Бисмилляhир-Рахманир-Рахим
ВАХЬЮ – БОЖЕСТВЕННОЕ ОТКРОВЕНИЕ.
(Продолжение)
Ассаламу алейкум ва рахматуллаhи ва баракатуh!
То есть откровение происходило в три этапа:
1. Ниспослание в сердце.
2. Чтение вслух.
3. Пояснение смысла.
Создание такой духовной связи между наставником и учеником в тасаввуфе называется таваджухом. Именно та духовная связь, которую создал Аллаh между Пророком (салляллаhу’аляйхи ва саллям) и ангелом Джибрилем (мир ему), передается по цепочке шейхов тариката.
Вышеупомянутый шейх Сайфуллах-Кади (къ.с.) в своей книге «Канзуль-ма’ариф» пишет:
«Ты знай, что для достижения цели (т.е. познания Аллаhа) есть условия, которые необходимо соблюдать. Самым главным из них является встреча с праведными людьми, пребывание в обществе с ними, и польза от этого очень велика. Всевышний Аллаh в Кур`ане говорит означающее: «О, уверовавшие в Аллаhа люди! Вы бойтесь Аллаhа и будьте вместе с праведными людьми». Ты также знай, что общение со знающими Аллаhа людьми – это бесконечное счастье, лучшее, что есть у мюрида, но его эффект не достигается без полной подготовленности и любви мюрида к ним»
На необходимость связи с праведными людьми также указывает и 119-й Аят суры «Тавба»:
«О, уверовавшие в Аллаhа люди! Вы бойтесь Аллаhа и будьте вместе с праведными людьми».
В книге «Тафсиру-ль-Ибн Касир» написано:
«Сподвижник Пророка (салляллаhу’аляйхи ва саллям) Абдулла ибн Омар сказал, что слова Аллаhа «Будьте вместе с праведными» означают «Будьте с Пророком (салляллаhу аляйхи ва салям) и его сподвижниками». Захак говорит: «Будьте с Абу Бакром и Омаром».16
В книге «Танвиру-ль-кулуб» написано:
Великий шейх наш сайид Убайдалла аль-Ахрари сказал: «Пребывание в обществе с праведными людьми, которое повелевал нам Аллаh, происходит двумя способами: 1) быть рядом с ними телом, провести с ними время, чтобы в нем зафиксировать их качества; 2) если нет возможности пребывать в их обществе телом, то быть с ними хотя бы сердцем, мысленно»
Поэтому люди, которые приняли Ислам при жизни Пророка (салляллаhу’аляйхи ва саллям), но не встретились с ним хотя бы один раз, не достигали уровня сподвижников, увидевших Пророка (салляллаhу’аляйхи ва саллям) хотя бы раз в жизни. К примеру, Вахший, который убил самого дорогого для Пророка (салляллаhу аляйхи васаллям) дядю Хамзу, дороже Увайсу-ль-Кур`ани, который является самым дорогим человеком из последователей сподвижников-табиин поскольку Вахший всего один раз видел Пророка (салляллаhу’аляйхи ва саллям). Мухаддис Ахмад ибн Хаджар аль-Хайтами пишет:«Абдуллу ибн Мубарака спросили: «Кто дороже, сподвижник Пророк (салляллаhу’аляйхи ва саллям) Муавия или пятый из праведных халифов Омар, сын Абду-ль-Азиза (один из больших табиинов)?» Абдулла ответил: «Клянусь Аллаhом, что пыль, которая вошла в ноздри коня Муавии, когда он был вместе с Пророком (салляллаhу’аляйхи ва саллям), дороже ста людей, подобных Омару, сыну Абду-ль-Азиза». Он имел в виду, что честь быть сподвижником Пророка (салляллаhу’аляйхи ва саллям), видеть его благородное лицо, принять на себя его дорогой взгляд превыше любых деяний и достоинств».Такого высокого уровня сподвижники достигали благодаря духовному взгляду Пророка (салляллаhу аляйхи васаллям).
Как ангел Джибриль (мир ему) оказывал духовное воздействие на Пророка (салляллаhу’аляйхи ва саллям) и передавал ему божественные знания, так и Пророк (салляллаhу’аляйхи ва саллям) передавал их своим сподвижникам. Даже многочисленные намазы и посты не были в те времена критерием уровня сподвижников, но только те знания, которые они получали от Пророка (салляллаhу’аляйхи ва саллям).
Имам аль-Газали приводит Хадис Пророка (салляллаhу’аляйхи ва саллям):
«Абу Бакр превзошел вас не превосходством намазов и постов, а теми знаниями, которые сокрыты в его сердце».
Всевышний Аллаh ниспосылал Кур`ан Своему посланику Мухаммаду (салляллаhу’аляйхи ва саллям) в течение 23 лет. И все это время он находился в обществе, то есть в сухбате (общении) ангела Джибриля (мир ему), который являлся наставником для Пророка (салляллаhу’аляйхи ва саллям). Он передавал Пророку (салляллаhу’аляйхи ва саллям) божественное откровение от сердца к сердцу через духовную связь, называемую в тасаввуфе таваджухом. Как ангел Джибриль (мир ему) передавал знания Пророку (салляллаhу’аляйхи ва саллям), так и Пророк (салляллаhу’аляйхи ва саллям) передавал их своим сподвижникам, он был наставником для них. Последние были наставниками для тех, кто встречался с ними, и передавали им знания Пророка (салляллаhу’аляйхи ва саллям). Так и по сей день.
Имам Абдуль-Вахаб Ша‘рани в книге «Аль-анвару-ль-кудсият» пишет: «Знай, что Пророк (салляллаhу’аляйхи ва саллям) учил своих сподвижников словам «Ля иляха илляллах» по отдельности и группами. И от них пошла цепочка передачи».
Имам Ахмад ибн Ханбал, Базар, Табарани и другие передают Хадис с достоверной цепочкой от сподвижника Шаддада ибн Авса, как Пророк (салляллаhу’аляйхи ва саллям) собрал их в мечети и, удостоверившись, что среди них нет людей другой веры, научил их словам » Ля иляха илляллах «. И Юсуф Каврани передает Хадис о том, как Али ибн Аби Талиб попросил Пророка (салляллау аляйхи ва саллям) научить его самому легкому и близкому пути достижения Аллаhа, и Пророк (салляллаhу’аляйхи ва саллям) научил его словам » Ля иляха илляллах «.
Было бы наивным предположить, что сподвижники до этого времени не умели говорить » Ля иляха илляллах», и вряд ли они нуждались в обучении этим главным словам в Исламе. Ведь Али ибн Аби Талиб еще в Мекке первым принял Ислам среди подростков и произносил слова » Ля иляха илляллах «.
В книге «Аль-му‘джаму-с-сагир» и «Файзу-ль-кадир» есть Хадисы, указывающие на то, что достоинства встречи с Пророком (салляллаhу’аляйхи ва саллям) передаются от сподвижников тем, кто встречался с ними, и так далее по цепочке:
«Радость тем, кто увидел меня и уверовал в меня; радость тем, кто увидел тех, кто увидел меня; радость тем, кто увидел тех, которые увидели сподвижников, которые увидели меня. Радость им и хороший загробный мир».
По этим Аятам, достоверным Хадисам, изречениям великих людей мы можем сделать вывод, что тасаввуф берет свое начало с первых Божественных откровений нашему Пророку Мухаммаду (салляллаhу’аляйхи ва саллям) и является основой религии, без которой остальные деяния просто не считаются. Также сухбат и таваджух, которые являются основами тасаввуфа, были во времена Пророка (салляллаhу’аляйхи ва саллям) и сподвижников (да будет доволеними Аллаh).
Пусть Аллаh покажет нам истину истинной и даст силы для следования ей и пусть Он покажет неправильное неправильным и защитит нас от него!