Бисмилляhир-Рахманир-Рахим
ЗНАЧЕНИЕ СУФИЗМА
Хвала Всевышнему Аллаhу, Творцу миров, создавшему Солнце и Луну среди миллионов светящихся звезд во Вселенной и сотворившему путеводные звезды для человеческого взгляда, чтобы на суше и воде вести людей по избранному пути и не заблудиться, также пославшему на Землю Пророков и истинных последователей, указывающих в этом океане жизни путь к Божественной Истине, указавшему на ихсан вместе с иманом и Исламом, ниспослав ангела Джибриля к умме Пророка Мухаммада (салляллаhу’аляйхи ва саллям))
В Хадисе, переданном от Умара ибн Хаттаба, говорится: «Однажды, когда мы собрались у Пророка (салляллаhу’аляйхи ва саллям), пришел не знакомый нам человек, непохожий на путешественника. Он опустился на колени перед Пророком (салляллаhу’аляйхи ва саллям), касаясь своими коленями его колен, и спросив разрешения, начал задавать вопросы. Он спросил Пророка (салляллаhу’аляйхи ва саллям), что такое Ислам. Получив ответ, он остался доволен. Он спросил Пророка (салляллаhу’аляйхи ва саллям), что такое иман. Получив ответ и на этот вопрос, он сказал Пророку (салляллаhу’аляйхи ва саллям): «Ты прав». Затем он спросил Пророка (саллляллаhу аляйхи ва саллям), что такое ихсан. Пророк (салляллаhу’аляйхи ва саллям) ответил: «Ихсан – это служение Аллаhу так, как будто ты видишь своего Создателя. Ведь, если даже ты его не видишь, Он видит тебя».
Можно хотя бы представить, насколько искренним будет богослужение человека, осознающего, что Аллаh видит его, где бы он ни находился, и знает все, что занимает его сердце.
Можно задуматься и над смыслом данного Аята, ниспосланного Всевышним Аллаhом:
«Я сотворил людей и джиннов только для того, чтобы все они поклонялись Мне».
Всевышний Аллаh создал человека и дал ему жизнь на Земле, ниспослал Пророков, чтобы довести Свои веления и запреты. Однако вместе с тем Он направил и четырех врагов: мирские блага, шайтана, страсти и низменные желания. Для отвергающих этих врагов и придерживающихся пути Аллаhа, Он создал Рай, переполненный роскошью. А для тех, кто позволил себе поддаться низменным соблазнам, уготовил Ад, переполненный мучениями.
В толковании книги имама Навави «Аль-Арба’ин» Ибн Хаджар Хайтами утверждает, что человек превыше ангела, т.е. особенные из людей превыше особенных из ангелов и средние из людей превыше средних из ангелов. Причиной такого возвышения человека над ангелами, ни на мгновение не ослушивающимися своего Господа, заключается в том, что, если бы те враги, которые были направлены против людей, были бы направлены против ангелов, то они могли бы стать более непокорными.
Веления и запреты, указанные человеку, делятся на две категории: связанные с его телом и связанные с его сердцем. К велениям, связанным с телом человека, относятся: совершение намаза, выплачивание заката, паломничество в Мекку и т.д. К запретам относятся: убийство, прелюбодеяние, воровство и т.п.
К велениям, связанным с сердцем человека, относятся: уверование, искреннее богослужение, вера в предопределение, честность, надежда, терпение и т.д. К запретам относятся: неверие, лицемерие, тщеславие, гордыня, зависть и обман. Вторая категория, связанная с сердцем, является для человека более значимой, что разъясняется Хадисом Пророка (салляллаhу’аляйхи ва саллям): «Поистине, есть в теле человека небольшой орган, с улучшением которого улучшается все тело, а с ухудшением – ухудшается все тело, и поистине, этим органом является сердце».
Также Хадис Пророка (салляллаhу’аляйхи ва саллям) гласит: «Поистине, Аллаh не смотрит на ваши тела и на ваш внешний вид, а смотрит на ваши сердца».
Пророк (салляллаhу’аляйхи ва саллям) больше всего обращал внимание на очищение сердец сподвижников. Совершив Хиджру (переселение) из Мекки в Медину, завершив джихад с неверными, закончив с насилием неверных над мусульманами, Пророк (салляллаhу’аляйхи ва саллям) обратился к сподвижникам со словами: «Мы теперь завершили малый джихад, пришло время приступить к большому джихаду»,- имея в виду борьбу с собственным нафсом.
Во времена Пророка (салляллаhу’аляйхи ва саллям) у его сподвижников из-за благодати от его присутствия, его уроков и личностных качеств, чувствительность сердец и богобоязненность отличались наивысшей степенью. И два поколения после них удостоились бараката (благодати) Пророка (салляллаhу’аляйхи ва саллям) благодаря приближенности ко времени Пророка (салляллару аляйхи ва саллям). Ибо в Хадисе передают от имама Бухари и Муслима: «Самое лучшее поколение – мое поколение, затем последующее за этим, а затем и последующее» – так характеризовал сам Пророк (салляллаhу’аляйхи ва саллям) этот период.
С течением времени те недуги, о которых мы раньше упоминали, стали больше проявляться в сердцах людей. Наполнились сердца людей враждой друг к другу, озлоблением, гордыней, нетерпением, лицемерием, тщеславием, низменными проявлениями, страстями, от чего и происходит разделение и разобщенность мусульманского общества.
К счастью для всей исламской уммы, Аллаh сохранил тех людей, которые от самого Пророка (салляллару аляйхи ва саллям) в непрерывной золотой цепочке (силсила) передают его наследие. Сохранив свои сердца и души от болезней, отвергая врагов от своих сердец, в каком бы состоянии ни находились, они не отреклись от Всевышнего Аллаhа . Именно они начали вести людей по Истинному пути. В них стали нуждаться как ученые, так и невежды, потому что даже те люди, которые достигли высокого уровня в изучении исламских наук, обнаружили, что они провели свою жизнь впустую.
Выступление А. M. Исаева, зав. кафедрой богословских дисциплин Исламского университета им. С. Даитова на конференции Северного Кавказа.