22.04.2024

Бисмилляhир-Рахманир-Рахим

УВАЖЕНИЕ ШЕЙХА

Находятся и такие, кто, даже зная, что тарикат и люди тариката стоят на истинном пути, все равно противостоят им. Понятно, что это происходит только из-за зависти. Обрати внимание на их зависть. Когда Зулейха хотела, чтобы Пророк Юсуф (а.с.) исполнил ее желание, он сказал, что его господином, выкупившим его, является ее муж, и он не совершит никогда подлости по отношению к нему. В книге «Рух уль- баян» толкование Аята, в котором рассказывается о ней, приводится таким образом. Если Пророк Юсуф (а.с.) мог назвать своего хозяина господином, то эти спорщики не хотят допустить, чтобы в приветствии, направленному нашему Пророку (с.а.в.), ради которого было создано все сущее, добавлялось слово «саййидуна» («наш господин»). В Кур`ане сказано: «Когда вы зовете Пророка, то не зовите его по имени так, как вы зовете друг друга. Вы зовите его, возвеличивая: «Я расулю Ллах!» (О, Посланник Аллаhа!), «Я набия Ллах!» (О, Пророк Аллаhа!)» (Кур`ан, 24:63). У них же вызывает спор даже такое взывание к нему.

Из этого Аята видно, что человеку, который обучает хорошему, учителю, следует оказывать почет и уважение. Называть родителей по имени также является проявлением неуважения по отношению к ним, поэтому насколько же неуважительным будет обращение по имени к духовным предкам! Именно по этой причине мюриды не называют шейхов по имени. А эти несчастные говорят, что если к устазу обращаться словом «кудияв» («великий» – в аварском языке это слово используется для выражения особого почета шейху), то это будет отступлением от веры, хотя на самом деле они прекрасно осознают, что из-за этого слова никак невозможно отступить от веры. Тем не менее непреодолимая зависть в них заставляет говорить такую явную ложь.

Слово «кудияв» используется в любом языке. К примеру, в арабском языке говорят «сайид», в русском – «великий». Если того, кто возвеличивает Аллаhа, нельзя называть словом «кудияв», как можно тогда называть кого-то ‘алимом, ведь атрибуты Аллаhа Кудияв и ‘Алим относятся к Его сущности? Эти два имени являются сущностными атрибутами Аллаhа, их никто не дал, им никто не обучал, и они не являются полученными от кого-либо.

Так же, как Аллаh является вечным, не имеющим ни начала, ни конца, вместе с остальными атрибутами и эти атрибуты являются вечными, сущностными. Качества же, которыми мы характеризуем человека, когда говорим, к примеру: «он знающий», «он старший», «он сильный» – являются полученными от Аллаhа.

 Разве здравый ум может поставить на один уровень эти полученные от Аллаhа качества и сущностные атрибуты Самого Аллаhа?

Также у любителей поспорить вызывает отрицание момент целования рук достойных и хороших людей. Из Хадисов Пророка (с.а.в.), рассказов его сподвижников и тех, кто видел сподвижников (таби’инов) видно, что это дозволено. Есть достоверный Хадис, в котором передается, что одна группа евреев поцеловала руку и ногу Пророка (с.а.в.). Так-же достоверно рассказывается, что один человек пришел к Пророку и поцеловал его руку и голову. То, что сподвижники Пророка (с.а.в.) целовали ему руку и ногу, является аргументом для того, чтобы считать дозволенным повторение этого примера по отношению к чистейшим богословам (имеющим вара’1), справедливым правителям и добрым, уважаемым людям, достигших больших высот в религии.

Также аргументом, подтверждающим дозволенность целования руки или ноги, является Аят Священного Кур`ана, гласящий: «Следуйте учению Пророка (салляллаhу’аляйхи ва саллям) и делам его». Великий ученый по имени Суфьян, приблизившийся к познанию Аллаhа, сказал, что целовать руку богослову и справедливому правителю является сунной. Тогда, находившийся рядом в этот момент другой ученый по имени Ибн Мубарак, поцеловал его прямо в голову, сказав: «Кого же целовать, как не тебя!». Нельзя целовать того, кто не является богословом, справедливым правителем или

 очень набожным человеком. Это тоже надо понимать.

 Ученику перед своим учителем подобает сидеть с уважением и вести себя по отношению к нему почтительно и кротко. Уважением к учителю и оказанием ему почета является целование его руки.

Также сторонники споров утверждают, что нельзя кого-то возвеличивать вставанием. Сподвижник Пророка (с.а.в.) Абу Хурайра говорил: «Когда Пророк (с.а.в.) рассказывал нам о чем-нибудь, то каждый раз, когда он вставал, вставали и мы». Великий ученый и законовед Ибн ‘Абидин тоже говорил, что вставать является сунной. Можно вставать, когда кто-то вошел, а также когда встает богослов или ученый.

В книге «Гуньят» сказано: «Когда кто-то встает, приветствуя вошедшего, находясь в мечети или читая Кур`ан, то это не является нежелательным, в том случае, если вошедший достоин этого вставания». И здесь любитель поспорить может сказать: «Смотрите, теперь не осталось ничего,

 чтобы они ни сделали дозволенным». Чтобы убедиться в истинности сказанного, и для того, чтобы еще более расширить свои знания, можно прочесть книгу «Хакикату тавассули уаль-васыля». Да будет Аллаh доволен автором, написавшим эту книгу! Наверное, никто не рассказал об этом так подробно, как он.

(Из книги «Сокровищница благодатных знаний» Саида-афанди (къ.с.))

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *