Бисмилляhир-Рахманир-Рахим
ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ АЗАНА
Когда Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) обосновался в Медине и к нему присоединились его братья-мухаджиры, собрались ансары, дело ислама укрепилось. Совершались намазы, были установлены закят, пост, основные законоположения ислама, разрешенные и запретные дела и поступки. Ислам занял среди ансаров прочное место. Эта группа ансаров занимала высокие места в делах и в религии.
К Пророку (салляллаху аляйхи ва саллям), когда он приехал в Медину, приходили люди, чтобы молиться в назначенное время без специального призыва. Пророк (саляллаху аляйхи ва саллям) тогда задумал сделать рог, подобно рогу иудеев, при помощи которого призывали к молитве. Потом отказался от этого. Затем велел сделать гонг. Был сделан гонг, при помощи которого он собирался призывать мусульман к молитве.
Когда все это происходило, Абдаллах ибн Зайд ибн Саалаба ибн Абд Раббихи увидел сон. Он пришел к Пророку (салляллаху аляйхи ва саллям) и сказал: «О Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям)! В эту ночь явилось ко мне видение. Приходил человек, одетый в два плаща зеленого цвета, а в руке он нес гонг. Я спросил его: «О раб Аллаха! Не продашь ли ты этот гонг!» Он спросил: «А что ты с ним будешь делать?» Я ответил: «Будем при его помощи призывать к молитве». Он тогда сказал: «Хочешь, укажу тебе на нечто лучшее, чем это?» Я спросил: «А что же?» Он сказал: «Ты говори: «Аллах велик! Аллах велик! Аллах велик! Аллах велик! Свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха! Свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха! Свидетельствую, что Мухаммад — Посланник Аллаха! Спешите к молитве! Спешите к молитве! Спешите к блаженству! Спешите к блаженству! Аллах велик! Аллах велик! Нет божества, кроме Аллаха!»
Когда рассказал он это Пророку (салляллаху аляйхи ва саллям), Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) сказал: «Это — правдивое видение, если угодно Аллаху. Встань вместе с Билялом, подскажи ему эти слова, и пусть он произносит их. У него голос сильнее, чем у тебя». Когда Биляль произнес эти слова, их услышал Омар ибн аль-Хаттаб, находившийся у себя дома. Он отправился к Пророку (салляллаху аляйхи ва саллям), волоча свой плащ и крича: «Пророк Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям)! Клянусь тем, кто послал тебя с правдой, я видел то же самое!» Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) произнес: «И слава Аллаху за это!>?
Ибн Хишам передал слова ибн Джурайджа, что говорил ему Ата следующее: «Я слышал, как Убайд ибн Умайр аль-Лайси рассказывал: «Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) и его сподвижники договорились призывать к молитве при помощи гонга. Когда Омар ибн аль-Хаттаб хотел уже купить два дерева для гонга, ему приснилось, что не нужно делать гонг, а призывать к молитве надо словами. Омар отправился к Пророку (салляллаху аляйхи ва саллям), чтобы сообщить ему об этом сне. А к Пророку 9салляллаху аляйхи ва саллям) уже пришло откровение об этом. Омар услышал, как Биляль призывает к молитве азаном. Когда Омар рассказал о своем видении, Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) ему сказал: «Тебя уже опередило откровение об этом».
Начало враждебных действий иудеев против Пророка
Ибн Исхак рассказывает: «И тогда священнослужители иудеев начали враждебные действия против Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям), притесняя, завидуя и питая злобу к нему, когда Аллах избрал арабов, чтобы Мухаммада (салляллаху аляйхи ва саллям) послать Пророком из их среды. К ним присоединились люди из родов Аус и Хазрадж, которые продолжали исповедывать язычество. Они были лицемерами в следовании религии своих предков, примешивали язычество, не верили в воскрешение. Ислам
нанес им поражение приходом Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям), сплочением вокруг него арабов, которые сделали вид, что они мусульмане, взяв его на вооружение как защиту от уничтожения. Эти люди лицемерили втайне. Они сочувствовали евреям, которые обвинили Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям) во лжи и отрицали ислам. Иудейские священники задавали Пророку (салляллаху аляйхи ва саллям) разные каверзные вопросы, ставили его в затруднительное положение, приписывали Пророку (салляллаху аляйхи ва саллям) всякие запутанности, чтобы при их помощи прикрыть правду ложью. О них и об их вопросах приходили откровения в Коране. Лишь немногие вопросы по поводу запретных и разрешенных действий были заданы мусульманами.
Среди этих людей названы Хуяй ибн Ахтаб, два его брата: Абу Йасир ибн Ахтаб и Джудай ибн Ахтаб; Салям ибн Мишкам; Кинана ибн ар-Рабиа ибн Абу аль-Хукайк; Салям ибн Абу аль-Хукайк и eгo брат Салям ибн ар-Рабиа; ар-Рабиа ибн ар-Рабиа ибн Абу аль-Хукайк; Амр ибн Джахаш; Кааб ибн аль-Ашраф, он из племени Тай н из рода Набхан, его мать из Бану ан-Надир; аль-Хаджжаж ибн Амр, союзник Кааба ибн аль-Ашрафа; Кардам ибн Кайс, союзник Кааба ибн аль-Ашрафа; Лабид ибн Асам, который пытался околдовать Пророка, чтобы он не любил своих жен.
Принятие ислама Абдаллахом ибн Салямом
История Абдаллаха ибн Саляма, как рассказали мне некоторые члены его семьи, о нем и о принятии им ислама. Он был иудейским священником, ученым-богословом. Он рассказывал: «Когда я услышал о Посланнике Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям), признал его качества, его имя и время его, которого мы ожидали. Я обо всем этом молчал, пока он не приехал в Медину. Когда он остановился в Куба в районе Бану Амр ибн Ауф, пришел человек и сообщил о его приезде. Я был на вершине пальмового дерева и работал там. Моя тетя Халифа, дочь аль-Хариса, сидела под этой пальмой. Когда я услышал весть о приезде Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям), произнес слова восхваления Богу. Моя тетя, услышав это, сказала мне: «Да пошлет тебе Аллах печаль! Ей-богу, если бы даже ты услышал о приходе Мусы ибн Имрана, то не обрадовался бы больше!» Я ей сказал: «О тетя! Он, ей-богу, брат Мусы ибн Имрана, исповедует его религию, послан с тем, с чем был послан Муса (мир ему)». Она сказала: «О мой племянник! Это тот ли Пророк, о котором нам говорили, что он будет послан в конце света?» Я ей ответил: «Да». Сказала: «Вот в чем дело». Потом я пошел к Пророку (салляллаху аляйхи ва саллям) и принял ислам. Вернулся после этого к членам своей семьи и велел им принять ислам тоже. Они приняли ислам. Мусульманство я скрыл от иудеев. Потом я пришел к Пророку ( салляллаху аляйхи ва саллям) и сказал ему: «О Посланник Аллаха 9салляллаху аляйхи ва саллям)! Иудеи — клеветники. Я хочу, чтобы ты принял меня в один из своих, домов и скрыл от них. Потом спроси их обо мне, и пусть они расскажут тебе обо мне, каким я был среди них, но до того, как они узнают о принятии мной ислама. Когда они узнают это, то начнут клеветать на меня и порицать меня». Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) принял меня в один из своих домов. Иудеи пришли к Пророку (салляллаху аляйхи ва саллям) и стали с ним разговаривать, расспрашивать о нем. Тогда Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) спросил их: «Каким человеком является аль-Хусайн ибн Салям среди вас?» Они ответили: «Он — наш господин, сын нашего господина, наш священник и ученый». Когда они кончили говорить, я вышел к ним и сказал: «О иудеи! Почитайте Аллаха, примите то, что принес от него Мухаммад. Ей-богу, вы знаете, что он — Посланник Аллаха. О нем вы найдете подтверждение в Торе: его имя и его качества. Я же свидетельствую, что он — Посланник Аллаха, верую ему, верю ему и признаю его». Они сказали: «Ты лжешь». Потом стали нападать на меня. Я Пророку(салляллаху аляйхи ва саллям) сказал: «Разве я не говорил тебе, о Посланник Аллаха, что они — клеветники, люди коварные, лживые, распутные». Тогда я открыл свое мусульманство и мусульманство членов своей семьи».
История Мухайрика
Мухайрика был иудейским ученым-богословом. Он был человеком богатым, имел большую рощу финиковых пальм. Знал о Пророке (салляллаху аляйхи ва саллям), его качествах, его учении. Но он продолжал верить в свою религию в силу привычки. Таким он пребывал до наступления дня битвы у горы Ухуд. А день битвы у горы Ухуд приходился на субботу. Тогда он сказал: «О иудеи! Ей-богу, вы знаете, что вы должны помочь Мухаммаду». Они сказали: «Ведь сегодня суббота». Он произнес: «Не будет у вас никакой субботы». Потом взял свое оружие и пришел к Пророку (салляллаху аляйхи ва саллям) и его сподвижникам к горе Ухуд. Он своим родственникам перед этим завещал: «Если я буду убит в этот день, то мое состояние перейдет Мухаммаду, и он волен поступать с ним так, как подскажет ему Аллах». Когда началась битва, он вступил в бой и был убит.
Как передавали, Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) тогда сказал: «Мухайрик — лучший из иудеев». Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) взял его земли, и большая часть земельных доходов Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям) в Медине была от земель Мухайрика.
Рассказал мне Абдаллах ибн Абу Бакр историю, переданную ему со слов Сафии бинт Хувай ибм Ахтаб. Она рассказывала: «Я была самым любимым ребенком отца и дяди Абу Йасира. Они всегда брали меня на руки и ласкали, даже больше своих детей. Когда Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) приехал в Медину и остановился у Куба в квартале Бану Амр ибн Ауф, к нему отправились мой отец Хувай ибн Ахтаб и дядя мой Абу Йасир ибн Ахтаб в предрассветном сумраке. Они вернулись только с заходом солнца. Пришли усталые, измученные и чуть ли не падали от усталости. Я побежала им навстречу с радостью, как обычно. Ей-богу, никто из них не обратил на меня внимания; так они были расстроены. Я слышала, как мой дядя Абу Йасир говорил отцу моему Хуваю ибн Ахтабу: «Неужели это он?» Отец сказал: «Да, ей-богу». Тогда дядя спросил: «Ты признаешь его и подтверждаешь, что это именно он?» Ответил: Да». Спросил: «А что у тебя на душе к нему?» Отец ответил: «Вражда к нему, ей-богу, пока буду жив».