вечерам?! В действительности, в этом нет ничего недозволенного, кроме того, что некоторые люди не видят это в истинном свете.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *