29.03.2024

Битва9Бисмилляhир-Рахманир-Рахим

ПОХОДЫ…
(продолжение)

Поход Ибн Абу Хадрада в аль-Габу

История этого похода такова. Мне рассказал ее человек, которому я доверяю, сославшись на ибн Абу Хадрада. Он рассказывал: «Я посватался за женщину из моего народа и обещал дать за нее калым в двести дирхамов. Пришел к Посланнику Аллаха, прося у него помощи в моей женитьбе. Пророк (саллаллаху аляйхи ва саллям) спросил: «Какой ты назначил калым?» Я ответил: «Двести дирхамов, о Посланник Аллаха». Он воскликнул: «Боже мой! Если бы вы даже собирали дирхамы с долины без труда, и то это много. Клянусь Аллахом, я тебе не стану помогать».

Я отложил свадьбу. Тут пришел человек из Бану Джушам ибн Муавия по имени Рифаа ибн Кайс или Кайс ибн Рифаа во главе большого рода из племени Бану Джушам и остановился вместе со всеми своими людьми в аль- Габе — пальмовой роще. Он хотел собрать племена Кайс для войны против Посланника Аллаха.

Пророк (саллаллаху аляйхи ва саллям) вызвал к себе меня вместе с двумя мусульманами и сказал: «Поезжайте к этому человеку и обо всем разузнайте!» Он дал нам старую тощую верблюдицу. Один из нас сел на нее, и, ей-богу, она не смогла встать, настолько она была слаба. Люди помогли ей встать, поддерживая сзади руками. Пророк (саллаллаху аляйхи ва саллям) сказал: «Езжайте на ней по очереди!» Мы выехали, взяв с собой стрелы и мечи. Когда вечером, с заходом солнца, мы подошли близко к селению, я спрятался в укрытии в одной стороне и велел двум своим приятелям сидеть в засаде еще с двух сторон их стоянки. Я им сказал: «Как только вы услышите, что я кричу: «Аллаху Акбар! Аллах Превелик!» и нападу на их лагерь, то вы тоже кричите: «Аллаху Акбар!» и нападайте вместе со мной!»

Мы в таком положении сидим и ждем какой-либо оплошности с их стороны, надеясь настичь кого-нибудь из них. Настала ночь и стало темно. У них был пастух, который пас скот в этих местах. Он задержался, и они начали уже за него беспокоиться. Тогда их предводитель, тот самый Рифаа ибн Кайс встал, повесил свой меч на шею и сказал: «Ей-богу, пойду искать нашего пастуха. С ним случилось что-то неладное». Люди, находящиеся возле него, сказали: «Не ходи, ей-богу! Мы пойдем вместо тебя!» Но он возразил: «Кроме меня никто не пойдет!» Тогда они предложили: «Мы пойдем с тобой!» Он возражал: «Никто из вас не пойдет за мной!» Он пошел и проходил мимо меня. Улучив удобный момент, я пустил в него стрелу и попал ему прямо в сердце. Клянусь Аллахом, он не промолвил ни слова. Я подскочил к нему и отрубил ему голову. Начал шуметь в сторонке от лагеря и кричать:«Аллаху Акбар!» Тут начали шуметь и кричать мои два приятеля. И людям, находящимся в лагере, не оставалось ничего другого, кроме как спастись бегством с криками: «Быстрее! Давай! Давай!», взяв с собой всех, кого могли из женщин и детей, а также из имущества то, что смогли унести с собой. Мы угнали много верблюдов и захватили большую добычу. Все это привезли Посланнику Аллаха. Я принес ему голову Рифаа. Пророк(саллаллаху аляйхи ва саллям) дал мне из добычи тринадцать верблюдов для уплаты калыма. Таким образом я женился.

 

Поход Абд ар-Рахмана ибн Ауфа в Думат аль-Джандаль

Рассказал мне верный человек со слов Ата ибн Абу Рабах, который говорил: «Я слышал, как один из жителей Басры расспрашивал Абдаллаха ибн Амра ибн аль-Хаттаба об оставлении кусочка материи сзади во время наматывания чалмы на голову человека. Абдаллах сказал: «Я сообщу тебе, с позволения Аллаха, об этом со знанием дела. Я был десятым из десяти сподвижников Посланника Аллаха(саллаллаху аляйхи ва саллям) в мечети: Абу Бакр, Омар, Осман, Али, Абд ар-Рахман ибн Ауф, ибн Масуд, Муаз ибн Джабаль, Хузайфа ибн аль-Иаман, Абу Сайд аль-Хадри и я. Вместе с нами находился и Посланник Аллаха. Подошел юноша из ансаров, приветствовал Посланника Аллаха, потом он сел. Он спросил: «О Посланник Аллаха, да благословит тебя Аллах! Который из верующих лучше?» Пророк (саллаллаху аляйхи ва саллям) ответил: «Лучший из них по своим нравственным качествам». Юноша спросил: «А который из верующих самый проницательный?» Пророк ответил: «Тот, кто часто упоминает смерть, кто лучше подготовился к ней еще до того, как она к нему пришла. Эти — наиболее проницательные». Потом юноша умолк. Посланник Аллаха, обратившись к нам, сказал: «О собрание мухаджиров! Вы должны избегать пяти качеств: не должно быть разврата среди людей никогда без публичного его осуждения, иначе среди них появится чума и болезни такие, каких не было у их предшественников; не должны уменьшать меру и вес, иначе вас постигнет неурожайный год, будут трудности с питанием и притеснения власти; не должны воздерживаться от уплаты закята из своего имущества, иначе не будут для них дожди, а слабые дожди будут лишь для домашних животных; нельзя нарушать обет, данный во имя Аллаха и Его посланника, иначе на них нападет враг извне и захватит часть их имущества; их имамы должны судить лишь в соответствии с Книгой Аллаха и не должны изумляться тому, что ниспослал Аллах, иначе Аллах сделает так, что они будут воевать друг с другом».

Потом велел Абд ар-Рахману ибн Ауфу готовиться к выступлению во главе отряда, который он посылал. Вот встал — у него на голове была чалма из черной тонкой хлопчатобумажной ткани. Пророк (саллаллаху аляйхи ва саллям) подошел к нему, развязал его чалму, потом снова намотал ее на его голову и оставил сзади кусок материи на четыре пальца или около этого. Потом сказал: «Вот так, о, ибн Ауф, и завязывай чалму! Так лучше и более подходяще». Потом велел Билялу принести ему знамя. Биляль принес знамя. Пророк (саллаллаху аляйхи ва саллям) славил Аллаха, призвал Его милость на Посланника Аллаха, затем сказал: «Возьми, о ибн Ауф! Воюй против всех на пути Аллаха, сражайся с теми, кто отверг Аллаха! Не поступайте вероломно, не истязайте, не убивайте ребенка! Это — завет Аллаха и образ жизни Его пророка среди вас».

Абд ар-Рахман ибн Ауф взял знамя. (Ибн Хишам добавляет: «И выступил в Думат аль-Джандаль»).

 

Поход Абу Убайды ибн аль-Джарраха на побережье Красного моря

Мне передал Убада ибн аль-Валид ибн Убада ибн ас-Самит со слов своего отца, со слов деда Убады ибн ас-Самита, который рассказывал: «Посланник Аллаха (саллаллаху аляйхи ва саллям) направил отряд на побережье во главе с Абу Убайдой ибн аль-Джаррахом, снабдив их маслом сухих фиников. Абу Убайда кормил людей финиками, потом стал давать по несколько штук, а затем запасы фиников были на исходе, и он давал каждому человеку один финик в день. Однажды он начал делить финики между нами, и по одному финику на человека уже не хватало. И в тот день мы обнаружили, что больше фиников нет. Когда стали голодать, Аллах послал нам из моря животное, мясом и жиром которого кормились двадцать дней, даже поправились и забыли про голод. Наш предводитель взял одного из ребер этого животного и положил на дорогу, потом велел привести самого большого верблюда и посадил на него самого крупного человека из нас. Человек этот, сидя на верблюде, проехал под ребром, и голова его не коснулась ребра. После возвращения мы сообщили об этом Посланнику Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям) и спросили его, правильно ли мы поступили, съев мясо этого животного. Он сказал: «Это — пища, которой накормил вас Аллах».

 

Посылка Амра ибн Умаййи для сражения с Абу Суфьяном ибн Харбом

Ибн Хишам передал: «В числе тех экспедиций и отрядов Посланника Аллаха (саллаллаху аляйхи ва саллям), которых не упоминает ибн Исхак, — посылка Амра ибн Умаййи ад-Дамри. Его отправил в Мекку Посланник Аллаха, (как рассказал мне человек, которому я доверяю, из знатоков преданий) после убийства Хубайба ибн Адия и его товарищей, приказав ему убить Абу Суфьяна ибн Харба. Вместе с ним он послал Джаббара ибн Сахра аль-Ансари. Они оба выехали и, доехав до Мекки, спрятали своих верблюдов в одном из ущелий в местечке под названием Иаджадж. В Мекку вошли ночью. Джаббар сказал Амру: «Может, нам совершить обход вокруг Каабы и помолиться, совершив два коленопреклонения?» Амр ответил: «Люди после ужина сидят во дворе». Джаббар сказал: «Не будут сидеть, если пожелает Аллах». Амр рассказывал: «Мы совершили обход вокруг Каабы и совершили молитву. Потом отправились на поиски Абу Суфьяна. Клянусь Аллахом, когда мы шли по Мекке, один из жителей Мекки увидел меня и, узнав, воскликнул: «Амр ибн Умаййа! Ей-богу, он пришел в Мекку не с добром!» Я своему приятелю сказал: «Надо спасаться!» Мы побежали и поднялись в гору. Люди стали нас искать, но мы поднялись в гору, и они не смогли нас найти. Мы вернулись, вошли в пещеру в горе и ночь провели в ней, предварительно заложив вход в пещеру камнями. Утром один из курайшитов повел своих коней и, собирая для них траву, дошел до нашей пещеры. Я сказал: «Если он увидит нас, то закричит, что мы тут. Гогда нас схватят и убьют». Со мной был кинжал, приготовленный для Абу Суфьяна. Я вышел к нему, ударил кинжалом ему в грудь, он закричал так громко, что его крик услышали жители Мекки. Я вернулся и вошел в пещеру. К нему прибежали люди, а он уже был при последнем издыхании. Его спросили: «Кто тебя ударил?» Он ответил: «Амр ибн Умаййа». Тут же его преодолела смерть, и он умер на месте, не показав место, где мы укрылись. Его унесли. Когда наступил вечер, я своему товарищу сказал: «Надо спасаться». Ночью мы вышли из Мекки, направляясь в Медину. Мы прошли мимо сторожей, которые охраняли труп Хубайба ибн Адия. Один из них сказал: «Ей-богу, более похожего своей походкой на Амра ибн Умаййу я не встречал. Если бы он находилсяв Медине, то я сказал бы, что это Амр ибн Умаййа». Гогда Амр нашел бревно, потянул его к себе, поднял и понес с собой. Они оба побежали. За ними побежали люди. Когда он дошел до утеса на спуске к руслу Иаджаджа, сбросил бревно с утеса. Аллах укрыл его от них, они не смогли его догнать.
Я сказал своему приятелю: «Надо бежать, спасаться! Когда добежишь до своего верблюда, садись на него! А я отвлеку от тебя людей». Этот ансар не мог идти. Я пошел и вышел к месту под названием Даджнан, поднялся в гору и вошел в пещеру. И тут, когда я находился в пещере, вошел ко мне в пещеру старик из Бану ад-Дайль, одноглазый, со своими овечками. Он спросил: «Что за человек?» Я ответил: «Из Бану Бакр. А ты кто?» Он ответил: «Из Бану Бакр». Я сказал: «Добро пожаловать!» Он улегся и, повысив голос, произнес стих:

«Пока я жив, не стану мусульманином
И не приму веры мусульман».

Я про себя сказал: «Ты еще узнаешь!» Подождал, пока он не заснул, взял свой лук, воткнул один конец лука в его здоровый глаз, надавил на него всей своей тяжестью, пока он не дошел до кости. Потом убежал, спасаясь, и пришел в аль-Ардж. Затем направился в Ракубу. Когда спустился в ан-Накиа, увидел двух курайшитов-язычников, которых курайшиты послали в Медину соглядатаями: высматривать и шпионить. Я предложил им сдаться в плен, но они отказались. В одного из них я пустил стрелу и убил, а другого взял в плен, связал веревкой и привел в Медину.

 

Поход Зайда ибн Харисы в Мидйан

Передал Абдаллах ибн Хасан со слов своей матери Фатимы, дочери аль-Хусайна сына Али, что Пророк (саллаллаху аляйхи ва саллям) послал Зайда ибн Харису в сторону Мидйана. Вместе С ним был Думайра, вольноотпущенник Али ибн Абу Талиба и его брат. Фатима рассказывала: «Он взял в плен жителей ущелья Мина, где проживали группы людей. Пленных продали, разделив одних от других. Когда Пророк (саллаллаху аляйхи ва саллям) вышел, они плакали. Пророк (саллаллаху аляйхи ва саллям) спросил: «Что с ними?» Ему сказали: «О Посланник Аллаха! Они разлучены друг от друга». Посланник Аллаха (саллаллаху аляйхи ва саллям) сказал: «Продавайте их только вместе!» (Ибн Хишам поясняет: «Он имел в виду матерей и детей»)

 

Поход Салима ибн Умайра для убийства Абу Афака

Ибн Исхак передает: «Был также поход Салима ибн Умайра против Абу Афака из Бану Амр ибн Ауф. Его лицемерие открылось, когда Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям) убил аль-Хариса ибн Сувайда ибн Самиа. Тогда он произнес следующие стихи:

«Я прожил век и не увидел среди людей
Ни дома, ни общины более верного данному слову
И более исполнительного в данных обязательствах,
Чем люди племени Кайла.
Когда они собираются, то могут снести горы,
И никому не подчиняются.
Их разрушил всадник, который пришел к ним с новой религией.
Если бы вы поверили в могущество или власть, то за вами пошли бы люди».

Посланник Аллаха (саллаллаху аляйхи ва саллям) спросил: «Кто убьет этого нечестивца за меня?» Тогда поехал Салим ибн Умайр из Бану Амр ибн Ауф — один из так называемых «аль-Баккаи» («Плачущих») и убил его.

Поход Умайра ибн Адия для убийства Асмы бинт Марван

Был также поход Умайра ибн Адия аль-Хатмы против Асмы бинт Марван, которая принадлежала к роду Бану Умаййа ибн Зайд. Когда был убит Абу Афак, она проявила лицемерие.

Рассказал Абдаллах ибн аль-Харис ибн аль-Фудайль со слов своего отца, который говорил: «Она была замужем за человеком из Бану Хатма, которого звали Иазид Зайр. Осуждая ислам и мусульман, она сочинила стихи:
«Вы покорились моему родственнику, но он не из вас
И не из племен Мурад и Мазхидж.
Вы ждете его после убийства вождей
Так, как ждут бульон сваренного мяса.
Неужели нет среди вас ни одного молодца,
Который застигнет его врасплох
И покончит с ним, тем самым положит
Конец надеждам тех, кто надеется на него».

Ей ответил Хассан ибн Сабит в следующих стихах:

«Бану Ваиль, Бану Вакиф и Хатма защищают Бану аль-Хазрадж.
Вот она плачет, легкомысленная, и рыдает,
Ведь знает она: смерти не избежать.
Она своим грязным языком коснулась
Человека с таким благородным происхождением,
Высокорожденного и высоконравственного во всех отношениях.
Постигнет ее участь: лежать в крови в тихий час.
И нет греха на том, который исполнит эту кару».

Когда это дошло до Посланника Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям), он сказал: «Кто отомстит за меня дочери Марвана?» Эти слова Посланника Aллаxa услышал Умайр ибн Адий аль-Хатми, находившийся при нем.

В тот же день, с наступлением ночи, он пришел к ней в дом и убил ее. Потом он встал утром вместе с Посланником Аллаха и сообщил ему: «О Посланник Аллаха! Я уже убил ее». Пророк сказал: «Ты помог Аллаху и Его посланнику, о Умайр!» Умайр спросил: «Совершил ли я грех, убив ее, о Посланник Аллаха?» Пророк (саллаллаху аляйхи ва саллям) ответил: «Дело ее совершенно бесспорное». Умайр вернулся к своему роду. А род Бану Хатма тогда разошелся во мнениях относительно дела бинт Марван. У нее тогда было пять сыновей. Умайр ибн Адий, вернувшись от Пророка (саллаллаху аляйхи ва саллям) к своему роду, сказал: «О Бану Хатма! Я убил дочь Марвана. Сделайте со мной, что хотите!»

В этот день впервые ислам стал сильным в роде Бану Хатма. До этого принявшие ислам члены рода скрывали свое мусульманство. В день, когда была убита дочь Марвана, ислам приняли мужчины рода Бану Хатма, увидев могущество ислама.

История пленения Сумамы ибн Усала и принятия им ислама

не передали со слов Абу Сайда аль-Макбури, со слов Абу Хурайры, который рассказывал: «Однажды всадники Посланника Аллаха во время набега захватили человека из племени Бану Хунайфа, не ведая, что это за человек. Когда привели его к Посланнику Аллаха (саллаллаху аляйхи ва саллям), он воскликнул: «Вы знаете, кого схватили? Ведь это Сумама ибн Усал аль-Ханафи! Обращайтесь с ним по-хорошему во время содержания в плену!» Пророк вернулся к себе домой и сказал: «Соберите все, что есть у вас из пищи, и пошлите ему!» Он приказал поить его молоком своей дойной верблюдицы утром и вечером. Но все это не подействовало на Сумаму. Пророк (саллаллаху аляйхи ва саллям)к нему приходил и говорил: «Прими ислам, о Сумама!» На это он отвечал: «Перестань, Мухаммад! Если хочешь убить, убивай! А если хочешь выкуп, то проси, что хочешь!» Так продолжалось столько дней, сколько пожелал Аллах. Однажды Пророк приказал: «Отпустите Сумаму!» Когда его отпустили, он отправился в аль-Бакиа, совершил омовение, тщательно очистился, потом пришел и присягнул Пророку в том, что он принимает ислам. Когда наступил вечер, ему принесли пищу — столько же, сколько приносили раньше, но он съел очень мало. Привели дойную верблюдицу, но он и молока очень мало выпил. Мусульмане этому очень удивились. Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям), когда ему об этом сообщили, сказал: «Чему удивляетесь? Вы удивляетесь человеку, который в начале дня заполнил желудок неверного, а в конце дня — желудок мусульманина? Неверный ест в семь желудков, а мусульманин ест только в один желудок».

Ибн Хишам передал: «Мне передали, что он отправился в малое паломничество, и когда находился в середине Мекки, стал кричать слова: «Лаббайка — вот я перед тобой!» Он был первым, кто, войдя в Мекку, кричал: «Лаббайка!» Курайшиты его схватили и сказали: «Ты осмелился выступить против нас!» Когда его повели, чтобы отрубить ему голову, один из них сказал: «Оставьте его! Ведь вам нужна пища аль-Иамамы». И тогда его отпустили.

Мне рассказывали, что после принятия ислама он сказал Пророку: «Твое лицо мне было самым ненавистным лицом, а сейчас стало самым приятным для меня». Те же слова он сказал в религии и о стране. Потом отправился в паломничество. Когда он пришел в Мекку, его спросили: «Ты что, Сумама, стал сабейцем?» Он ответил: «Нет. Но я последовал лучшей религии — религии Мухаммада. И, клянусь Аллахом, к вам не поступит ни одно зернышко из аль-Иамамы, пока не будет разрешения на это Посланника Аллаха». Потом он отправился в аль-Йамаму и запретил поставлять в Мекку что-либо. Курайшиты обратились к Посланнику Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям) с письмом: «Ты нарушаешь кровное родство! Ты уже разрушил наши родственные связи: убил отцов
мечом, а сыновей — голодом». Пророк (саллаллаху аляйхи ва саллям) написал Сумаме письмо и просил его не препятствовать поставкам продуктов курайшитам.

Поход Алькамы ибн Муджаззира

Когда был убит Ваккас ибн Муджаззир аль-Мудлуджи в битве при Зу Карад, Алькама ибн Муджаззир обратился к Посланнику Аллаха (саллаллаху аляйхи ва саллям) с просьбой направить его вдогонку за неверными, чтобы отомстить им за смерть Ваккаса.

Передал Абд аль-Азиз ибн Мухаммад со слов Мухаммада ибн Амра, со слов Омара ибн аль-Хакама ибн Саудбана, со слов Абу Сайда аль-Худри, который рассказывал: «Посланник Аллаха направил Алькаму ибн Муджаззира, а я был среди них. Когда мы дошли до цели нашего похода или же находились в пути, одна группа из отряда отделилась, а главным над ней был назначен Абдаллах ибн Хузафа, который был одним из сподвижников Посланника Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям). Он любил пошутить. Когда мы находились в пути, он разжег костер, потом обратился к людям: «Разве я не начальник над вами и вы не должны слушаться меня и покоряться мне?» Ему ответили: «Да». Он продолжал: «Если я вам прикажу что-либо, вы выполните это?» Ему ответили: «Да». Он сказал: «Я приказываю вам по своему праву и по своей воле прыгать в этот огонь!» Некоторые люди встали и были уже готовы прыгнуть в огонь. Но он им сказал: «Сядьте! Я пошутил с вами». Об этом рассказали Пророку, когда вернулись к нему. Пророк (саллаллаху аляйхи ва саллям) сказал: «Кто из них прикажет вам неосуществимое, то не подчиняйтесь ему!»

Мухаммад ибн Тальха рассказал, что Алькама ибн Муджаззир и его спутники вернулись, не встретив никакой козни.

 

Отряд Курза ибн Джабара для убийства баджилитов

Рассказал мне один из знатоков со слов того, кто ему рассказал, со слов Мухаммада ибн Тальхи, со слов Османа ибн Абд ар-Рахмана, который рассказывал: «Во время похода против племен Мухариб и Бану Саалаба Посланник Аллаха заимел раба по имени Иасад и сделал его пастухом своим дойных верблюдиц, которые паслись в районе горы Джамма. К Пророку (саллаллаху аляйхи ва саллям) пришла группа людей из племени Кайс Кубба, входящего в состав большого племени Баджила. Эти люди заболели воспалением селезенки. Пророк (саллаллаху аляйхи ва саллям) им сказал: «Идите к дойным верблюдицам, пейте их молоко и мочу!» Они отправились к верблюдицам. Когда они выздоровели, то напали на пастуха
Пророка Йасара и зарезали его. Ему в глаз воткнули шипы, угнали верблюдиц. За ними вдогонку Пророк (саллаллаху аляйхи ва саллям) послал Курза ибн Джабира. Он их догнал и привел к Посланнику Аллаха, который возвращался из похода в Зу Карад. Пророк (саллаллаху аляйхи ва саллям) приказал отрубить им руки и ноги, и выколоть им глаза.

Поход Али ибн Абу Талиба в Йемен

Али ибн Абу Талиб совершил поход в Йемен дважды.
Ибн Хишам передает: «Абу Амр аль-Мадани рассказывал, что Пророк (саллаллаху аляйхи ва саллям) послал Алия ибн Абу Талиба в Йемен, а Халида ибн аль-Валида послал во главе другого войска и при этом сказал: «Если встретитесь, то главным будет Али ибн Абу Талиб». Ибн Исхак упоминает в своем рассказе экспедицию Халида ибн аль-Валида, но не включил ее в число экспедиций и отрядов. Их число, по его словам, должно быть тридцать девять.

Отправка Усамы ибн Зайда в Палестину

Ибн Исхак передал: «Пророк (саллаллаху аляйхи ва саллям) послал Усаму ибн Зайда ибн Харису в Сирию, приказав ему, чтобы всадники перешли границы аль-Балка и ад-Дарум на земле Палестины. Люди подготовились. Вместе с Усамой в состав войска входили также и первые мухаджиры».

Ибн Хишам отмечает, что это была последняя экспедиция, которую отправил Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *