Бисмилляhир-Рахманир-Рахим
ЗНАЧЕНИЕ СУФИЗМА
(продолжение)
Одним из них был великий ученый, философ, имам Газали, чья книга «Ихъя‘ улюми-д-дин» приближена к Кур`ану.
Примером также может служить следующий рассказ об имаме Ахмаде и Шайбану Ра’и: «Однажды имам Ахмад находился с имамом Шафии, когда к ним подошел Шайбану Ра’и и Имам Ахмад сказал, что хотел бы задать несколько вопросов по фикху этому человеку, несведущему в исламских науках, но утверждающему о своем тайном учении.
Имам Шафии пытался отговорить имама Ахмада и просил его не беспокоить Шайбана. Имам Ахмад все-таки спросил у него: «Что должен делать человек, пропустивший один из пяти намазов и не знающий, какой именно он пропустил?». Шайбан ответил: «Видно, что сердце этого человека забыло Аллаhа , и потому необходимо наказать его во избежание повторения подобного». Имам Ахмад потерял сознание, и когда он пришел в себя, имам Шафии сказал ему: «Разве я не говорил тебе, что не стоит беспокоить Шайбана такими вопросами». В другой раз имам Ахмад спросил о том, как следует выплачивать закат от верблюдов. Шайбан ответил, что, по мнению многих, должны выплачивать с каждого пятого верблюда по одной овечке, а он сам считает, что все до последнего нужно отдавать бедным. При этом он ссылался на поступок сподвижника Абу Бакра (да будет доволен им Аллаh), отдавшего всё богатство Пророку (салляллаhу’аляйхи ва саллям) На вопрос Пророка (салляллаhу’аляйхи ва саллям) оставил ли он что-нибудь себе и своей семье, Абу Бакр (да будет доволен им Аллаh) ответил, что оставил Аллаhа и Его Посланника (салляллаhу’аляйхи ва саллям). Имам Ахмад был очень удивлен его ответами. Если этот уммии (не умеющий читать) обладает такими знаниями, то что же остается говорить о состоянии великих имамов.
От упомянутых болезней могут быть защищены только сердца Пророков (мир им). Очищение сердец от низменных качеств считается обязательным (фарзом) в Шариате. Для человека появление в обществе в грязной одежде лучше, чем иметь сердце с низменными качествами, ибо одежду могут видеть только люди, а за сердцем наблюдает Аллаh. Общеизвестно, что человеку не дано быть лекарем самого себя. Это подтверждается и Хадисом Пророка (саляллааhу аляйхи ва саллям): «Поистине, человек не может вылечить себя даже после чтения книг по медицине».
Поэтому человек должен искать для себя лекаря, который излечил бы его душу от таких болезней.
Во времена Пророка (салляллаhу’аляйхи ва саллям) не было необходимости вести дополнительную работу со сподвижниками, ибо огромное влияние на сподвижников оказывала возможность видеть самого Пророка (салляллаhу’аляйхи ва саллям). В Хадисе, переданном имамом Ахмадом от Анаса, говорится: «Мы не успели стряхнуть с рук землю, похоронив Пророка (салляллаhу’аляйхи ва саллям), как наши сердца начали противиться нам».
Во времена Пророка (салляллаhу’аляйхи ва саллям) не было книг по фикху, тафсиру, Хадисам или вероучению. Эта работа началась со второго века хиджры. С этого периода, когда сердца людей начали склоняться к земным благам, когда шайтан стал овладевать чувствами людей, особенно назрела необходимость очищения и лечения сердец, которая стала выполняться посредством науки тасаввуф. Значение термина «тасаввуф» объясняет Закарья аль-Ансари, который отмечает, что эта наука предназначена для очищения сердца от болезней и выявления лучших качеств в человеке, явных и скрытых, для достижения вечного счастья. Первым человеком, удостоившимся звания суфия, был Абу-Хашими ас-Суфию, умерший в 150 г. хиджры. Об этом пишет Хаджи-халиф в своей книге «Кашфу-з-зунун».
Люди этого уровня достигли такой гармонии с окружающей природой и всеми созданиями Аллаhа, что осознание всего происходящего по воле Аллаhа ими воспринимается с чистым сердцем и с любовью к Аллаhу. Таких примеров много. Один из суфиев терпел укус комара, понимая, что именно его
кровь в данный момент предоставлена Аллаhом в качестве питания для этого комара. Другой суфий палкой направлял и уводил ядовитую змею, говоря: «Если люди увидят, тебя могут убить, иди другой дорогой». Известна многим история, когда суфий, услышав призыв к молитве, не желая разбудить кошку, уснувшую на краю его тулупа, отрезал этот край. Вернувшись, он обнаружил, что кошки там уже нет, а тулуп цел и на нем не осталось даже шва от пришитого края. Эти примеры взяты из жизни суфиев разных периодов. Они показывают нескончаемость суфийской науки и значимость суфизма для сохранения бараката Пророка (салляллаhу’аляйхи ва саллям) для общества, особенно в наши дни. И мы думаем, что все вышеизложенное достаточно говорит о значении суфизма.
Прошу Всевышнего оказать нам всем содействие в понимании значимости суфийской науки для очищения наших сердец от болезней, избавиться от которых завещал нам Пророк (салляллаhу’аляйхи ва саллям).