26.05.2024

Бисмилляhир-Рахманир-Рахим

ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ТАСАВВУФ?

(Продолжение)

Ассаламу алейкум ва рахматуллаhи ва баракатуh! Уважаемые учащиеся Медресе! Сегодня у нас второй урок по тасаввуфу. В начале урока читайте тот салават, который я вам написала в прошлый раз. Сделайте намерение следовать тому, что вы поняли из этого урока. Помощь в религии только от Аллаhа! Не забывайте Хадис: «Благодать в вашем старании». Пусть Всевышный наделит нас благодатью Шейхов! Что же такое тасаввуф? В книге «Му‘джаму мусталахати суфият» тасаввуф определяется следующим образом: «Тасаввуф – это следование всему, к чему призывает Кур`ан, соблюдая все нормы и этику Шариата телом и сердцем, чтобы посредством этого достичь совершенства в служении Аллаhу». В книге «Китаб ат-та‘рифати фи истилахати суфийяти» написано: «Тасаввуф – это применение всех качеств служения Аллаhу , то есть постоянное ощущение себя рабом Аллаhа». Великий суфийский шейх Сайфуллах-Кади в своей книге «Канзу-ль-ма‘ариф» пишет: «Знай, что наука тасаввуф, или тарикат, является очень важной наукой, похожей на бесценный бриллиант. Благодаря этой науке раб достигает своей высшей цели (то есть полной покорности Аллаhу). Важность тасаввуфа подтверждает и то, что все Пророки были посланы ради него, а также то, что изучение этой науки является обязанностью каждого мусульманина, потому что Аллаh создал всех людей и джиннов для искреннего, с полным убеждением поклонения Себе. В Кур`ане Всевышний Аллаh говорит: «Я создал джиннов и людей только для поклонения Мне». В той же книге Сайфуллах-Кади пишет:  «Основа тасаввуфа – это ихсан, который Пророк (салляллаhу’аляйхи ва саллям) комментировал как поклонение Аллаhу так, как будто ты Его видишь, зная, что ты находишься под Его постоянным взором». Теперь рассмотрим Хадис, в котором Пророк (салляллаhу’аляйхи ва саллям) учит своих сподвижников религии. Повелитель правоверных, сподвижник Пророка (салляллаhу’аляйхи ва саллям) Омар ибн Хаттаб (радыйаллаhу анха) рассказывает, что они сидели в мечети вместе с Пророком (cалляллаhу аляйхи ва саллям) И вдруг в мечеть вошел непохожий на путника незнакомый человек с черными волосами, в белом одеянии. Он подошел к Пророку (салляллаhу’аляйхи ва саллям), сел напротив него так, чтобы его колени касались колен Пророка (салляллаhу’аляйхи ва саллям), и спросил его об Исламе, имане и ихсане. Через несколько дней Пророк (салляллаhу’аляйхи ва саллям) спросил: «Знаете ли вы, кто был тот человек, который задавал мне вопросы?» Я сказал: «Всевышний Аллаh и его Пророк лучше знают». Пророк (салляллаhу’аляйхи ва саллям) сказал: «Это был ангел Джибриль, который пришел, чтобы разъяснить вам вашу религию». То есть религия Ислам состоит из трех основ: имана – веры, Ислама – соблюдения пяти столпов телом и ихсана – искреннего поклонения Аллаhу. Имам Ибн Хаджар аль-Хайтами так объясняет, что такое ихсан:  «Ихсан – это поклонение Аллаhу в совершенном, предписанном Им виде, соблюдая при этом все обязанности перед Ним, чувствуя Его постоянный взор, зная Его величие и могущество, от начала и до конца». Он также разъясняет, что наука ихсан – это наука тасаввуфа. Вышеописанное показывает, что тасаввуф не что иное, как третья основа Ислама – ихсан. Если ихсан и тасаввуф одно и то же, то тасаввуф является третьей из трех основ религии Ислам, то есть неотъемлемой ее частью. При анализе книг мы обнаруживаем, что в тасаввуфе главным условием для передачи духовных знаний является «сухбат», то есть встреча мюрида с живым наставником. Как и сухбат, главным условием в тасаввуфе является также таваджух – создание духовной связи между учителем и учеником для передачи знания от сердца к сердцу. Шейх Сайфуллах-Кади пишет:  «Для того, чтобы передать знания мюриду, шейх мысленно направляет свой взор к тем знаниям, которые он хочет передать мюриду, концентрирует свое полное внимание на передаче этих знаний к сердцу мюрида. Тогда эти знания переходят в сердце мюрида в соответствии с его готовностью принимать». «Таваджух является основой основ на пути к Аллаhу, кладезю счастья и источником всех знаний…». Тасаввуф начинается с началом Ислама, поэтому в нем не должно быть ничего, чего нет в Исламе, ибо сухбат и таваджух тоже берут свое начало с первых откровений нашему Пророку Мухаммаду (cалляллаhу аляйхи ва саллям). Давайте представим себе этот переломный момент в истории всего человечества и мысленно перейдем в ту эпоху, в которой мир был полон язычества и невежества. 610 год от рождения Христа. Аравийский полуостров, город Мекка, гора Нур. В своем уединении в пещере Хира‘ размышляющий о величии и могуществе Творца миров Мухаммад, сын Абдуллы. По велению Всевышнего Аллаhа к нему является ангел Джибриль, мир ему, с Божественным откровением (вахью), чтобы поручить ему миссию пророчества, и читает ему первые Аяты Священного Кур`ана.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *