Бисмилляhир-Рахманир-Рахим
ТАВАССУЛЬ
«Поиск Знаний является обязательным для всех -и для мусульманина и для мусульманки».
В этом Хадисе Пророк (с.а.в.) имеет в виду поиск тех знаний, которые ведут человека к познанию Аллаhа. Невозможно получить должные знания, читая книгу «Дурус уш
шифахийя», чтобы вести споры с богословами. Человек, изучивший подобные книги, не станет ученым, если даже он проживет сто лет. Если человек совершает благие деяния, которые от низкого уровня веры (на котором, как мы сказали вначале, нет стеснения перед Аллаhом даже столько, сколько перед ребенком) приводят его к уровню чистоты в вере, тогда он будет если не ученым, то хотя бы учеником. Тогда мы попадаем в число тех, о ком сказано в Хадисе: «Будь ученым, а если уж не ученым, то хотя бы учеником, а если и не учеником, то хотя бы тем, кто любит их». Ин ша Аллаh, пусть Аллаh наделит нас этим!
Допустим, ты где-то работаешь, и над тобой стоит большой начальник. У этого начальника есть работник, который заведует складом. Он не имеет права притрагиваться к чему-либо без разрешения начальника. С этим начальником ты не знаком, никогда его не видел, а лишь слышал о нем. Но тебе известно, что этот заведующий складом, помимо своей должности, является к тому же другом и доверенным лицом начальника. Например, у тебя возникла необходимость взять что-то со склада.
Разве ты не можешь сказать этому заведующему складом: «Мне нужна такая-то вещь, если можешь, помоги мне, ведь я не могу пройти к самому начальнику». «Конечно, можно, почему нельзя», – скажет заведующий и постарается, как брату, помочь тебе. Попросив разрешения у начальника, он даст нужную тебе вещь.
Друг мой, скажи теперь, кто дал тебе то, в чем ты нуждался? Если ты скажешь, что дал заведующий складом, твой ответ будет неверным, ибо он не имеет права давать что-либо со склада сам, не имея на то разрешения начальника. Если скажешь, что дал начальник, это тоже будет неверным. Разве он сам приходил, чтобы дать тебе что-либо со склада? Как же сказать тогда? Следует сказать, как есть, а именно: «Заведующий складом дал нужную мне вещь с разрешения начальника».
Если ты веришь приближенным к Аллаhу, Его служителям, вот тебе пример рабиты и покровительства (тавассуль). Еще раз вдумайся, если бы ты мог сам получить то, что тебе было необходимо, пойдя прямо к начальнику, ты бы не нуждался в том, чтобы идти к заведующему складом.
Во-вторых, если бы ты даже обратился к начальнику напрямую, и он бы удовлетворил твою просьбу, то и тогда ты бы не смог избежать заведующего складом. Мы и раньше говорили, что Аллаh Сам установил такой порядок и Сам претворил и показал его людям. Обрати внимание, Аллаh поставил ангелов Исрафила, Микаила, Джабраила и Израила, поручив каждому определенную функцию. Разве Аллаh не может Сам лично, не возлагая на них, выполнять эти функции?!
Необходимо знать всем, будь то мюриды или другие мусульмане, что так же, как без разрешения начальника или правителя ни заведующие складами, ни министры не имеют прав совершать самовольно что-либо, так и Пророки, и Авлия, и все творения не имеют ни силы, ни возможностей, кроме как через Аллаhа. Нет мусульман, которые бы не знали об этом. Ты обратился за помощью к заведующему складом только потому, что у тебя не было возможности пойти прямо к начальнику. Если бы ты не ведал разницы между ними обоими, то ты бы не додумался идти к заведующему складом.
Сподвижник Пророка (салляллаhу’аляйхи ва саллям) Ма’аз совершил земной поклон (саджда) Пророку (с.а.в.). Пророк (с.а.в.) не ответил ему ничего другого, кроме как: «Не совершай», – но не сказал, что тот отступил от веры.
И об этом говорят желающие поспорить: «Посмотрите, теперь они позволяют совершать земной поклон и Пророку(с.а.в.)». В этих словах заключается не такой смысл, а следующий:
Пророк ( с.а.в.) сказал: «Любое деяние зависит от намерения». К примеру, если ты прочитаешь Кур`ан с намерением, чтобы тебя услышали люди, ты получишь согласно этому. Известно, что нельзя никому совершать земной поклон, кроме как Аллаhу, в противном случае это будет неверием. Теперь возникает вопрос, почему же Ма’аз совершил поклон Пророку (с.а.в.)? Разве он не знал, что нельзя поклоняться никому другому, кроме как Аллаhу, или же он принял Пророка (с.а.в.) за Аллаhа? Если мы придадим подобные качества Ма’азу, то мы впадем в неверие.
Ма’аз прекрасно знал, насколько высоки перед Аллаhом достоинство и почет
Пророка (с.а.в.). Оттого, что он слишком хорошо знал об этом, а также от огромной любви к Пророку(с.а.в.), Ма’аз совершил этот поклон, а по каким причинам он совершил, мы не знаем. Однако мы точно знаем, что Ма’аз совершил поклон не потому, что перепутал Пророка (с.а.в.) с Аллаhом. Зная об этом, и Пророк (с.а.в.) не сказал ничего Ма’азу, кроме как не совершать поклон. К примеру, по той причине, что народ – это всегда большое количество людей, и уровень невежества растет, кто-то может сказать, что такой-то Пророк или шейх кажется Аллаhом. Долгом ученых и богословов в таком случае является объяснить невежественным людям то, что Аллаh является только Тем, Кто истинно правит делами (Фа’иль), а Его творения являются всего лишь средством и орудием Его воли.
Аллаh не дал знаний ученым и богословам, чтобы они обвиняли в неверии умму Мухаммада (салляллаhу’аляйхи ва саллям). Аллаh наделил их знаниями для того, чтобы они могли обучить незнающих и поправить заблудших. Ваххабиты еще говорят, что тарикат является нововведением и что тасаввуфа никогда не было. Мы выше говорили о том, что тарикат появился вместе с Исламом, но даже если допустить, что его не было раньше, тогда почему и для чего он возник? На что похожи их слова? Слова ваххабитов о том, что тасаввуфа раньше не было, подобны словам о том, что агрономии раньше тоже не было. Конечно, этого слова, может быть, раньше и не было, но точно известно, что сама агрономия была всегда.
Жители Медины еще до появления Ислама опыляли финиковые пальмы. После ниспослания Ислама Пророк(с.а.в.) также велел опылять их. И современная агрономия тоже рекомендует делать это. Ну вот, оказалось же, что агрономия существовала и раньше! Вот так же, как была она, был и тасаввуф.
Их слова о том, что тарикат является нововведением, равносильны тому, что химикаты, которыми мы опрыскиваем растения и фруктовые деревья, тоже являются нововведением, это то, чего не было раньше. Лечение препаратами людей, животных, растений и фруктовых деревьев существовало всегда. Однако необходимость в изобретении новых лекарств возникает тогда, когда появляется новая болезнь. Возникновение и использование их совершается в соответствии со временем, местом и тем, насколько они востребованы. Тарикат – это тоже лекарство, появившееся по причине возникновения болезней в вере среди мусульман. Нет сомнений в том, что с момента появления ваhhабизма увеличились болезни и выросла потребность в лекарствах. Этот мой сборник также пишется в качестве лекарства для тех, кто заражен болезнью с диагнозом «ваhhабизм».
Ваххабиты говорят, что взывать о помощи можно в других случаях, но не в служении Аллаhу. Теперь посмотрим, можно ли делать это в служении. Например, хадж – это вид служения, являющийся одним из пяти столпов Ислама. Разве в совершении хаджа нет нововведений, и не взывают ли о помощи к другим при совершении паломничества?
Первое, что делает человек, намереваясь отправиться в паломничество, – готовит документы. Тот, кто не знает, как заполнить документы, обращается к знающим. Для документов необходимы фотографии, а для этого нужно пойти к фотографу. Когда все будет готово, документы необходимо отправить в Москву для получения визы. Здесь уже тот, кто не владеет языком, не может выехать в Москву, поэтому он вынужден просить того, кто смог бы сделать это.
Все приготовления, которые с самого начала совершает этот человек, являются обязательными. Почему? Потому, что то, от чего зависит выполнение чего-то обязательного, также является обязательным.
Хадж – обязательный столп Ислама. Отправиться в хадж невозможно, если не выполнить вышеназванные приготовления. По этой причине указанные приготовления тоже являются обязательными. Человек, который совершает обязательное деяние, к какому бы типу служения оно ни относилось, является совершающим служение. Получается, что, осуществляя такое служение, его обращение к названным людям является ширком. Неужели среди ваххабитов нет тех, кто подобным образом ищет помощи от людей?
Почему же их ученые позволяют своим последователям впадать в ширк? Почему они не объясняют им, что в служении ширк не допустим, и не говорят, чтобы они выполняли все необходимое, сидя дома и прося у Аллаhа? К тому же, разве наши предки ездили в паломничество, получив визу в Москве? Это же нововведение. Почему же они ездят в Москву, чтобы получить визу? Когда все готово, они отправляются в хадж на автобусах, машинах и самолетах.
А разве Пророк (с.а.в.) и его сподвижники совершали хадж на подобных видах транспорта? Это же тоже нововведение. Почему же ваhhабиты допускают в служении нововведения, которых не совершал Пророк (с.а.в.)? Прибыв в Мекку или Медину, что мы видим, если не нововведения? Разве раньше там были такие огромные гостиницы и отели? Разве Священная Мечеть в Мекке раньше была облицована мрамором? Разве холмы ас-Сафа и аль-Марва раньше были закрытым, как сейчас, коридором? И была ли земля устлана мрамором? Разве в долинах Мина и Арафат не установлены палаточные лагеря для паломников, которых также не было раньше?
Всего, перечисленного выше, во времена Пророка (с.а.в.) не было.