08.09.2024

Бисмилляhир-Рахманир-Рахим

ВАХЬЮ – БОЖЕСТВЕННОЕ ОТКРОВЕНИЕ.

Что же такое Божественное откровение и как это происходило? Известный египетский ученый Мухаммад Абд-уль-Азиз аз-Заркани пишет: «Вахью, то есть Божественное откровение, в Шариате означает обучение Всевышним Аллаhом Своего избранного раба всему, чему Он хочет его обучить, тайным, необычным для людей образом. Откровение может происходить разными способами. 1. Обращение Самого Аллаhа к Своему Пророку без посредников, как Он обратился к Пророку Моисею (Муса, мир ему). 2. Внушение, вдохновение, которое Он вкладывает в сердце избранного раба в виде знаний, в которых раб не может сомневаться, или знаний, от которых он не может отказаться. 3. Откровение в сновидениях, которые сбываются с абсолютной точностью. 4. Откровения посредством ангела Джибриля, и именно этот способ откровения понимается под словом «вахью». Последний вид является самым распространенным из всех способов откровения, и Кур`ан от начала до конца был ниспослан именно таким способом»Как же ниспосылался Кур`ан через ангела Джибриля? Мухаммад аз-Заркани пишет:«Откровение посредством ангела означает, что между ангелом и Пророком (салляллаhу’аляйхи ва саллям) образуется духовная связь, во время которой первый может влиять на второго (чтобы передать ему необходимые знания). Такая связь и такое влияние возможно при определенной готовности с обеих сторон. Ангел имеет силу для передачи знаний, потому что он состоит из чистого духа, а Пророк (салляллаhу’аляйхи ва саллям) принимает это влияние посредством чистоты своей духовной стороны и тела, соответствующей чистоте духа ангела. И когда ангел направляет свое влияние на Пророка (салляллаhу’аляйхи ва саллям), он выходит из обычного человеческого состояния, в нем проявляются признаки этого преобразования, и он полностью растворяется в принятии того, что передает ему ангел через эту духовную связь. Все, что передал ему ангел, печатается на его сердце. После окончания этой связи и возвращения в свое обычное состояние Пророк (салляллаhу’аляйхи ва саллям) находит переданное ему откровение как будто написанным на листе его сердца». Из вышеописанного мы видим, что Джибриль, мир ему, передавал Пророку (салляллаhу’аляйхи ва саллям) Аяты Кур`ана не только в устной форме, но также через духовную связь в его сердце. Это подтверждается и Аятами Священного Кур`ана. В Аятах 193-195 суры «Шу‘ара‘» Аллаh говорит:193-192 (смысл): «Воистину, этот Кур`ан – послание Владыки всех миров. Ниспосылал его ангел Джибриль в твое сердце». В тафсире «Руху-ль-баян» эти Аяты комментируются следующим образом: [В твое сердце] означает: «Джибриль прочитал Кур`ан для тебя, чтобы ты запомнил его и понял его смысл». В этом Аяте особое внимание уделено именно сердцу, потому что сердце является местом осмысления и запоминания, кладезью откровения и внушения. И нет ничего в сущности человека более подходящего для Божественного обращения и озарения светом познания Аллаhа, чем сердце. Ниспослание в сердце является особенностью Пророка Мухаммада (салляллаhу’аляйхи ва саллям) и признаком его величия среди других Пророков. Потому что Аллаh давал им Свои книги в готовом виде, написанными на свитках и досках, а не ниспосылал в сердце, как нашему Пророку. Дальше он пишет: «В книге «Кашфу-ль-асрар» говорится: «Кур`ан вначале ниспосылался в сердце Пророка (салляллаhу’аляйхи ва саллям) из-за его жажды к нему и полного погружения в него. Потом уже направлялся на его ум и слух. Такая передача идет сверху вниз, и это удел особых, достигших высокого уровня людей. А простые люди слушают Кур`ан сначала слухом, потом умом и только после этого он достигает их сердец. Такой способ передачи – это поднятие с низкого уровня на более высокий, и это удел мюридов и людей сулука. И между двумя уровнями передачи и получения знаний очень большая разница».

Добавить комментарий