Бисмилляhир-Рахманир-Рахим
ТАСАВВУФ
(Продолжение)
Ассаламу алейкум, дорогие сестры! Сегодня у нас урок тасаввуфа. Надеюсь, вы получили хоть чуть-чуть пользы от предыдущих уроков. Желаю всем полезных знаний и соответствующих деяний!
Имам аль-Газали (да будет доволен им Аллаh) также сказал: «Вступление на путь тасаввуфа является обязательным, ибо никто кроме Пророков (мир им) не застрахован от недостатков и душевных болезней». Аль-имам Джунайд аль-Багдади (да будет доволен им Аллаh) сказал: «Тасаввуф – это следование благим нравам и отход от плохих нравов».
Шейх Мухаммад аль-Араби говорит: «Тасаввуф – это сохранение шариатской этики в явном и тайном поклонении. Тасаввуф – это благой нрав, и кто лучше тебя в благонравии, тот больше владеет учением тасаввуфа».
Поскольку изложить духовную суть суфизма в нескольких словах невозможно, известные алимы описали его с разных сторон и дали суфизму около двух тысяч определений, суть которых сводится к искреннему поклонению Аллаhу.
Хасан-Хильми аль-Кахий (къ.с.) в книге «Буруджу-ль- мушаядат» отмечает, что истинные знания, т. е. науки познания Всевышнего – это удел только избранных Аллаhа, каковыми являются тарикатские шейхи. Тарикат (суфизм) – это наука, которая относится к тайным, сокровенным наукам. Явными же науками могут владеть даже лицемеры и большие грешники. Явные науки – это те науки, которыми можно овладеть путем чтения книг.
Тайная же наука исходит от Всевышнего, и наделяет Он ею только избранных рабов Своих, достигших внутренней чистоты.
Имам Сахруварди в своей книге «Авариф» говорит, что все остальные науки можно постичь и при наличии любви к мирскому, без соблюдения установок и правил, необходимых для постижения сокрытых наук, т. е. наук о богобоязненности (таква).
В подавляющем большинстве случаев любовь к мирскому способствует изучению явных наук. Изучение любой науки сопряжено с трудностями для нафса (эго, внутреннее Я). Нафс создан стремящимся к авторитету, величию. Когда нафс почувствует, что изучением явных наук можно поднять свой авторитет, тогда он переносит лишения, преодолевает трудности, т.е. проводит бессонные ночи, изучая науки. Науку же тасаввуф невозможно постичь вместе с любовью к мирскому, этой наукой овладевают только после отдаления от собственных страстей и стремлений. Ее невозможно изучить, кроме как в «академии богобоязненности» (таква), то есть будучи в тарикате.
Всевышний в высокочтимом Кур`ане говорит:
«Вы изучайте науки богобоязненности, тогда Аллаh одарит вас специальной наукой», т. е. тасаввуфом.
Имам аль-Газали в своей книге «Арба‘ин фи усулю-д-дин» говорит: «Вера во что-то, научное подтверждение веры и испытание веры на себе (завк) – это три разные ступени, находящиеся далеко друг от друга. Для наглядности приведем пример болезни.
Каждый человек верит в существование болезней, врач знает эти болезни и определяет их научно обоснованными методами. Больной же знает о болезни, прочувствовав её на себе. Естественно, суть болезни, ощущения, состояние при болезни знает только больной, то есть лучше больного состояние, ощущения при болезни не может знать никто. Хотя этот пример и несколько отвлеченный (абстрактный), он позволяет дать некоторое представление о суфизме.
Пророк (салляллаhу’аляйхи ва саллям) сказал:
«Не будет вера ни одного из вас совершенной до тех пор, пока не будете желать брату своему того же, чего желаете самому себе». Наукой, которая поднимает веру человека на такой высокий уровень, то есть до совершенства, и является тасаввуф.