28.03.2024

Бисмилляhир-Рахманир-Рахим

АДАБЫ ПРИ ПОСЕЩЕНИИ МОГИЛ ПОКОЙНЫХ ШЕЙХОВ (продолжение)

Адаб четвертый. Совершай рабиту к сердцу посещаемого тобой вали, направив свое сердце к его сердцу, дабы получить файз.
Перечисленные адабы следует одинаково соблюдать как по отношению к живым, так и покойным авлия’.

Адабы при посещении могил покойных шейхов

Адаб пятый. Следует приветствовать вали и читать суры «аль-Фатиха» и «аль-Ихляс» столько раз, сколько попадется ворот при его посещении.

Адаб шестой. Перед могилой покойного следует стоять со стороны ног. При этом необходимо, представив перед собой своего шейха, совершать на него рабиту, и через него добиваться тавассуля к покойному. После этого приветствуй покойного и прочти стоя суры «аль-Фатиха» и «аль-Ихляс». Затем очень желательно прочесть сидя 10 аятов и отдать вознаграждение за это его душе. После этого добивайся от него получения файза, соединив свое сердце с его сердцем, пребывая при этом в вукуфе. Однако свое сердце необходимо представлять находящимся ниже его сердца. И будь убежден в том, что ты обязательно получишь благодать и добивайся этого покорно и настойчиво, прося ее получения [сердцем]. Если укрепишь убежденность в шейхе и в получении от него файза, то обязательно получишь его, даже если сам не почувствуешь этого. Затем прочти ду‘а для себя, своего муршида и всех верующих.
Подобно тому, как, отправляясь к покойному, ты сделал заступником перед ним своего шейха, теперь к своему шейху сделай ходатаем покойного, дабы усилились милость и взгляд шейха на тебя. Знай, что покойный произносит «Аминь», когда ты взываешь к Аллаху [поэтому проси все хорошее для себя и других], и Аллах Своей Милостью ответит ему.

Адаб седьмой. По окончании посещения стоя прочти суры «аль-Фатиха», «аль-Ихляс» и 10 аятов [как и в начале] и приветствуй его, и скажи, что ищешь у него помощи для облегчения своих мирских деяний и деяний потустороннего мира (ахира), проси и моли, сделав его посредником. Уходя, перед каждым выходом вновь приветствуй и читай суры «аль-Фатиха» и «аль-Ихляс». И возвращайся домой с хузуром, оставив развлечения, бесполезные и лишние разговоры. Все адабы соблюдай с покорностью. Так необходимо вести себя по пути туда и обратно. Если будешь вести себя подобным образом, то получишь благодать.

Шейх ‘Аляуддин Аттар (да будет свята его душа!) сказал: «Польза, получаемая от посещения могил шейхов, зависит от того, насколько они знают тебя». Также он поведал: «Приближение к могилам праведных людей имеет большое воздействие на человека. Вместе с этим, обращение (таваджух) к их чистым душам более полезно, так как их воздействие не зависит от расстояния, что доказывают и слова Пророка (аляйхи-ссаляту ва-ссаллям): «Где бы вы ни находились, призывайте на меня благословения (салават)». И примерное представление образа покойных при посещении их могил не приравнивается к знанию их истинного образа (увидев их при жизни), последнее имеет сильное воздействие» («Хадаикатуль-вардия», стр. 149).
Там же на стр. 147 сказано: «Затем, адабом посещения могил является обращение к Аллаху, сделав этих авлия’ посредниками к Нему». В книге «Нур-уль-абсар фи кашфи заламат-иль-хиляф» на стр. 7 говорится: «Посещать могилу желательно со стороны ног покойного, а не со стороны головы, так как это может вызвать усталость глаз покойного, в отличие от прихода со стороны его ног. Тогда он будет напротив его глаз, ибо его глаза смотрят в сторону ног».

Примечание
Тому (шейху), кого посещают мюриды, следует встречать их подобно великому правителю. Если у него есть что-либо из еды, он предлагает посетителям отведать ее, как и делают правители. Если он не поступит подобным образом, то он допустит упущение в адабе с мюридом, ибо возвеличивание людей происходит по их степени возле Всевышнего.
Несомненно, чувства нужды Своего раба более близки ко Всевышнему, чем высокомерие и непотребность. Мюрид посетил его именно для получения знаний, познания Аллаха или наставления на правильный путь.
Поэтому встречать его следует с радостью, оказав ему почет и уважение и угостив чем-нибудь из имеющегося, например, виноградом, изюмом и т.д., как это делал наш достопочтенный шейх ‘Абдуррахман ‘Асави, обладатель тайных и явных знаний. Он никогда не отпускал посетителей, не угостив их чем-нибудь съестным. Аш-Ша‘рани в своей книге «Лаваких-уль-анвар» привел то, что подтверждает сказанное нами (прочти на полях книги «аль-Минан», том 2, стр. 78).
Там же на стр. 79 сказано: «Мой господин Мухаммад бин ‘Анан, когда его посещал кто-либо, не давал ему уйти, пока не накормит его. Если у него не было еды, то он предлагал выпить хотя бы воды и говорил:
«Оживите эту сунну, поистине, это укрепляет сердечную дружбу, усиливает религиозность, поддерживает сердца друг друга».
Там же говорится: «Я слышал, как мой господин Мухаммад бин ‘Анан передавал слова имама Ахмада:
«До нас дошло, что когда собирались салафуны, они не расходились, пока не прочтут суру «аль-Аср», поэтому нам также необходимо стараться следовать этому».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *