«ТАРИКАТ — ИСТИННЫЙ ПУТЬ ИСЛАМА»
Что такое тарикат, и существовал ли этот путь во времена Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям) и его сподвижников? Есть ли в Коране аят, повествующий об этом? Обязательно ли придерживаться шейха?
В последнее время появилось множество вопросов по этому поводу. Известно, что в Дагестане мусульмане следуют тарикату. И в том, что после 70 лет запрета Ислама, люди хотят узнать о нем все, нет ничего удивительного. А также вызывает увеличение таких вопросов появление группировки, относящей к тарикату определенные действия и слова, не имея на это никакого права. Для освещения всех положений тариката, необходимо было бы написать большую книгу, я же остановлюсь на упомянутых выше вопросах.
Что есть тарикат?
Слово «тарикат» в буквальном переводе с арабского языка означает «путь». Мусульманские ученые утверждают, что тарикат – это особый шариатский путь, который быстро и за короткое время приближает раба к Всевышнему Аллаху путем очищения его сердца от плохого характера, дурных мыслей и отвлеченности от Аллаха и, наполнив его сердце хорошими качествами, обращают его к Всевышнему Аллаху, воспитывает мусульманина так, чтобы он чисто и полноценно соблюдал Шариат. Некоторые думают, что тарикат и Шариат – это два противоположных пути. Это неверно.
В истинном тарикате нет ничего, что выходило бы за рамки Шариата. И нельзя разделять тарикат и Шариат. Например, Шариат учит нас, чтобы мы молились, и тарикат учит тому же, но тарикат учит нас молиться искренне, чтобы Всевышний был доволен нами, не думая о мирском, а сосредоточив свои мысли на Аллахе. Также тарикат помогает искренне соблюдать и другие основы религии. Из этого вытекает, что тарикат – это одна из ветвей Шариата, которая уделяет особое внимание очищению души человека.
В Священном Коране говорится:
Смысл: «Поистине, счастье обрел тот, кто очисстил свою душу (нафс)» (сура «Аш-Шамс», аят 9).
Человек, который хочет более подробно узнать о тарикате – особом пути, ведущем человека к очищению души (нафса), может прочитать любую книгу о тарикате, которая написана от первого века Ислама до сегодняшнего дня. И эти книги расскажут о пользе тариката и его основной цели.
Существовал ли тарикат во времена Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям) и его сподвижников?
В книге «Аль-Мункиз мина-ззалаль» имам аль- Газали говорит: «Тарикат – это свет (нур), исходящий из окна пророчества» (С. 39).
Известный ученый-богослов Аль-Хафиз Ас- Сайид Мухаммад Сидик аль-Гамари в книге «Аль- Интисар» пишет: «Тарикат основывается на Божесственном откровении, то есть тарикат был ниспосллан с небес Пророку (салляллаху аляйхи ва саллям) вместе с мусульманской религией. Человек, который отрицает тарикат, отрицает и одну часть религии, то есть Ихсан, так как религия состоит из трех частей: Имана (веры), Исламма (физического выполнения предписаний) и Ихсанна (искренности во всем)» (С. 6).
Всемирно известный историк Ибн Халдун в книге «Мукаддима» пишет: «Тарикат является наукой, которая зародилась внутри Ислама, то есть это не наука, пришедшая из доисламской греческой философии или же христианского, индусского, йоговского колдовства, как утверждают западные востоковеды и их последователи. Основа тариката была еще во времена предшественников этой мусульманской общины (уммы), то есть в эпоху сподвижников Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям) (асхабов) и их последователлей (табиунов). Ученый также пишет, что это истинный путь, который наставляет людей (С. 329).
В истории Ислама не было таких людей, которрые говорят, что тарикат – это новшество и что он не существовал во времена Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям), кроме появившихся в последнее время ваххабитов.
Великие ученые-богословы в области науки толкования Корана (тафсир), хадисоведения, мусульманской юриспруденции (фикх), вероучения (‘акида), которые своей благодатью (баракатом) сохранили Ислам, имамы четырех мазхабов, имам ан-Навави, Иззу бну Абдусалам, Ибну Абидин, Ибну Хуман, Заркани, имам аль-Газали, Шатиби, ас-Суюти, Рази, Закарья аль-Ансари, Ибну Хаджар, в общем все исламские ученые в своих книгах единогласно отзываются о тарикате с хорошей стороны и дают ему хорошую оценку, утверждая, что это исламский путь.
Упоминается ли что-либо о тарикате в Коране и хадисах?
Человек, понимающий смысл Корана и хадиса и знающий, что такое тарикат, не скажет, что в Коране и хадисах нет упоминания о тарикате.
Есть много аятов Корана и хадисов Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям) о достоинстве поминания Аллаха (зикре), благословвения Пророка (салавата) и просьбы о прощении грехов (истигфаре), которым учит тарикат. Также есть аяты и хадисы о необходимости очищения человеком своей души (нафса) от плохого характера и о приучении себя к хорошим поступкам.
Тарикат – это наука, которая уделяет особое внимание украшению нафса, как этому учат Коран и хадисы. Тарикат для Корана и хадисов подобен практике для теории.
Есть ли что-либо в Коране и хадисах, что указывает на обязательность следования духовному наставнику (шейху)?
В Коране есть аят со следующим смыслом:
«В каждом народе есть человек, который наставляет людей на истинный путь» (сура «Ар- Ра‘д», аят 7).
А также:
«Будьте с истинными и правдивыми людьми» (сура «Ат-Тавба», аят 119);
«Ты придерживайся пути человека, обратившегося ко Мне» (сура «Лукман», аят 15).
Помимо этого в Коране есть аяты, которые можно привести в качестве довода. В хадисе, переданном от Абу Я‘ла, говорится: «Каждый человек находится в религии своего друга, поэтому обратите особое внимание на то, с кем вы водите дружбу». Когда у Пророка (с.а.в.) спросили, кто являеется самым лучшим человеком, он сказал: «Самый лучший человек – это тот, при взгляде на
которого вспоминают Всевышнего Аллаха». Этот хадис передали Абу-Давуд и Тирмизи.
В другом хадисе говорится: «О Абу Зарр, ты будешь (в Вечной жизни) с тем, кого полюбил». Многие аяты и хадисы призывают нас пребывать с хорошими, праведными людьми и следовать их пути. Они являются доводом в пользу того, чтобы каждый человек придерживался шейха. Даже если не было бы ни одного аята и хадиса, говорящих об этом, сама натура человека обязывает его придерживаться шейха и стать под его опеку. Почему? Да потому что Всевышний Аллах создал человека, нуждающимся в другом человеке.
Например, человек при рождении нуждается в воспитании родителей; затем, чтобы получить какие-то знания или опыт, он нуждается в учителе, жители села нуждаются в имаме, больной нуждаетсся в помощи врача, а врач не становится врачом, не обучившись у другого специалиста, также не один ваххабит не становится ваххабитом, не получив знания от своего учителя-ваххабита. Во всех своих проявлениях мы нуждаемся в учителе. Но почему мы не можем следовать учителю внутри тариката – пути, который ведет человека к вечному счастью и облагораживает его изнутри, избавляет его от плохих качеств, ведет его к Всевышнему Аллаху?! Тогда в чем же смысл слов, что мы не нуждаемся в шейхе, который указывает нам самую сложную дорогу?! Во всем другом нам нужен учитель, но почему мы не нуждаемся в нем на этом пути?!
Для восстановления физического здоровья в мирской жизни мы нуждаемся в докторе, но как можно не нуждаться в нем для получения вечного здоровья в загробной жизни?!
В действительности, если хорошо подумать, нет ничего, в чем люди нуждаются более чем в шейхе. Некоторые могут сказать: в Коране и хадисах есть все, а разве этого нам недостаточно? Это правильно, Коран и хадисы – подобны полной аптеке со всеми необходимыми лекарствами. И в ней должен быть фармацевт, который знает все лекарства и болезни, для того чтобы выписать леккарство больному в зависимости от его состояния и болезни. Всевышний Аллах повелел быть шейхом для Посланника Аллаха (с.а.в.) ангелу Джабраилу , а пророку Мусе (мир ему) повелел быть учеником пророка Хизри (а.с.).
Имам аш-Ша‘рани пишет, что даже если челловек знает наизусть две тысячи книг, он все равно должен придерживаться шейха. Известный ученый Тайиби, который написал книгу «Кашафа Хашия», говорит: «Если человек в свое время изучит все шарриатские науки и станет выдающимся алимом, то и он обязан придерживаться тарикатского шейха» (см. «Хакаик ‘ани-ттасаввуф», с. 58 9). Даже такие всемирно известные ученые и имамы, как аль-Газзали, Иззу бну Абдуссалам, ан-Навави, Ибну Хаджжар, аш-Ша‘рани, ас-Суюти нуждались в шейхе. Если посмотреть книгу «Хакаик ‘ани-ттасаввуф», то в ней (с. 41–75) есть множество аятов Корана, хадисов Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям) и утверждения великих имаммов, которые обязывают нас придерживаться шейхха и призывают нас вступить под их воспитание.
Из книги Курамухаммад-хаджи Рамазанова
