25.04.2024

Бисмилляhир-Рахманир-Рахим

СУФИЗМ
ОСНОВА И СУЩНОСТЬ

Понятие суфизма
Что касается вероучения, то есть науки о вере в Аллаха, то Всевышний сделал имамами в этой области ученых-теологов аль-Аш‘ари и аль-Матуриди. Мы видим, что у них существует свои определенные правила и каноны, связанные с вероубеждением. Если мы посмотрим на шариатские законы и решенния, то в этой области мы также обнаружим своих имамов-основателей – Абу Ханифу, аш-Шафии, Малика и Ахмада, да смилуется над ними Аллах. У них есть свои специальные правила и каноны, разработанные для того, чтобы последующие поколения правильно поняли смысл Корана и хадисов. И у каждой богословско-правовой школы (мазхаба) существуют свои правила, например, как в математике есть правила умножения и деления, так и у каждого мазхаба есть свои ученые-богословы. Если бы не их труд и старания, то мы сегодня в исламских библиотеках не обнаружили бы ничего, стали бы похожимми на представителей других неверных верований. Именно благодаря усилиям этих ученых мы узнали, что такое Шариат, вероубеждение и тарикат, они сохранили их для нас.
Некоторые последователи заблудших течений спрашивают, написано ли в Коране слово тарикат, означающее путь. Из самого вопроса вытекает, что подобный человек далек от понимания истинного смысла аятов Корана. Всевышний Аллах в Своем священном Коране говорит:
عَبَّتا ِنَم هّللا ِهِب يِدْهَي ٌينِبُّم ٌباَتِكَو ٌروُن هللا َنِّم مُكءاَج ْدَق :لىاعت لاقف)16-15 ،ةدئالما ةروس( ِمَلاَّسلا َلُبُس ُهَناَوْضِر
Смысл: «От Аллаха к вам явилось сияние (нур) – Пророк и ясное Писание, которое делает различение между ложью и истиной, которым Аллах напправляет по путям мира и благополучия тех, кто следует пути, которым доволен Он» (Коран, сура «Аль-Маида», аяты 15 – 16).
)69 ،ةوبكنعلا( اَنَلُبُس ْمُهَّنَيِدْهَنَل اَنيِف اوُدَهاَج َنيِذَّلاَو :لىاعت لاقو
Смысл:: «А тех людей, которые прилагают все свои усилия в поклонении Мне, Я наставлю на Свои пути» (Сура «Аль-‘Анкабут», аят 69).
َْني ْني َب َا مِل اًقِّدَصُم َى سوُم ِدْعَب ْنِم َلِزْنُأ اًباَتِك اَنْعِمَس اَّنِإ اَنَمْوَق اَي اوُلاَق :لىاعت لاق)30 ،فاقحلاا ةروس( ٍتْسُم ٍقيِرَط َىل َىل ِإَو ِّقَحْلا َىل َىل ِإ يِدْهَي ِهْيَدَي
Смысл: «Они сказали: «О наш народ! Поистине мы слышали Писание – Коран, ниспосланный после пророка Мусы, подтверждающий прежние божественные Писания (Тора и т. д.) и ведущий к истинной религии Ислам и к его праведному пути». (Сура «Аль-Ахкаф», аят 30).
Среди этих путей есть разные, один из них называется Накшбандийским, другой – Шазилийским, третий – Кадирийским, четвертый – Джазулийским и т. д. Однако все они основаны согласно довольству Всевышнего Аллаха, согласно тому пути, на который Творец указал, подобно тому как все четыре имама основали свои богословско-правовые школы согласно Корану и хадисам.
Как было упомянуто выше, мусульманская религия зиждется на трех основах: имане – вере в Аллахха, что является вероучением (‘акида), Исламе – шариатских предписаниях и решениях, и ихсане – науке, которая занимается воспитанием и очищением человека от внутренних болезней, пороков души. Последнее человек обязательно должен знать, чтобы он смог понять шариатские решения и уберечь себя от степени лицемерия.
Достоверный хадис, переданный Умар-асхабом (да будет доволен им Аллах), а также следующий аят Корана подробно разъясняют нам это:

لاقو)129 ،ةرقبلا ةروس(ُميِكَحْلا ُزيِزَعْلا َتْنَأ َكَّنِإ ْمِهيِّكَزُيَو َةَمْكِحْلاَو َباَتِكْلامُهُمِّلَعُيَو َكِتاَيَآ ْمِهْيَلَع وُلْتَي ْمُهْنِم ًلاوُسَر ْمِهيِف ْثَعْباَو اَنَّبَر :لىاعت
Смысл: «О Господь наш! Пошли нашим потомккам посланника из числа обитателей Мекки, который читает им Твой Коран, учит их Писанию и его предписаниям и решениям, очищает их от внутреннних, духовных болезней, поистине, Ты – великий, имеющий власть над всякой вещью, и Тот, чья мудрость имеется во всякой вещи» («Аль-Бакара», аят 129).
С такой мольбой пророк Ибрахим (мир ему) обращаетсся к Всевышнему Аллаху после завершения строительства Каабы, в ответ на эту просьбу Всевышний отправил на землю Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), дабы он обучал и указывал людям путь Аллаха и очищал их от духовных пороков, болезней сердца.

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) в действительности является самым великим духовным наставником (устаз, муршид), наставником всех наставников, которого Всевышний послал к людям. Пророк (мир ему и благословение) не оставил ничего, что бы он ни сообщил нам. Однако не является обязательным условием то, чтобы каждая вещь была названа своим именем еще во времена Пророка (мир ему и благословение), потому что у них (у Пророка (мир ему и благословение) и сподвижников) не было необходимости давать им названия, как не было нужды у них и в написании книг. Также в те времена не было необходимости собрать текст Корана в единый письменный свод, а когда возникла необходимость в этом, коранический текст был собран в одну книгу, таким же образом были зафиксированы хадисы в отдельные книги, начались писаться правила и каноны тариката, касающиеся таких порицаемых душевных качеств, как зависть, высокомерие, ложь, наговор и другие.
Как известно, при рождении ребенка отец не нарекает его именем в тот же час, в спешке, пока не пройдет неделя. Однако то, что ребенку дали имя спустя неделю, вовсе не означает, что его не было до тех пор. Подобно этому то, что не было названий тассаввуф или тарикат, не значит, что во времена Пророка (мир ему и благословение) не было суфизма.
Если бы дело не обстояло так, то коранические науки, шариатские заключения, терминология и праввила хадисоведения, подобно «асах», «сахих», «хассан» и т. д., которых не было во времена Пророка (мир ему и благословение) , возникших позднее по необходимости посредством их узнать человека, передавшего от Пророка (мир ему и благословение) хаддис, – тоже необходимо было бы отвергнуть. Если в настоящее время человек хочет, чтобы он был защщищен от смут и бедствий, то нет для него более наддежной и большей защиты, чем понимание мусульманской религии. Его имущество не убережет его, а напротив, он сам должен защищать свое богатство. Мы видим, что люди, находящиеся вокруг такого состоятельного человека, якобы охраняющие его и его имущество, подобны волкам, которые в один прекрасный день готовы растаскать все его богатсство. Поэтому на сегодняшний день только Ислам может послужить причиной счастья человека на этом и на том свете. И Аллах не одарит человека истинным пониманием религии, если не пожелает для него блага. Благородный Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорит:
همهليو نيدلا في ههقفي ايرخ هب هّللا دري نم : ملسو هيلع هّللا لىص لاقو)هيلع قفتم( هدشر
«Когда Всевышний Аллах желает блага для кого-либо, то Он одаривает его пониманием в религии».
Пророк (мир ему и благословение)  не сказал, что когда Всевышний желает кому-либо блага, то Он дает ему Мерседес или другое мирское богатство. Если сегодня кто-либо желает обррести почет и добиться уважения со стороны других, то он должен изучать и понимать свою религию, обуччать ей семью и детей. Со дня сотворения этого мира ни один человек, который как положено, искренне придерживался предписаний истинной религии, не остался голодным, не унизился и не попал в погибель.
Всевышний Аллах в Своем священном Коране, обращаясь к Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение), говорит:
َلاَو ُهَهْجَو َنوُديِرُي ِِّي شَعْلاَو ِةاَدَغْلاِب ْمُهَّبَر َنوُعْدَي َنيِذَّلا َعَم َكَسْفَن ِْر بْصاَو)28 ،فهكلا ةروس( اَيْنُّدلا ِةاَيَحْلا َةَنيِز ُديِرُت ْمُهْنَع َكاَنْيَع ُدْعَت
Смысл: «Ты пребывай, Пророк, вместе с теми людьми, которые по утрам и вечерам поминают Господа своего» («Аль-Кахф», аят 28). То есть, пребывая вместе с такими людьми, которые поминают Всевышнего, стремясь лишь к довольству Аллаха и без каких-либо других целей, которые искренне говоррят: «Илахи анта максуди ва ризака матлюби» (О Аллах, познание Тебя – моя цель, и Твое довольство – то, к чему я стремлюсь!).
Всевышний Аллах также говорит:
ْنَع ْمُكِب َقَّرَفَتَف َلُبُّسلا اوُعِبَّتَت َلاَو ُهوُعِبَّتاَف ًا ميِقَتْسُم يِطاَِر ص اَذَه َّنَأَو)153 ،ماعنلاا ةروس( َنوُقَّتَت ْمُكَّلَعَل ِهِب ْمُكاَّصَو ْمُكِلَذ ِهِليِبَس

Смысл: «Этот Мой путь – прямой, истинный путь. Вы следуйте по нему и не следуйте другими путями, несоответствующими Моему пути, в проттивном случае Аллах вас собьет с пути, указанного Им. Это – то, что Я заповедал вам. И вы будете боггобоязненными, если примете это Мое завещание» («Аль-Ан‘ам», аят 153).
Это послужило и причиной того, что имам Малик, да смилуется над ним Аллах, продекламировал свое следующее стихотворение:
هنع هّللا ضير كلام ماملإل رعشلا نمو
قسفت دقف فوصتي لمو هقفت نم
قدنزت دقف هقفتي لمو فوصت نموققحت دقف ما هنيب عمج نمو
Смысл: «Кто бы ни изучил явные шариатские науки, т. е. вопросы мусульманской юриспруденции, не обращая при этом внимания на очищение своей души, станет большим грешником (фасик). И кто бы ни принялся очищать свою душу, игнорируя и не изучая шариатские науки, впадет в заблуждение. А тот же, кто вобрал в себя и то, и другое, обретет истину».
Если ознакомиться с историей, то мы увидим, что среди истинных ученых-богословов, живших за всю историю Ислама, нет никого, кто бы не изучил и шариатские науки и науку об очищении души и не следовал им.
Рамохурмузи в своей книге «Аль-Мухадис аль-фасиль» пишет: «Однажды к имаму Малику пришел суфий (мы не говорим «человек шерсти», исходя из перевода слова «суф» (шерсть), если так сказать, люди будут смеяться, поэтому истинный смысл этого слова – последователь тасаввуфа), чтобы обучаться хадисам». То есть к имаму Малику пришел человек, который старается очистить свою душу, сердце. В те времена религиозным наукам не обучали нечестивца (фасик), человека, который проявляет вероломство в отношении наук, потому что религиозные науки доверены Всевышним Аллахом ученому-богосллову, и Творец спросит с него: «Как ты приобрел эти знания и как использовал их?» подобно тому, как хозяина имущества спросит: «Каким образом приобрел? И куда потратил?»
Всевышний Аллах в священном Коране говорит:
(69 ،ةوبكنعلا( اَنَلُبُس ْمُهَّنَيِدْهَنَل اَنيِف اوُدَهاَج َنيِذَّلاَو : لىاعت لاقو
Смысл: «А тех людей, которые прилагают все свои усилия поклонению Мне, Я наставлю на Свои пути» (Сура «аль-‘Анкабут», аят 69). Всевышний наставил шейхов на этот путь, и они, проявив свои усилия и старания, прошли степени этого пути и постигли познания Аллаха. Почему же им нельзя показывать и направлять по этому пути других людей?! Например, если один человек в результате упорного труда и долгих поисков обнаружил источник, то почему он с разрешения тех, кто присматривает за ним, не может показать второму путь к источнику, подобно тому, как первому его показал другой человек?!
Фактически, муршид – это человек, который делает различия между путем, ведущим к Аллаху, и путями сатаны, и направляет мюридов по истинному пути Всевышнего и Его Пророка (мир ему и благословение).
Истинный духовный наставник для общества подобен рулю автомобиля. Однако он для того, чтобы вести это общество по истинному пути, обязательно должен искусно разбираться в вопросах, связанных с этим и потусторонним мирами и приносящих блага для них. В противном случае он подобен Мусайлиме аль-каззабу (лжепророк, который жил еще во времена Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), который «потерял руль» и послужил причиной того, что его племя бану Ханифа постигло множество больших бед. И, как известно, подобные люди сами не могут следовать пути истины и тем более других не направят на него.
Всевышний Аллах в священном Коране говорит:
)69 ،ةوبكنعلا( اَنَلُبُس ْمُهَّنَيِدْهَنَل اَنيِف اوُدَهاَج َنيِذَّلاَو : لىاعت لاقو
Смысл: «А тех людей, которые прилагают все свои усилия поклонению Мне, Я наставлю на Свои пути» (Сура «аль-‘Анкабут», аят 69). Всевышний наставил шейхов на этот путь, и они, проявив свои усилия и старания, прошли степени этого пути и постигли поззнания Аллаха. Почему же им нельзя показывать и направлять по этому пути других людей?! Например, если один человек в результате упорного труда и долгих поисков обнаружил источник, то почему он с разрешения тех, кто присматривает за ним, не может показать второму путь к источнику, подобно тому, как первому его показал другой человек?!
Фактически, муршид – это человек, который деллает различия между путем, ведущим к Аллаху, и путями сатаны, и направляет мюридов по истинному пути Всевышнего и Его Пророка (мир ему и благословение).

Из книги Сайгидгусейнова Али-хаджи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *