26.04.2024

Бисмилляhир-Рахманир-Рахим

ЭТИКА УСЛУЖЕНИЯ ШЕЙХУ

Услужение шейху осуществляется как материально, так и физически. Все, что ты совершаешь для него, является служением самому Создателю и Его Посланнику (салляллаhу’аляйхи ва саллям). Поэтому воспринимай такую возможность как великую милость Аллаhа. Не думай о совершенном тобой как о чем-то значительном, иначе оно обернется для тебя ядом.
Постоянно благодари Всевышнего Аллаhа, сделавшего тебя тем, кто помогает наставнику, ибо благодать помощи, оказанной вышеупомянутым образом и с глубокой убежденностью, несомненно, достанется тебе.
Постарайся немедленно выполнить волю шейха, если даже тебе прикажут отрезать голову, и не ищи этому другой причины, кроме как шариатской. Если вы о чем-то договорились с шейхом, то не проявляй ослушания в выполнении договора. Если даже для тебя существует смертельная опасность, не думай о себе, а всегда, в первую очередь, выполняй его волю в строго указанное время, не откладывая требования шейха даже на мгновение ока.

У одного шейха был очень искренний мюрид. И однажды наставник, пожелав испытать его преданность, спросил его:
— О такой-то! Ты любишь меня?
— Да, мой господин, – ответил мюрид.
— Кого ты любишь больше: меня или своего отца?! – спросил шейх.
— Тебя мой господин, – был ответ мюрида. Затем наставник спросил:
— Как ты думаешь, если я прикажу тебе прийти с головой твоего отца, ты сможешь повиноваться мне?
— О мой господин! Как же я смогу не повиноваться тебе? Ты сейчас сам увидишь, – сказал мюрид и тотчас ушел.

Это было время, когда люди уже спали. Он перелез через стену дома родителей, поднялся на крышу, затем вошел в дом. Там он обнаружил, что отец совокупляется с матерью. Он, не дожидаясь пока отец удовлетворит свою потребность, опустился на него, находящегося в тот момент сверху матери. Мюрид отрезал ему голову, после чего принес ее к муршиду и бросил перед ним. Шейх воскликнул:
— Горе тебе! Ты принес голову своего отца?
— Да мой господин. Вот она, – ответил мюрид.
— Горе тебе! Я же всего лишь пошутил.
— А что касается меня, то я не усматриваю шутку в твоих словах, – сказал мюрид.
— Посмотри отца ли твоего эта голова, – сказал шейх.

Мюрид посмотрел, и оказалось, что голова не его отца. Шейх спросил, чья же она. Оказалось, что она какого-то мужчины, нанятого на работу. Мюрид также рассказал, что жители их города часто брали к себе людей в качестве рабов. Затем шейх сказал, что отец мюрида отсутствовал в эту ночь, а жена же изменила ему, позволив неверующему человеку переспать с ней, дав ему возможность пользоваться собой. Шейху же об этом было поведано через кашфу, поэтому он и отправил мюрида убить этого человека, как было описано выше. Тем самым он хотел подвергнуть испытанию искренность мюрида, и узнал, что тот действительно является преданным, честным мюридом высокого ранга. Впоследствии тот мюрид стал наследником тайны шейха и получил знания сокровенного. Аллаh Помогающ! («Ибриз», стр. 186).
Пусть хорошенько поразмыслит над этим искренний мюрид, поистине, это очень важно!

Не останавливайся там, где остановился шейх. С ним не ешь, не пей, не снимай при нем головной убор. В книге «Ар-раийа» сказано: «Никогда не садись перед ним, скрестив ноги, не показывай при нем ног, а быстро спрячь их. В присутствии муршида не совершай намаз, потому что у честно заботящегося шейху не должно быть другой цели, кроме усердия в услужении ему.
Место, где молится суфий – это дом, в котором он сам живет. Для мюрида не должно существовать другого «гнезда» до тех пор, пока он не вылетит из «гнездышка» своего шейха». То есть, до тех пор, пока его дело в тарикате не станет совершенным и он не улетит от муршида. Только после этого мюрид становится самостоятельным человеком, подобно птенцу, у которого завершилось воспитание и он уже в состоянии летать сам. Поистине, когда птенец становится независимым, он больше не нуждается в родителях («Ибриз»).

За оказание помощи муршиду и услужение ему не ищи никакой пользы и не преследуй корыстных целей, ибо сказано: важно, чтобы мюрид не старался извлечь для себя выгоды ни в чем: ни в достижении познания Аллаhа, ни в том, чтобы ему открылось тайное (фатху), ни в достижении уровня святости (вилайат) и т.п. А если вдруг оказалось так, что в душе у тебя корыстные цели, то не медля покайся, будучи уверенным, что ты создан именно для услужения ему.

Не садись при нем, скрестив ноги, и будь рядом с ним, только спрятав ноги под себя. Под его покрывалом или рядом с ним не ложись, не спи, ибо это также несоблюдение адаба. Возле его постели или же возле него самого не молись, если он тоже не молится, или если вы не находитесь в мечети, или если нет крайней шариатской необходимости.
Смотри на себя как на человека, недостойного услужить ему и постоянно допускающего упущения во всем, что связано с услужением. Ищи то, что принесет пользу муршиду, и соверши это, не откладывая, даже если он не повелел. Если будешь вести себя именно так, в его сердце обязательно найдется место для тебя, и все, что имеется в сердце шейха, в свою очередь, вольется и в твое сердце. «И тогда он постоянно будет получать файз от шейха и заботиться о нем еще с большим усердием, радушием и радостью» («аль-Халидийя»).

В книге «аль-Бакият-ус-салихат», т.е. в арабском переводе книги «ар-Рашахат» на стр. 174 отмечено: «Ему (мюриду) следует проявлять усердие и полностью посвятить свои мысли тому, что требуется от него в данной ситуации. Время совершения зикра и муракабы (степени накшубандийского тариката), в случае, когда он не занят заботой о шейхе, приносит мусульманину покой. Поистине, услужение, являющееся причиной принятия сердцами шейхов – это преддверие зикра и муракабы. Некоторые утверждают, что занятие желательным поклонением (навафиль) – самое лучшее услужение. Но это не так. Поистине, плоды услужения шейху – это любовь муршида к нему и наличие в сердце места для него.
«Сердца по природе любят того, кто делает добро для них», – эти слова поясняют нам это. И совершенно нет равенства между этими двумя плодами услужения, которые являются желаемыми для правоверных».

А в книге «аль-Хадикат-уль-вардийя» (стр. 160) господин Шах Накшбанд (разия Ллаху ‘анху) отмечает:
«Я не взял этот тарикат из книг, а взял из услужения, и это его польза». Еще он говорил: «Каждый человек вступает в тарикат через определенные врата, я же вошел через врата услужения шейху. Тому, кого шейх полюбил, он велит услуживать ему», декламируя при этом двустишие на персидском языке. Вот его арабский перевод [здесь мы приводим русский вариант]:

До высоких степеней ‘Арша тебя доведет услужение,
Посвяти же себя услужению, протягивающему тебе лестницу к нему.
Под словами «…а взял из услужения…» подразумевается услужение шейхам: «Я не взял его, изучая науки. У услужения есть такая особенность». Так сказано в книге «ар-Рашахат» на стр. 175.
И в книге «Лаваких-уль-анвар» (стр. 227) на полях «аль-Минана» во второй части говорится: «Мюрид не сможет возместить своему шейху то, что тот обучил его одному адабу в тарикате, если даже он будет услуживать ему днем и ночью до конца своей жизни».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *