Бисмилляhир-Рахманир-Рахим
АДАБЫ ПОСЕЩЕНИЯ ЖИВЫХ ИЛИ ПОКОЙНЫХ ШЕЙХОВ
При посещении шейхов, живых или покойных, необходимо соблюдать семь адабов. Мы должны одинаково уважать всех шейхов, как живых, так и покойных.
Адаб первый. Это – чистота намерения. Вне всяких сомнений, посещающий должен быть твердо уверен в том, что посещаемый им шейх является одним из авлия’. Посещение не должно нести в себе никакой иной цели ни в этой жизни, ни на Том свете, кроме довольства Аллаха. Нельзя посещать шейхов с целью их испытания, ради собственного интереса или того, чтобы увидеть их караматы.
Ибн Хаджар в своей книге «Фатави» рассказывает о том, что погубило Абу ‘Абдуллаха и Ибн Саку, когда те отправились к шейху, чтобы испытать его. Ибн Хаджар в конце книги «Фатави» пишет о том, что приключилось с ними. Абу Са‘ид Абдуллах ибн Аби Асрун, бывший имам шафиитского мазхаба, сказал: «Я прибыл в Багдад и там встретил Ибн Саку, с которым подружился в медресе «Низамийя»». Мы вместе посещали добродетельных людей. В то время в Багдаде жил один человек, которого называли гавсом (Юсуф аль-Хамдани – так написано в книге «Хадаикуль-вардия»). Его особенность заключалась в способности появляться и исчезать, когда он этого хотел. Однажды мы решили посетить его. С нами был и будущий шейх Абдуль-Кадыр, который тогда был молод. Когда мы собирались к нему, Ибн Сака сказал: «Я задам ему один вопрос, на который он не знает ответа». А я, в свою очередь, сказал, что также задам ему вопрос и посмотрю, как он ответит. Абдуль-Кадыр же сказал: «Упаси Аллах от того, чтобы спросить его о чем-либо! Я буду стараться получить его благодать, глядя на него».
Мы вошли к нему, но его не было видно. Он показался нам только спустя час. Шейх сразу же гневно посмотрел на Ибн Саку и произнес: «О горе тебе, Ибн Сака! Ты ли спросишь меня о том, чего я не знаю. Вот твой вопрос, и вот ответ на него. Я вижу огонь неверия, который исходит от тебя». Потом он взглянул на меня и сказал: «О Абдуллах! Ты ли спросишь меня и посмотришь, как я отвечу. Твой вопрос таков, и ответ таков – ты до мочек ушей погрузишься в мирские блага из-за твоего неуважения». Потом он взглянул на шейха Абдуль-Кадыра, приблизил его, оказав почтение, и сказал: «О Абдуль-Кадыр! Ты обрадовал Аллаха и Его Пророка (аляйхи-ссаляту ва-ссаллям) своим прекрасным поведением. Я вижу тебя в Багдаде, взошедшим на престол, обращающимся к людям со словами: «Моя нога на шее всех авлия’ Аллаха». Я вижу, что все святые люди твоего времени склонили головы, возвеличивая тебя». Потом гавс исчез, и мы больше не видели его.
Что касается Абдуль-Кадыра, то он стал приближенным к Аллаху, и у него начали собираться простые и особые люди. И он сказал: «Моя нога на шее всех авлия’». И все авлия’ его времени согласились с этим. Что же касается Ибн Сака, то он глубоко изучил шариатские науки, пока не стал выдающимся ученым и известным тем, что мог победить всякого в любых науках. Он был чрезвычайно красноречивым, почетным и знаменитым ученым, и халиф приблизил его к себе.
Впоследствии он был назначен послом в Византию.
Византийцы были удивлены, найдя его крайне одаренным и почитаемым ученым. К нему шли известные люди, чтобы дискутировать с ним, а он выигрывал у них всех. Тогда византийский король приблизил его к себе, и разногласия увеличились еще более. Ибн Сака, увидев его дочь, влюбился в нее и попросил ее руки. Перед ним было поставлено условие – чтобы жениться на дочери короля, ему необходимо принять христианство. Он принял христианство и женился на ней. Затем он тяжело заболел, его прогнали прочь, и он начал скитаться по рынкам, прося на пропитание.
Однако никто ему не подавал. Вскоре он почернел от болезни. Один его знакомый, проходя мимо, спросил о случившемся. Ибн Сака поведал ему о своем несчастье, причина которого ему известна – это проявление неуважения к тому вали-гавсу. Тогда он спросил его, знает ли он что-нибудь из Корана? Ибн Сака ответил, что забыл все, кроме одного аята, смысл которого следующий: «Неверные желают, чтобы они были мусульманами». На следующий день тот человек,застав его умирающим, повернул его лицом к кибле, но он повернулся в сторону востока. Тот снова повернул его к кибле, но он вновь повернулся на восток, и так продолжалось, пока он не скончался. Умер он, будучи обращенным на восток. При этом он вспоминал слова гавса и осознавал, что несчастье его постигло только из-за неуважения к нему.
«Я же, – продолжил Ибн Асрун, – прибыл в Дамаск.
Ко мне явился правитель Салих Нуруддин аш-Шахид и насильно назначил меня руководителем общественной казны (вакфа). Я начал управлять ею и вскоре очень разбогател. Так оправдались слова гавса, сказанные им всем нам».
Ибн Хаджар (да смилуется над ним Аллах!) отмечает:
«Этот рассказ относится к категории таваттур (достоверный) ввиду большого числа людей передавших его и их достоверности и правдивости. В нем скрыто очень великое предупреждение об опасности в случае возражения и испытания вали Аллаха, чтобы не оказаться в подобной ситуации, как Ибн Сака, хуже и сквернее которой не бывает. Пусть убережет нас Аллах от этого ради Его величия и милостивого Пророка (аляйхи-ссаляту ва-ссаллям) и от попадания в подобные ситуации, и от всех смут и бед только Своей Милостью и Щедростью! В этой истории есть также полное объяснение необходимости веры в них, проявления адаба к ним и хорошего мнения о них, как это возможно».
Перед этой историей он сказал: «Достаточным наказанием для человека, отрицающего вали, являются слова Пророка (аляйхи-ссаляту ва-ссаллям): «Всевышний говорит: «Тому, кто навредит вали, Я объявлю войну». А тот, с кем Аллах воюет, не будет иметь успеха никогда. Алимы говорят: «Аллах не объявляет войны грешникам, кроме отрицающим вали и использующим риба (проценты). Для них существует большая опасность плохой кончины, так как Аллах воюет только с неверными».
Там же сказано, что имам Абуль Касым Кушайри говорил: «Принятие сердцем шейха мюрида есть наиправдивейшее свидетельство о его счастье. И тот,кого отвергло сердце шейха, несомненно, увидит последствия этого, хотя бы спустя некоторое время. Того, кто унизился, проявив неуважение к шейху, несомненно, постигнут несчастья».
В книге «Бакият-ус-салихат», т.е. в арабском переводе книги «ар-Рашахат» говорится: «Когда приходит время отрезать голову корове, отпускайте ее в посевы этих людей (авлия’), когда наступило время сжечь лестницу, то ставьте ее на их стену, когда хотите повергнуть кого-либо, сделайте так, чтобы он ругал их. Да упаси нас Аллах от этого!».
Карамат не является условием для возвеличивания вали. Только познание Бога и истинное знание (якин) являются условием для этого.
Некоторым повелено скрывать караматы, а другим же запрещено их показывать. Бывает и так, что иногда, чтобы испытать мюрида, шейх делает вид, будто ничем не владеет.
Нередко шейх, с целью проверки убеждений и знаний мюрида, делает вид, что ничего не знает. Он не прекращает испытывать мюрида, даже в течение часа («аль-Халидийя»).
Адаб второй. Наличие полноценного омовения.
Адаб третий. Читают суры «аль-Фатиха» и «аль-Ихляс». Вознаграждение за прочитанное отдают шейху и совершают на него рабиту для получения благодати.
Если посещают того, кто не является шейхом-наставником, то также читают «аль-Фатиху» и «аль-Ихляс» и отдают вознаграждение шейху, а его равхани делают посредником к посещаемому. Идти к нему необходимо так, как будто перед тобой равхани муршида, чтобы он помог тебе перед ним. Раскайся в своих грехах, хотя бы сто раз произнеся
«Астахфируллах». Представь себя самым грешным, ничего не знающим и не имеющим в своем запасе благих деяний. Старайся не замечать свою богобоязненность, заслуг, отрешенность от мирского(зухд), и даже не считай себя умным, будучи рядом с ним. Если ты отметишь в себе какие-либо свои достоинства, то никоим образом не получишь файз и благодать от шейха.
Трудности на пути к нему принимай как дар Аллаха,ведь твоя цель Аллах, поэтому трудности принимай за милость.
Как же не принимать трудности посещения в качестве милости, когда одному посещающему через хатиф (голос со стороны) было поведано: «Посещение брата по вере ради Аллаха ценнее для него, чем совершение желательного паломничества сто раз». Так сказано в книге «Дуррат-ун-насихин». Как сказано в хадисе Пророка (аляйхи-ссаляту ва-ссаллям) (см. в книге «Кашф-уль-гуммат»), его провожают на зиярат 70000 ангелов.
В книге «аль-Халидийя» отмечено: «Не бойтесь трудностей в пути, наоборот, считайте их милостью и любезностью Аллаха, так как идущий к муршиду является находящимся на пути к Нему. Поэтому необходимо искренне любить шейха и довольствоваться трудностями, встречающимися на пути к Любимому».
Никогда не добивайся получения от шейха внешней, видимой (захир) благодати и не жди от него ничего, кроме скрытого (батын123) состояния.
Тому, кто говорит с ним, он дает явное (захир). А к тому, кого любит, он обращается сердцем.
Совершенствуй убежденность в его батыне. Если ты заметишь, что какие-то знания или действия шейха не соответствуют шариату, то считай, что в этом кроется некая мудрость, либо польза, либо что ты не понимаешь, для чего это делается.
Если у тебя все же возникнут недостойные мысли о шейхе, то искренне раскайся, как можно быстрее,произнося «Астахфируллах».